После захвата Слуцка оккупантам потребовалось время на организацию новой системы административного управления, которую часто в источниках называют «новый порядок». Случчина вошла в генеральный округ «Белорутения» со столицей в Минске.
Округ делился на окружные районы (крайсгебиты), среди которых был и Слуцкий. Через год, в сентябре 1942 года, оккупанты создали областной комиссариат (гебитскомиссариат) с центром в Слуцке. В него входили Слуцкий, Греский, Стародорожский, Любанский, Старобинский, Вызненский и Копыльский районы. Крайсгебит и гебитскомиссариат возглавлял вплоть до освобождения города в конце июня 1944 года выходец из Мюнхена Генрих Карл.
В начале оккупации
Ущерб, нанесённый городу при его захвате, оказался не такой катастрофический, как это описывалось в немецких источниках. На самом деле пожары и разрушения имели место в основном вдоль Пролетарской (сейчас – Ленина) и прилегающих к ней улицам. Утверждение, что город сожгла отступающая Красная Армия, неверно. Большинство общественных зданий и предприятий Слуцка остались целыми или пострадали незначительно.

Первое время после оккупации Слуцка порядок в городе поддерживали военные. Несмотря на введение комендантского часа и устрашающие распоряжения, часть местного населения устремилась на уцелевшие или частично повреждённые военные склады отступившей Красной Армии. Домой несли продукты питания, бельё, одежду, обувь, другое воинское снаряжение.
Немцы организовали вокруг складов патрули на мотоциклах, которые получили приказ стрелять в людей. Было убито немало горожан и жителей окрестных деревень. Чуть позже склады были взяты под постоянную военную охрану.

Местное самоуправление
С осени в Слуцке под контролем немцев начала работу местная городская управа. Её возглавил немец по фамилии Бахман. До войны он преподавал иностранный язык в Слуцком педучилище и был хорошо известен жителям города. Его заместителем стал бывший начальник ремонтной конторы слуцкого жилуправления Лиходиевский.
Начальником вспомогательной полиции немцы назначили Степана Шнека, бывшего офицера Красной Армии, пострадавшего от репрессий в 1938 году. Его жена была родом со Случчины, куда семья перебралась ещё до войны. Все вышеназванные лица пошли на службу к оккупантам добровольно. В городе была проведена перепись населения, а его жителям выдали немецкие документы.
Была создана биржа труда, которая вела учёт трудоспособного населения и занималась составлением списков людей для отправки в Германию на принудительные работы.
Видимость жизни
Оккупационным властям уже осенью удалось организовать работу электростанции, пекарни, плодово-винодельческого, кожевенного и лесопильного заводов, автомобильных мастерских, мебельного цеха, маслосырзавода, мельницы, бойни, лесхоза и колбасного цеха. Возобновили работу мелкие артели, к примеру, бондарная и кузнечная.
По улице Копыльской заработал магазин по продаже хозяйственных товаров, а на улице Пролетарской, напротив недостроенного Дома культуры, в ателье можно было пошить одежду.
Возобновил работу слуцкий рынок, сначала стихийно. Позже его взяла под контроль городская управа. Здесь жители города, окрестных деревень могли продать и приобрести продукты, одежду, обувь и другие товары. Расчёт вёлся оккупационными марками и советскими рублями, которые шли по курсу 1 марка — 10 рублей.
По улице Садовой начал работу кинотеатр, который до войны назывался «Чырвоная зорка». Здесь демонстрировались кинофильмы и немецкая военная кинохроника. Перед сеансом в фойе играл собранный из местных евреев оркестр, выступали артисты местных националистических организаций.
В здании бывшего педучилища проводились различные мероприятия, организованные оккупационными властями и местной управой. Несмотря на видимость мирной жизни, в городе действовал жёсткий оккупационный режим.

Жёсткий режим
Был установлен комендантский час — с семи часов вечера до пяти утра. Выходить из домов в это время запрещалось под угрозой расстрела. Исключение делалось только для имеющих специальный пропуск.
По Слуцку прокатилась волна арестов советских активистов. Их поместили в слуцкую тюрьму, а после допросов и пыток 140 человек расстреляли во дворе здания по улице Монахова (там сейчас находится специализированный Дом ребёнка).
В городе регулярно, особенно на рынке, проводились облавы с задержаниями. Арестованных отправляли в слуцкую тюрьму. Её начальником стал Колантай. О деяниях главного тюремщика осталась печальная память. По свидетельствам случчан, он любил измываться над заключёнными лично. Для этого имел комплект инструментов: резиновый шланг и специальную многожильную кожаную плеть.
В тюрьме процветало вымогательство. Охрана из числа местных полицейских с ведома своего начальника брала с родственников заключённых взятки. Взамен несчастных обещали якобы освободить или сделать им послабление в режиме содержания. А режим был страшный. По утрам в камеры врывалась охрана и избивала заключённых, причём за эту процедуру надо было платить. Существовал даже своеобразный тариф — в сутки 10 советских рублей, которые были ещё в ходу.
Сколько людей прошло в годы войны через слуцкую тюрьму, сказать невозможно. Известно только, что узники оставили на стенах тысячи прощальных надписей.
Практически всё еврейское население Слуцка было согнано в созданное гетто, которое сначала располагалось на территории 10-го военного городка. С первых дней его существования началось планомерное уничтожение слуцких евреев. Небольшими партиями старых и нетрудоспособных узников под различными предлогами вывозили в урочище Гореваха и расстреливали. Трудоспособных регулярно выгоняли на тяжёлые принудительные работы.
По улице Карла Либкнехта был организован пересыльный лагерь для военнопленных. Попавших в него солдат морили голодом, издевались и использовали как рабсилу.
Жертвами слуцкого гетто и концлагеря стали десятки тысяч человек. Это количество в разы превышает общее число жителей довоенного города.
Этот материал является частью цикла публикаций о Слуцке и случчанах в годы Великой Отечественной войны. Как захватывали Слуцк, чем жили случчане в оккупации, как работало подполье, как освобождали и восстанавливали город. Все материалы цикла — здесь.