27-летний случчанин Максим Винчевский покорил не одну вершину – впервые в горы он попал в 13 лет. В интервью «Кур’еру» он рассказал о завоевании высот, о чём думает на грани жизни и смерти и почему Эверест не является мечтой.

Любовь к походам

До шестого класса Максим занимался плаванием. Затем учитель физкультуры Дмитрий Кравченко пригласил в кружок спортивного туризма.

«Мне так надоело наматывать километры в бассейне, что потом ещё долгое время не плавал даже в море – не было желания. Занятия туризмом стали для меня отдушиной: мне нравились походы, ночёвки в палатке, еда на костре», – рассказывает собеседник.

Реклама

Первый раз Максим оказался в горах в 2005 году. Ему было 13 лет. На весенних каникулах вместе с группой они отправились в горный Крым. Первые ощущения помнит даже сейчас – каждый шаг давался тяжело, а за плечами висел огромный рюкзак. Спустя два года они покоряли Кавказ – случчане взошли на Эльбрус.

С тех пор альпинизм всегда присутствовал в жизни Максима – два месяца в году он проводит в горах. Покорил разные горные районы: Альпы, Карпаты, Татры, Кавказ, Крым, Урал, Тянь-Шань, Памир, Памиро-Алай. А также вершину Килиманджаро.

Позже его хобби перерастёт в бизнес – Максим занимается удалением опасных деревьев.

Тяжёлая победа

Альпинист из Слуцка: «Два месяца в году я провожу в горах», Слуцк
Тот самый пик «4810», ущелье Каравшин. Фотографии предоставлены героем

В прошлом году случчанин вместе с товарищами выиграл чемпионат, взобравшись на пик «4810», ущелье Каравшин в Кыргызстане. Последний раз белорусы поднимались на него 15 лет назад. Максим отмечает, что это была самая тяжёлая победа. Поскольку это маршрут высшей категории сложности. Спустившись, думал, что в горы больше никогда не поднимется.

«Среди альпинистов есть метка: если ты был на этой горе, ты – большой человек. Гора представляет собой вертикальный отвес с перепадом 1500 метров, по которой ты можешь только лезть. Чтобы подняться до её вершины, нам понадобилась целая неделя, – рассказывает собеседник. – Три дня была плохая погода. Пришлось пережидать её, сидя на маленьком выступе. Места было так мало для четверых, что мы могли либо стоять, либо сидеть».

Максим считает, что такое восхождение сложнее, чем подняться на Эверест. «Гималаи давно стали коммерческим альпинизмом. Поэтому сходить на Эверест не мечта, а вопрос денег. Стоит такой поход – 60 тысяч долларов», – объясняет он.

Альпинист из Слуцка: «Два месяца в году я провожу в горах», Слуцк
На этом выступе четверо белорусских альпинистов просидели три дня, пережидая плохую погоду.

О риске и стереотипах

Максим говорит, что его увлечение поддерживают и жена, и родители. «Мне повезло, что меня никто не отговаривает», – говорит он. При этом подмечая, что альпинизм – опасный вид спорта, даже к самой лёгкой горе нужно относиться серьёзно.

«В опасных ситуациях я думаю о том, куда полечу, есть ли внизу полки, держат ли нижние точки. Просчитываю каждый свой шаг, – делится собеседник. – Снаряжение у нас очень надёжное. Это только в кино показывают, что крюки вылетают и верёвки рвутся. На самом деле верёвка выдерживает 2 тонны. На ней могут одновременно висеть как минимум 10 человек. А снежные штормы только в первый раз представляют опасность. Но опытные альпинисты знают: если ты в палатке и её не порвало – ты как в танке».

Хотя Максиму приходилось видеть и трагические случаи: в Эльбрусе у него на глазах сорвались двое мужчин. «Десять метров от меня летели вниз два альпиниста. Когда мы подошли, оба были мертвы. Как оказалось, они пренебрегли правилами безопасности: шли в «кошках» по льду и не были связаны», – рассказывает он.

Несмотря на риски и опасность, Максим ходит в горы не за адреналином. В горах он, наоборот, успокаивается и отдыхает.

Поход на Килиманджаро

 

Прошлой зимой случчанин вместе с другом поднялся на высшую точку Африки — гору Килиманджаро. Больше, чем гора, его впечатлили условия восхождения. Тебя сопровождает целая компания – гид, помощник гида, официант, повар и носильщик. Без них поход невозможен – на входе стоит охранник с автоматом. Пропуск на гору стоит 1100 долларов. Сопровождающие этих денег не получают, поэтому каждому из них нужно ещё заплатить чаевые.

Рассказывая про отдых в южной республике, Максим отмечает, что, попав туда, очутился в каменном веке. «Съезжая с асфальтированной дороги, ты попадаешь в другую реальность. Для детей лучшая игра – это найти на улице колесо от машины и катать его друг другу. Или помучить курицу. А если у тебя есть машина – ты полубог. Там очень бедно. И грязно: где едят, там и гадят. Это не Германия или Швейцария, где люди заботятся о раздельном мусоре», — делится собеседник.

Добавляя, что в Африке до сих пор существует политика апартеида. «Те, кто сопровождал нас на гору Килиманджаро, пользовались отдельным туалетом, отдельно ели. Они даже шли отдельной тропой, чтобы их никто не видел», — рассказывает Максим.

О маршрутах

Максим – опытный альпинист. Поэтому с годами ему стало намного интереснее ходить по «неизведанным» тропам. И делает он это не для славы или признания. «Есть люди, которые покоряют вершины ради разрядов. Я их называю «клеточниками». За 14 лет я даже не завёл альпинистскую книжку», — говорит он.

И добавляет, что составить сегодня маршрут путешествия не проблема: во многих горных районах развита инфраструктура, а где не пройти – закинут на вертолёте.

«Два месяца в году я провожу в горах». Альпинист из Слуцка рассказал о том, как покоряет вершины, Слуцк

«В одной поездке у нас на четверых было 260 кг груза. В самолёте, кстати, ни разу не платили за перевес. Во многих авиакомпаниях провоз спортинвентаря – бесплатно. Перед паспортным контролем самое тяжёлое надеваем на себя: например, ботинки, которые весят три килограмма. По прибытию на место нам организовали 10 ишаков, которые тащили наши вещи. А где не было возможности пройти – закинули на вертолёте», — вспоминает собеседник.

По мнению Максима, самые развитые горы – Альпы. «У них очень развита инфраструктура. На каждом шагу есть хижины, в которых царит настоящая сказка: печка, вино в бокалах, пледы из шерсти ламы, спагетти. Покруче любых ресторанов», — смеётся он.

Сколько стоит снаряжение

Максим говорит, что такой вид отдыха обходится не дороже, чем лежать на пляже. Зато намного интереснее.

«Конечно, нужно купить одежду и расходники. Например, три пары ботинок обошлись мне в 2500 долларов. Куртка от дождя – 750 евро. Даже верёвка, которая является расходником, стоит 100 долларов. Цены не маленькие, однако один раз купил — и тебе этого хватает надолго», — поясняет он.  Сегодня у случчанина куплено снаряжения на 4 тысячи долларов. И ему постоянно хочется что-то докупать.

Максим отмечает, что альпинизм сегодня никак не спонсируется государством. Хотя у нас есть Белорусская федерация альпинизма.

«Спортсмены ездят, выполняют нормативы, показывают результаты. А у нас это не оценивается. За последние годы организовали только одну поездку на Монблан, чтобы поднять огонь II Европейских игр. Зато хоккей мы доим, доим, а результата никакого», — подчёркивает собеседник.

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии