Плакаты белорусов, посвящённые цензуре, выиграли на международном конкурсе. Одна из работ — случчанина

1

7 сентября в Освенциме открылась VII Международная биеннале социально-политического плаката. В этом году 394 художника из 38 стран, от Афганистана до США и Зимбабве, прислали 758 плакатов. Из них к выставке были допущены только 73 работы.

Биеннале посвящена вопросам и проблемам гражданского общества: толерантности, экологии, равенству прав и влиянию государства на жизнь граждан, расизму, насилию и нарушению прав детей, женщин и меньшинств. По мнению организаторов, плакат представляется «наиболее красноречивой формой выражения комментария художника, которая достигает самой широкой аудитории».

Реклама

Жюри вручило три награды, а также наградило восемь художников в специальных категориях.

Первая награда (1st Prize) досталась белорусу — Юрию Торееву за плакат «Цензура». Также белорусский художник и дизайнер Владимир Цеслер получил за плакат «Министерство культуры» награду ректора Академии изящных искусств в Кракове.

В тему. Владимир Цеслер. Слуцкий брэнд с мировым именем

Плакаты белорусов, посвящённые цензуре, выиграли на международном конкурсе, Слуцк
Слева — плакат Юрия Тореева. Справа — Владимира Цеслера

«Это проблемы не только Беларуси — они общечеловеческие»

Юрий Тореев, преподаватель кафедры графического дизайна БГАИ. Член Белорусского союза дизайнеров:

— Плакат Владимира Цеслера называется «Министерство культуры». Есть такое известное выражение — «Грести всех под одну гребенку», то есть делать всех одинаковыми.

Искусство и Министерство культуры — разные вещи. Наверное, Владимир ставил вопрос: нужно ли художнику министерство? Не все могут быть одинаковыми, ровными, как будто причесанными. Думаю, этот смысл он вкладывал в свою работу.

Мой плакат — с пуговицей, называется «Цензура». В нем я использую символ пуговицы, которую используют, чтобы застегнуть, спрятать, сделать ровным. Две маленькие дырочки, которые есть в пуговице, это маленькие глазки. То есть человечек сидит за этой пуговицей — он цензурирован и может только смотреть через эти маленькие дырочки. Закрытость, а не открытость.

Плакаты нельзя описывать, они сами за себя говорят. Они и являются тем визуальным высказыванием, которое отличается от речевого.

В том, что белорусы выиграли с работами на тему цензуры и «уравниловки», я не вижу иронии. Думаю, совершенно не имеет значения, из какой страны плакат. На биеннале было прислано огромное количество плакатов, более семисот, а выбрано в десять раз меньше. То есть отбор был невероятно большой. И на этой выставке, в каталоге, люди говорят о самых актуальных мировых проблемах. Это проблемы не только Беларуси — они общечеловеческие и находят отклик у жюри и зрителя. Я не думаю, что принадлежность к определенной стране является критерием отбора. Это совершенно не так.

Жюри выбирало те плакаты и высказывания, которые не смотрят в прошлое, а направлены в настоящее и будущее. Поэтому я не думаю, что это касается только Беларуси.

Была церемония наград, и победителей вызывали на сцену, вручали награды. О каждом плакате могли говорить что-то. Например, ректор Академии изящных искусств в Кракове сказал несколько слов о работе Владимира Цеслера — то есть было очень внимательное отношение.

Так как награждение прошло совсем недавно, мы успели только разместить информацию о нем в Facebook, и нас поздравили люди, которые это прочли. Но да, награда на таком международном конкурсе — очень почетно и радостно. Редкий случай, когда художников отмечают на подобных мировых форумах. Участие в таких конкурсах дает профессиональную уверенность в мировом контексте.

Работы, которые получили вторую и третью награду на биеннале

Плакаты белорусов, посвящённые цензуре, выиграли на международном конкурсе, Слуцк
Patrycja Longawa, Tłum (Польша). 2nd Prize
Плакаты белорусов, посвящённые цензуре, выиграли на международном конкурсе, Слуцк
Justyna Jędrysek, Hollywood (Польша). 3rd Prize
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
One life 2015
One life 2015
15 сентября 2018 22:34

Если посвящено толерантности наверняка в жюри голубые были. Плакаты не понравились. Всё теслеровское мне никогда не нравилось. Носятся с ним как дурань с писанной торбай.