В 1990-х Минский тракторный завод решил выйти на американский и канадский рынки, чтобы продавать трактора с помощью фирм Belarusian Equipment of Canada Limited («BEC», Канада) и Belarus Machinery Inc. («BMI», США). Первая компания полностью принадлежит российскому «ATEX», а во второй у российского «Автотракторэкспорта» 90% акций, и лишь 10% — наши.

Более 10 лет МТЗ поставлял этим фирмам технику и комплектующие без оплаты, «на реализацию». Дебиторская задолженность росла, и к январю 1999 года «BMI» не оплатил МТЗ $28,5 млн, а «BEC» — $3 млн плюс 9,5 млн канадских долларов.

Реклама

МТЗ пытался взыскать долги, инициировал процедуру банкротства «BEC», но те отклонили иск и выставили МТЗ встречную претензию — по качеству продукции.

МТЗ обратился к американской компании Suraleb Inc., юридическому коллектору, чтобы помогла взыскать долги. Американцы взялись за дело, но выдвинули условия: с того, что удастся взыскать, они оставят себе от 12% до 50% в зависимости от общей суммы, но минимум $1,5 млн. Компании подписали контракт.

За полтора года Suraleb выбило с российских фирм часть долгов в виде техники и имущества. Общая сумма взысканного на тот момент — почти $20 млн, из которых Suraleb хотело за свои услуги $4,4 млн.

МТЗ «по неизвестным причинам» не забрало имущество, которое взыскали американские коллекторы.

Тем временем американцы ещё какое-то время вели переписку и оказывали давление, пытаясь заставить белорусов оплатить услуги. Но те требования игнорировали.

В 2003 году американская компания обратилась в Стокгольмский арбитраж. Американцы потребовали, чтобы МТЗ оплатил задолженность и пеню, а также возместил юридические издержки.

Судебное разбирательство продолжалось несколько лет. В конце мая 2006 года было вынесено решение: белорусская компания не выполнила договор и признана виновной и должна оплатить услуги американцам.

Правда, суд корректирует требования американцев. Белорусская сторона остаётся должна около $3,5 млн. МТЗ отказался платить по этим счетам.

В декабре 2006 года решение арбитража признаётся в США и принимается к исполнению. Спустя ещё некоторое время признается в Румынии и Канаде.

МТЗ удавалось уклоняться от исполнения решения, но по настоянию американцев в июне 2017 года решение Стокгольмского арбитража признаётся в Литве. Литовцы приступили к принудительному исполнению решения.

Какова ситуация на сегодняшний день

В Литве, Канаде, США, Румынии арестованы все активы МТЗ. Филиал МТЗ прекратил свою деятельность в Литве, любая техника в собственности МТЗ будет конфискована в пользу Suraleb при попытке ввезти её на территорию вышеупомянутых стран.

МТЗ лишён права получать средства от своих дилеров за поставленную продукцию.

Имущество МТЗ в Литве (в других странах оно продано за незначительные суммы) в ближайшее время пойдёт с молотка. Авторские права и знаки также арестованы, торговая марка «Беларус» и «Belarus» находится под «временным ограничением прав».

В мае 2018 года литовский суд принял к исполнению постановление канадского суда в Онтарио и обязал МТЗ оплатить юридические издержки и в этой стране — почти $400 тысяч.

Из-за проблем с торговым знаком «МТЗ» и «Беларус» у завода возникнут сложности с поставками техники в другие страны Евросоюза.

Насколько известно «Нашей Ниве», юристы американской компании намерены последовательно продвигать признание решения шведского арбитража в других странах ЕС.

На сегодня долг МТЗ составляет около $5 млн.

Что говорит юрист компании Suraleb в Литве Эгидиюс Маркюнас

«В 2016 году стороны предварительно договорились о мировом соглашении, но по неизвестным причинам МТЗ отказался подписывать его.

В соответствии с последующими судебными решениями сумма, которую должен был выплатить МТЗ, почти удвоилась и продолжает расти.

К настоящему времени процесс взыскания долгов перешёл в ту стадию, когда судебные приставы с аукциона будут продавать активы МТЗ: торговые знаки «БЕЛАРУС» и «МТЗ», дебиторские задолженности и прочие активы», — объясняет Маркюнас.

Маркюнас обратил внимание и на то, что литовскими приставами арестованы торговые знаки «MTZ» i «BELARUS» на уровне WIPO — Всемирной организации интеллектуальной собственности.

МТЗ обжаловал действия приставов. Если суд отклонит их жалобу, то вышеупомянутые торговые знаки будут выставлены на аукцион.

На данный момент неясно, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Известно, что она контролируется на уровне правительства.

Насколько для МТЗ чувствительны $5 млн

Если в 2015 году МТЗ был полностью убыточным предприятием, то в 2017-м он уже работал с чистой прибылью почти $34 млн.

На начало 2018 года за заводом ещё числились астрономические долги — долгосрочные обязательства по кредитам и займам составляли 511 млн рублей.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии