Михаил Дзюба — настоящий казак. В свои 100 лет он поражает гордой осанкой, красивой, правильной речью и великолепной памятью. О том, как у Михаила сложилась жизнь, написал «Слуцкі край».
Из потомственных казаков
– По характеру я неугомонный, я и на свет то появился на кукурузном поле, не дождавшись более благоприятных условий, – шутит Михаил Тихонович. – Мама в тот день вместе с другими женщинами трудилась на уборке кукурузы. Случилось это 26 ноября 1921 года в казацкой станице Березовка на Кубани, где жили мои родители. Мой отец — потомственный донской казак Тихон Захарович Дзюба.
21 июня 1941 года выпускник Градовиковской школы Михаил Дзюба вместе с одноклассниками встречал рассвет, как казалось тогда юношам и девушкам, нового дня светлой, счастливой самостоятельной жизни. Но после Великой Отечественной войны из 30 одноклассников Михаила Дзюбы, ушедших на фронт, домой вернулись только 10.
Первый бой и первая награда
22 июня Михаил отправился в военкомат – хотел записаться добровольцем на фронт. Однако его отправили домой, сказали: «Погодь, казак, ещё навоюешься». В июле 1941-го отец получил повестку на фронт. В семье Дзюбы кроме Михаила было ещё четверо маленьких детей, мать Миши сама упросила военкома забрать в армию с отцом старшего сына: так легче ей будет, а отец за парнем присмотрит. Отца и сына направили в кавалерию.
Войну Михаил Тихонович помнит до мельчайших подробностей, говорит, даже до запахов, ведь страшное, увы, не забывается. В городе Сальск Ростовской области, где на железнодорожной станции готовили лошадей для отправки в эшелонах, Михаил попал под бомбёжку.

– Это был кромешный ад – кругом кровь, вперемешку искорёженные трупы людей и лошадей… Много земляков тогда погибло, из 340 лошадей уцелели 17, – вспоминает Михаил. – От увиденного можно было обезуметь.
Первый бой с немецко-фашистскими захватчиками командир орудия 47 конно-артиллерийского дивизиона Михаил Дзюба принял под станицей Семикаракорской. Признаётся, было страшно, от жары и ужаса к телу липла гимнастёрка, пот заливал глаза. Но, пожалуй, больше смерти боялся «промазать», ведь опыта в артиллерийском деле было маловато. Приближались немецкие танки, 400, 300, 50 метров… Огонь! Это уже потом Миша узнал, что на дальнем расстоянии танк «не видит» противника и что лучшая дистанция для поражения этой машины — 50–70 метров. Надёжнее всего стрелять по гусеницам танка, а затем – быстро менять место дислокации, значит, тащить её, родимую – 1 750-килограммовую пушку – под обстрелом и бомбёжкой на себе. С этой задачей справлялись 4 паренька орудийного расчёта.
В том бою Михаилу осколком раздробило фалангу пальца на левой руке, он как мог перебинтовал руку и продолжал сражаться. В госпиталь Миша не пошёл, после боя завхоз батареи отрезал обычным ножом болтавшуюся на кожице часть пальца – вот и вся хирургия. Но в тот день Михаил был бесконечно счастлив: батарея подбила 22 вражеских танка! Однако из 12 наших орудий осталось только три, в том числе Миши Дзюбы.
Первую свою награду – медаль «За отвагу» — он получил за бой возле села Белая Глина (Краснодарский край). Было стратегически важно не пропустить немецкие танки. Михаил и его товарищи с первого выстрела поразили вражеские машины.
Из артиллеристов – в танкисты
– Смерти боятся все, – говорит Михаил Тихонович. – Только желание Родину защитить было сильнее, важнее страха. Мы не считали себя героями, просто делали всё возможное и невозможное, чтобы вернуть свободу, мир на родной земле.
На войне Михаил Тихонович был дважды ранен, тяжело контужен. Во время бомбёжки под посёлком Матвеев Курган (Ростовская область) примерно в 40 метрах от Михаила разорвалась 250-килограммовая бомба. Из ушей, носа и рта юноши шла кровь, он долго был без сознания, его даже причислили к мёртвым. Первое, что услышал, когда очнулся: «Так он же дышит!». В госпиталь снова не пошёл, выздоравливал сам, но оглох на левое ухо.
За военное время Михаилу Дзюбе довелось послужить не только в кавалерии, артиллерии, но и научиться собирать танки, воевать на них. В июне 1942 года в составе группы из 60 человек Михаил был направлен в 24-й фронтовой учебный танковый корпус, проходил обучение в Сталинградском танковом училище и служил в составе 16-й танковой роты в Кургане. Будучи курсантом Харьковского танкового училища, вместе с товарищами из разбитых Т-34 собирал новые танки. Только за первую половину лета 1944 года курсанты восстановили 36 танков. На одном из них Михаил Дзюба написал «За Родину!».
Горел в танке в 1943 году в бою под Мамаевым Курганом. Чтобы выбраться из пылающей машины, Михаил хватался за раскалённый металл, обгорели спина и руки, но остался жив…
Победу Михаил Дзюба встретил под Кёнигсбергом, где воевал на 3-м Белорусском фронте в составе 5-й Гвардейской танковой армии. Что помнится о том потрясающем майском дне? Волны Балтийского моря и счастье людей, отвечает ветеран.
О любви
Война нанесла Михаилу, как и многим другим людям, не только физические, но и душевные раны. В санитарном вагоне под бомбёжкой в 1941 году погибла его первая, ещё школьная, романтическая любовь – девушка Лена. С ней Михаил мечтал о прекрасном будущем, дальнейшей учёбе, молодые люди очень хотели быть похожими на героев фильма «Если завтра война»…

Свою будущую красавицу-жену Тамару Михаил Дзюба встретил уже в мирное время, в Слуцке, куда в 1947 году был направлен на службу в 32-й танковый полк. Когда танкисты въезжали в город, Михаил приметил очаровательную девушку, бросившую ему букетик цветов. Потом встретились на танцах в Доме офицеров. Тамара работала секретарём-машинисткой в сельскохозяйственном отделе Слуцкого райисполкома, была очень чуткой и доброй девушкой. Сердце Миши снова ожило, наполнилось любовью.
Вместе они прожили 52 года, к сожалению, любимой супруги уже давно нет в земной жизни… У Михаила Тихоновича сын Евгений и дочь Алла, двое внуков и двое правнуков. Много лет рядом с отцом заботливая дочь Алла. «Она мой ангел-хранитель», — говорит ветеран.
«Не намерен останавливаться!»
Кроме медали «За отвагу», Михаил Тихонович Дзюба награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», другими наградами.
Служил в Слуцке до 1954 года, на некоторое время был командирован на Чукотку. После демобилизации в звании майора получил два высших образования по профессиям экономиста и педагога. 32 года Михаил Тихонович проработал преподавателем начальной военной подготовки в средних школах №2, 9. И в военное, и в мирное время принимал активное участие в общественной жизни, бел секретарём первичной комсомольской организации батареи, членом КПСС, увлекался литературой, пел в хоре. 111 его учеников выбрали профессию военного.
Михаил Тихонович с болью говорит о неправомерности политики ряда западных стран по отношению к Беларуси, которая стала для него родиной, о бесчеловечности Польши к беженцам на белорусско-польской границе.
– Жаль, глаза подводят, не могу читать, телевизор только слушаю, – сетует ветеран, – жаль, что по этой причине не могу так часто, как прежде, встречаться со школьниками, бывать в трудовых коллективах.

На вопрос о секрете долголетия Михаил Тихонович отвечает коротко: «Трудиться надо, двигаться, не сидеть на месте, не унывать, как бы тяжко не было».
– Знакомая цыганка моей бабушки когда-то нагадала, что я проживу долгую жизнь. Бабушка Татьяна Степановна прожила 102 года, вот и я не намерен сдаваться, останавливаться. Очень хочется узнать, какая будет жизнь дальше, – говорит Михаил Тихонович.
Обновлено в 12.35, 26 ноября: в публикацию внесены уточнения.