Конфликты между рыбаками, отдыхающими и хозяевами водоёмов возникают постоянно. Одни считают: кто платит деньги, тот и прав. Другие же возмущаются, почему водоёмы выкуплены в аренду.
Корреспондент «Kур’ера» разбирался, для каких целей водоёмы сдаются частникам в аренду и кому это выгодно.
Что думают рыбаки
Александр, рыболов-любитель, считает, что платная рыбалка делится на две составляющие: непосредственно рыба и сервис, который организован на водоёме. И с тем, и с другим у нас проблемы.
«Зачастую арендаторы не ответственны за «качество» рыбалки. Поймал – не поймал, а деньги заплатить надо. Что касается сервиса, то белорусский максимум скуден: стоянка для машин, беседка, мангал и десяток мостков, с которых можно ловить.
Почти все озёра и водоёмы в Беларуси сдаются в аренду. Но как у нас развивается рыболовный туризм? Никак. А всё потому, что арендаторы воспринимают водоёмы как источник дохода.
Желая обогатиться, они ещё зачастую нарушают закон. Заключая договор о рыбоводстве, наниматель вправе предоставлять услуги по самовылову рыбы. Если выловил — заплати. Но ведь это невыгодно бизнесменам.
Поэтому они организовывают платную рыбалку, на что не имеют права. Компетентные органы закрывают на это глаза, не желая вмешиваться в их работу. Для них главное, чтобы деньги поступали в бюджет».
Бизнес для души
Случчанин Игорь — заядлый рыбак. На протяжении восьми лет он арендует водоём вблизи деревни Повстынь, на котором проводит всё свободное время. Он рассказал, выгодный ли это бизнес для предпринимателя.
«Договор аренды заключается в местном райисполкоме. В условиях прописано, что я могу заниматься рыбоводством и предоставлением услуг населению. Три года назад власти внесли изменения, добавив пункт: сколько было запущено рыбы, столько же её надо выловить и реализовать. И неважно, рыбаки это сделают или ты сам. С одного гектара я обязан реализовать 350 кг рыбы», — рассказывает собеседник.
По словам Игоря, ежегодно в водоём в Повстыни он запускает около 5 тонн рыбы. В этом году заселили карпа и карася, в предыдущие годы приживали щуку, линя и белого амура.
«Малёк обходится мне в ту же цену, как товарная рыба, — отмечает он. — Рыболовный сезон в Беларуси только летом. В день может приехать как 10 человек, так и ни одной души. Зимой рыбаки приезжают половить плотву, и мы пускаем их бесплатно. Среди людей бытует мнение, что мы, арендаторы, — капиталисты, которые на колхозных копанках набивают себе карманы. Хочется прояснить ситуацию. Деньги я зарабатываю на грузоперевозках, а рыбоводство — это скорее занятие для души. Конечно, как и любой бизнес, он должен приносить доход. Но прибыль мне поступает не за счёт рыбаков, а благодаря реализации рыбы», — говорит случчанин.
Что касается конфликтов между рыбаками и отдыхающими, Игорь считает, что всем не угодишь.
«Мы предупреждаем рыбаков, что могут прийти люди покупаться. Хотя в Слуцке разрешено купаться только в двух местах: на Рудне и в 11-м городке. Но с пулемётом никого возле берега не встречаем, — добавляет собеседник. — Как такового пляжа у нас нет, просто удобный спуск в воду. Если я организую спасательную вышку и посажу спасателя, снабжу его инвентарём, то это будет уже платный пляж. И люди будут ещё больше возмущаться. Поэтому ничего и не предпринимаю».
Выгодно ли властям
В Слуцком районе в аренду для рыбоводства сдаётся семь водоёмов. За них в этом году арендаторы заплатили в местный бюджет 11 тысяч 948 рублей. Ещё один объект — водохранилище Рудня — сдаётся под рыболовство. Его арендатор платит налоги в областной бюджет.
«Арендаторы вправе организовывать платный вылов рыбы. То есть человек по окончании рыбалки платит за улов. Арендаторы могут включать сюда и стоимость сервиса, которым пользуется приезжий. Они сами устанавливают расценки. А уже организация платной рыбалки является правонарушением, — говорит Татьяна Ильяшенко, начальник отдела экономики Слуцкого райисполкома. — Доход от арендаторов небольшой. Водоёмы сдаются в аренду, чтобы у них был хозяин, который должен облагораживать территорию и зарыблять водный объект».