О любви, войне и подвиге. Что рассказала картина художника Ивана Стасевича

О любви, войне и подвиге, Слуцк

Не так давно краеведы, занимаясь делами времён Великой Отечественной войны, обратили внимание на картину «В белорусских болотах». Её автор художник Иван Стасевич, уроженец деревни Медведня Стародорожского района, в основу живописного полотна положил свои детские воспоминания и пережитое им в партизанском отряде, действовавшем тогда на Случчине.

Получилось яркое, откровенно биографическое произведение, а история его создания оказалась драматичнее и сложнее, чем сюжет закрученного современного телевизионного сериала.
Партизан Ваня

В начале войны будущему художнику Ване Стасевичу было всего 12 лет. Когда в окрестных лесах появились партизаны, подросток стал их связным. Неоднократно ходил с сообщениями в отряд, выполнял другие поручения.

О любви, войне и подвиге, Слуцк
СЫН ПОЛКА. Когда началась война, будущему художнику Ивану Стасевичу было всего 12 лет.
После одного из них Ваня тяжело заболел. Друзья-связные из отряда навестили его, с собой привели красивую девушку Жанну, сказали, что это «доктор». Благодаря её стараниям парень пошёл на поправку. Однако оставаться в деревне было опасно. Полицейские стали подозревать семью в связях с партизанами, и юноше пришлось перебраться в лесной лагерь. Его берегли, на задания не брали, связным, как прежде, не посылали.

Реклама

Командир отряда Николай Макаревич заметил склонность Вани к рисованию. Ему поручили оформлять стенгазету. Переписывал сводки Совинформбюро, сопровождал их и листовки иллюстрациями. Партизаны не раз говорили, что каждая из них по силе приравнивается к гранате. Но Ваня принимал эти слова за шутку, обижался и жаловался на «несправедливость».

Юношу успокаивала Жанна. Она оказалась не только «доктором», но и дерзкой разведчицей-подрывником. Между ними сложились дружеские отношения. Девушка подарила Ване набор карандашей, а он нередко просил её задержаться, делая с натуры портретные наброски.

О любви, войне и подвиге, Слуцк
ПРООБРАЗ. Мария Романенко, отважная разведчица и подрывник, стала прототипом центрального образа картины «В белорусских болотах» нашего земляка Ивана Стасевича.

Жанна-Мария

Имя красавицы Жанны было партизанским позывным. По документам Мария Романенко, родилась в 1923 году на Брянщине. С 1933 года жила в Магнитогорске. После окончания школы работала токарем на металлургическом комбинате.

Весной 1942 года по комсомольской путёвке прибыла в Москву в распоряжение ЦК ВЛКСМ. Получила задание: в составе диверсионной группы включиться в партизанскую борьбу на территории Белоруссии. После перехода линии фронта в течение двух месяцев добиралась до места назначения, пройдя несколько сотен километров по немецким тылам.

В отряде имени Кирова Жанна-Мария стала рядовым бойцом, комсоргом роты. Наравне со всеми принимала участие в рейдах боевых групп по уничтожению мостов, железнодорожных путей, участвовала в открытых боях с оккупантами.

Жанна-Мария стала любимицей не только отряда, но и местных жителей. Все восторгались её красотой и восхищались смелостью. Здесь же она встретила и свою любовь. Её избранником стал командир партизанского отряда Николай Макаревич.

Весной 1944 года оккупанты начали против партизан масштабную карательную операцию. Пришлось уходить от преследования через болота, вступать в бои с карателями. Один из них стал последним для Жанны-Марии. Будучи уже беременной, она ослушалась командира отряда Макаревича и пошла в бой вместе со всеми… Жанну-Марию похоронили с почестями недалеко от деревни Застаричи в урочище Клятное. Её имя на деревянном памятнике выжигал Ваня Стасевич.

Сын полка

Вскоре после прорыва блокады партизанский отряд встретился с частями Красной Армии. Ваню отправили домой в Медведню. Отца и матери там не оказалось — угнали в Германию. Он подался в Старые Дороги, где встретился с сапёрами, которые писали дорожные указатели, предложил им свою помощь. Получались доб­ротно. Во время работы он рассказал о себе и попросил остаться в части. Командир не стал возражать. Воспитаннику Стасевичу сшили форму и зачислили на довольствие.

Обязанности оказались хлопотными: сразу после занятия очередного населённого пункта надо было развесить на улицах указатели для наступающих войск. Названия менялись, как в калейдоскопе, ориентируя пехоту, артиллерию и танки на Берлин.
Последний указатель, который написал Ваня Стасевич, — «До рейхстага — 250 метров». На символе поверженного врага 16-летний юноша оставил свою подпись: «Иван Стасевич, Старые Дороги — Берлин».

Незабвенный образ

После победы Иван Стасевич возвратился домой, окончил Горковскую среднюю школу. Потом были художественное училище в Минске и Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Выпускнику вуза полагалось написать дипломную работу. Выбор темы сомнений не вызвал. Он написал то, что видел, что пережил.

«Мне не нужно было придумывать героев — я видел их в боях с врагом, в моменты смертельного риска, когда человек, его мысли, чувства обнажаются до дна», — говорил Иван Стасевич.

В процессе работы молодому художнику могли помочь портретные наброски Жанны-Марии, которые он сделал ещё в партизанском детстве.

Однако так получилось, что после гибели отважной партизанки наброски были переданы командиру отряда. Найти Николая Макаревича удалось в Минске, где он осел после войны. Во время встречи вспоминали партизанские годы, а когда разговор дошёл до зарисовок, бывший партизанский командир виновато пояснил, что, мол, так сложилось — новая семья и портреты сохранить не удалось. Образ Жанны-Марии Стасевичу пришлось восстанавливать по памяти. Он стал центральным на живописном полотне молодого художника «В белорусских болотах».

Картина в далёком 1958 году заслужила высокую оценку критики и положила начало творческой деятельности белорусского художника Ивана Стасевича.

P. S. За свою жизнь Иван Никифорович Стасевич (1929 — 1998) написал множество замечательных полотен. Его произведения находятся в ведущих белорусских музеях. Картины художника приобретены также галереями Англии, Австрии, Алжира, Болгарии, Бельгии, Германии, Индии, Италии и Канады. И только одна из них имеет описанную выше уникальную историю создания.

Появление художественного полотна «В белорусских болотах», рассказ художника стали толчком для углублён­ной работы краеведов и музейных работников. В Магнитогорском краеведческом музее появилась экспозиция о партизанской жизни Жанны-Марии Романенко. Знают и помнят о ней на Случчине и Стародорожчине.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии