Вечером 1 января 2013 года, пока случчане отдыхали от встречи Нового года, в магазин № 58 заявился грабитель с топором, напал на продавца, забрал дневную выручку и убежал.
Подробности этого уголовного дела «Кур’еру» рассказали Виталий Протасеня, заместитель начальника Слуцкого райотдела Следственного комитета, и Александр Хаванский, в 2013 году начальник Слуцкого межрайотдела Комитета судебных экспертиз.
Как это было
Грабитель готовился к преступлению, наблюдал за чёрным ходом магазина и знал, в какое время должны приехать инкассаторы за выручкой. За несколько минут до приезда машины инкассации преступник с топором и собственноручно изготовленной маской был на месте.
Сотрудница магазина уже подготовила выручку, уложила её в мешок и с ним подошла к чёрному ходу. Грабитель распахнул незапертую дверь и лицом к лицу встретился с женщиной-продавцом. Он действовал быстро — несколько раз ударил топором по рукам. Однако сотрудница оказала сопротивление, выбила из рук нападавшего топор и стянула с его лица маску.
Грабитель выхватил сумку с деньгами и бросился бежать. Его добычей стали 55 600 рублей, что по курсу того времени составляло почти $6500.
Как нашли подозреваемого
На место приехала опергруппа, эксперты, следователи. Оперативники всю ночь и следующие дни прочёсывали близлежащие дворы, осматривали мусорные контейнеры, опрашивали жителей. Поиски результатов не давали.
Женщина-продавец только на третий день смогла дать показания — отходила от шока. Но описать внешность преступника она не смогла. Лишь вспомнила, что мужчина маленького роста — около 160 см. Был одет в джинсы и синюю куртку со светлым мехом на капюшоне.
Хоть топор и маску преступник оставил на месте преступления, исследования этих вещдоков не принесли результатов. Следы пальцев рук оказались неудачными для идентификации, а образец ДНК, взятый с маски грабителя, не значился в базе правоохранительных органов.
Оставалась одна зацепка — маленький рост грабителя. Опера принялись за отработку ранее судимых, исключив из подозреваемых всех, кто выше 160 см.
Как проходят такие отработки — тайна следствия. Скажем лишь, что преступника выдала жизнь не по средствам: после 1 января скромный образ жизни он круто изменил на барский — покупал дорогие продукты, выпивку, обновки. В общем, жил на широкую ногу.
В распоряжении экспертов оказался окурок, оставленный подозреваемым в пепельнице. Взятый с него образец ДНК 64-летнего рецидивиста Анатолия совпал с образцом ДНК с маски грабителя. Круг замкнулся.
Мужчину пригласили для беседы, по всем правилам взяли образец ДНК. Признаваться в ограблении Анатолий не хотел. Сетовал, что пожилой человек и не способен кого-то обидеть. Однако генетическая экспертиза подтвердила причастность к преступлению. Отпираться было бессмысленно. Рецидивист дал признательные показания. При этом утверждал, что топор просто держал в руках. Бить сотрудницу магазина не собирался и не делал этого.
Портрет преступника
За плечами Анатолия шесть судимостей за кражи и грабежи. Первую «ходку» совершил в 30-летнем возрасте. В общей сложности за решёткой провёл 25 лет. На свободе родственников и друзей не было. Жил в общежитии.
По словам задержанного, знакомый как-то рассказал ему, что около семи часов вечера в магазин приезжают инкассаторы. 1 января 2013 года он прогуливался мимо магазина и вспомнил слова знакомого. Глянул на часы — почти семь вечера. Тогда созрело решение об ограблении. Возле магазина увидел машину с открытым багажником. В нём лежал топор и куртка. Ножом отрезал от куртки рукав и сделал из него маску. Натянул её на лицо и зашёл в магазин.
Суд признал Анатолия виновным и назначил наказание — 10 лет лишения свободы.
Остались вопросы
При обыске комнаты Анатолия в общежитии денег не нашли. Мог ли пожилой человек за пару месяцев прогулять $6500? Или часть всё-таки спрятал, надеясь после отсидки воспользоваться заначкой?
Тут преступник прогадал. Потратить деньги после освобождения он вряд ли сможет. Во-первых, рубль обесценился в несколько раз. Во-вторых, произошла деноминация. Через несколько лет обменять купюры старого образца будет невозможно.
Я конечно все понимаю, но получается что сотрудники уголовного розыска, которые пол года работали по раскрытию данного преступления совсем не причем? Кроме того вещественные доказательства изымались не те и не там. Грустно что размещается непроверенная и искаженная информация.
А на вид безобидный дядечка ))