Художник из слуцкой деревни: «Искусство — дело сложное, без водки невозможное»

9
Фото: Алексей Скрынников
Фото: Алексей Скрынников

Леонид Есипович пишет картины уже более 50 лет. Он может нарисовать в любом стиле, скопировать работы известных художников. Но в Беларуси творчество не кормит, считает мастер. О том, почему он мечтает вернуться в Литву, сколько стоит работа художника в Беларуси и почему не любит современное искусство, Леонид рассказал «Кур'еру».

Немного о себе

Леонид Есипович занимается рисованием ещё со школы. Под руководством учителя в 11-м классе он писал портреты политбюро для демонстраций. Ходил на частные уроки к слуцкому художику Владимиру Садину.

Реклама

«Все картины, что я писал для себя, были для души. На заказ — просто так. Я никогда не продам любимую картину. Скопирую, а любимую не отдам. Мой брат, художник Леонид Гурбо, удивлялся, насколько чётко я прописываю детали. Я могу нарисовать в любом стиле, скопировать любую картину. Но люблю старые вещи: Караваджо, Рафаэль, Рембрандт. Особенно художников, которые работали с тёмным фоном. Я ими восхищаюсь.

Я готов и день, и ночь писать, если бы только у меня была возможность жить и существовать, покупать краски, — рассказывает собеседник. — Художники говорят: «Искусство — дело сложное, без водки невозможное». И это так, большинство произведений было создано под влиянием алкоголя и наркотиков. Но это не про меня".

Автопортрет. Фото: Алексей Скрынников
Автопортрет. Фото: Алексей Скрынников

О жизни в Литве

В Литву Леонид Есипович уехал в 1965 году — призвали в армию. Отслужил два года в ВДВ и остался. В это время в Минской художественной школе объявили набор, но желающих поступить было много, и руководство школы попросило филиал Вильнюсского художественного института в Каунасе открыть группу с русскоязычными студентами. В эту группу и попал Леонид.

«После армии я работал в Доме офицеров, с начальством имел хорошие отношения, поэтому меня везде можно было протолкнуть. Как такового документа я не имел, но занятия посещал.

Бывало, рисовали с натуры. Но чтобы позировали, надо было платить. К нам приходили и женщины, и девушки, и студентки того же Каунасского института. Мы подписывались о неразглашении, кто она и где", — рассказывает художник.

В Каунасе Леонид проработал 15 лет. Он занимался анонсовой рекламой, работал в кинотеатрах, где рисовал афиши. «Естественно, я рисовал и для себя, и по заказам. В то время было легче жить. Везде нужна была наглядная агитация: на заводах, в колхозах, совхозах…»

В руках художник держит портрет дочери
В руках художник держит портрет дочери

Об отношении к Беларуси

В 1992 году Леонид вернулся в Беларусь — умерла мать, надо было присматривать за отцом.

«Когда пересекал границу, мне разрешили перевезти лишь несколько картин, остальные остались у друзей, знакомых, родственников. Жалко, конечно.

Ещё был случай у меня. Ехал к другу в Чехию, вёз ему картину Красаускаса, — говорит художник. — На белорусской границе отобрали, сказали порнография. Есть люди такие «тупые», им не понять.

В Литве демократия, у нас совсем не то отношение к людям. Там культура, другой мир. Мы настолько далеки от них. Кто хочет заработать, сделает это. А наши если и хотят, у них возможности нет. Для того чтобы в Беларуси был рынок, дай сразу заработать, а потом требуй. Бардак. Литовцы удивляются, что люди так живут в Беларуси.

Если бы я забросил всё, продал этот дом и уехал в Литву, то совсем по-другому работал и жил бы: посвятил бы себя искусству, а так посвящаю себя огороду. А зимой люблю порисовать".

171004_hudozhnik_02

Отношение к современному искусству

«К современному искусству отношусь вообще никак. Я его не признаю. Последнее искусство — «Чёрный квадрат» Малевича. Он сказал, что в искусстве направлений уже нет, оно исчерпало себя. А сейчас начинается что? Самая настоящая пакость.

Считаю, что вся художественная история исчерпана, сейчас всё заключается в деньгах, — говорит Леонид. — Те же французские экспрессионисты появились благодаря меценатам, которые видели талант и спаивали, направляя на такую деятельность. Художники жили впроголодь, а сейчас вон какие деньги за них берут. Как и в жизни везде обман".

О старых мастерах

«Я восхищаюсь старыми мастерами. Они были трудяги. Короли их при себе держали, потому что видели, что создаются шедевры, — делится художник. — Я был во Франции в музеях. Ну, зашёл и вышел. А когда посмотришь на картины того же Пикассо, тут подумать, постоять можно».

171004_hudozhnik_03

О деньгах

«Когда приехал жить в Ретовщину, в основном давал объявления в СМИ, что пишу портреты. Одно время люди заказывали, а сейчас всё притихло, денег нет. Раньше за портрет платили 100 долларов, а сейчас дороговато», — говорит случчанин.

Несколько лет назад Леонид устроился в агрофирму «Лучники». В Доме культуры деревни он оформил огромный музей в три зала с портретами всех председателей. Проект делал сам. «За это ещё бывший председатель Николай Василевич заплатил мне 150 долларов».

Пенсия у художника 180 рублей, потому что жил в Литве без учёта трудового стажа.

«Сейчас иногда просят отреставрировать какую-нибудь вывеску, но это случается нечасто. Заказы на картины бывают редко. Был случай: нарисовал портрет, обещали, что заберут, но не забрали.

Недавно в гости приезжал сын из Ирландии. Он заказал у меня картину испанского художника. В Ирландии художники зарабатывают бешеные деньги даже за копирование. Спрашивает у меня: «Сколько возьмёшь?» А я говорю: «100 фунтов дашь — хорошо. Скопировать — это легко». А он мне: «Даю двести». А сам возьмёт ещё больше. Там это дело стоит 350−400 фунтов.

Я прожил в Беларуси столько лет и пришёл к мнению: нет смысла рисовать городские «пейзажики» или выставляться в галерее, потому что люди придут, посмотрят, но не купят. А я за копейки не продам".

9 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
☭_СиМ_☭
☭_СиМ_☭
6 октября 2017 09:36

«Если бы я забросил всё, продал этот дом и уехал в Литву, то совсем по-другому работал и жил бы: посвятил бы себя искусству, а так посвящаю себя огороду.» А чего не не уедет-то, раз тут жизнь не устраивает, что держит? Вон сын в Ирландии.

За справедливость!
За справедливость!
6 октября 2017 10:42
Ответить на  ☭_СиМ_☭

Вероятно есть на то веские причины… Почему везде одно и то же: не нравится — уезжай. А попытаться поменять к лучшему? Возможно — надеется, да и помереть хочется на родине…

☭_СиМ_☭
☭_СиМ_☭
6 октября 2017 11:05
Ответить на  За справедливость!

На родине жить хочется и желательно по-человечески, а помереть без разницы где. Как говаривала моя покойная бабуля: «На версе на аставяць, закапаюць дзе-небудзь».

За справедливость!
За справедливость!
6 октября 2017 11:11
Ответить на  ☭_СиМ_☭

Ну, бабуля свое мнение имела, это хорошо. Но есть и другие😁

☭_СиМ_☭
☭_СиМ_☭
6 октября 2017 14:44
Ответить на  За справедливость!

Таки да. Многие уехали, что бы «умегеть на истогической године» с расчётом там ещё неплохо пожить. И многим это таки удалось)))

За справедливость!
За справедливость!
6 октября 2017 10:43

Грустная история и не радостные размышления художника:(

2015 was here
2015 was here
6 октября 2017 13:38

Сколько художников водка загубила. В частности Саврасова, автора «Грачи прилетели».

За справедливость!
За справедливость!
6 октября 2017 14:12
Ответить на  2015 was here

Можно подумать, что медиков или ассенизаторов, водителей или учителей, колхозников и продавцов меньше:))))) А генералов? А Президентов? Ну ладно, наш малопьющий, но Брежнев и Ельцин умели же?

rr
rr
6 октября 2017 15:06

Да, Красаускас -- отличный художник