Как Случчину сделать виноградной

15
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Вырастить в Слуцке качественный виноград, не уступающий по вкусу привозному, можно — утверждают местные виноградари. Только нужно приложить чуть-чуть усилий. Фото из архива газеты «Кур'ер»
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Вырастить в Слуцке качественный виноград, не уступающий по вкусу привозному, можно — утверждают местные виноградари. Только нужно приложить чуть-чуть усилий. Фото из архива газеты «Кур'ер»

В Слуцке многие выращивают великолепный виноград, который и по внешнему виду, и по вкусу значительно превосходит привозной. Однако большинство случчан считают выращивание винограда чем-то слишком сложным и трудоёмким.

Мифы о том, что хороший виноград не для наших широт, специально для читателей «Кур'ера» развенчивает слуцкий фермер Геннадий Романов.

Почему в Беларуси выращивание качественного винограда остаётся экзотикой? На мой взгляд, слишком мало у наших садоводов-любителей знаний и слишком много предрассудков и ошибочных суждений. В этой статье постараюсь восполнить некоторые пробелы в знаниях.

Реклама

На какие качества сорта обратить внимание

Учитывая, что в наших условиях зима бывает каждый год, а иногда она очень суровая, белорусских виноградарей в первую очередь должны интересовать морозостойкость и зимостойкость сорта. Эти два термина связаны между собой, но не тождественны.

Морозостойкость — это генетически обусловленное свойство растения выдерживать определённую минусовую температуру без повреждений почек и древесины. Но высокая морозостойкость не гарантирует того, что данный сорт перенесёт нашу зиму. Скажем, амурский виноград легко переносит морозы -50 Со, но после малейшей оттепели он вымерзает даже при слабом минусе. Почему? Потому что в условиях естественного произрастания дикого амурского винограда зима наступает дружно, морозы держатся до весны. Как только наступает потепление, виноград тут же начинает вегетацию, чтобы успеть использовать тепло короткого лета. Вот потому сорта амурского винограда при высочайшей морозостойкости не переносят нашу зиму. Поэтому белорусов должна больше интересовать зимостойкость сорта.

Зимостойкость позволяет перенести все неблагоприятные факторы зимы в данной конкретной местности. Если брать приведённый выше пример, то одним из требований к сортам для наших условий будет способность не терять закалку (сохранять морозостойкость), даже когда после длительной оттепели ударят морозы.

Ещё одно важное свойство сортов винограда — способность спящих почек переносить обледенение. Многие сорта винограда, особенно южные, не способны переносить обледенение даже в несколько дней.

Ну и последнее важное свойство винограда для наших условий — это способность переносить сильный морозный ветер, который иссушает почки, особенно цветочные.

Ошибки в агротехнике

Ошибок наши виноградари-любители допускают много. Перечислю те, которые замечал чаще всего.

ОБРЕЗКА. Первое, что бросается в глаза, когда я вижу виноград на многих участках, — просто ужасная загущенность. Лозы налазят одна на одну, переплетаются, большинство уже засохло. Ни о каком качественном урожае, тем более об успешной перезимовке, в таких условиях не может идти и речи. Виноград нужно обрезать. Это несложно. И если для столовых сортов с крупной ягодой и гроздью, для которых количество лоз на погонный метр шпалеры имеет значение, необходимы пасынкование и чеканка (удаление верхней части виноградного побега), то для технических сортов достаточно в феврале-марте убрать не менее 90% отплодоносивших лоз.

БОЛЕЗНИ. Насчитывается около десяти различных болезней винограда в наших условиях. Наиболее вредоносными являются две — милдью и оидиум. Минимум, что должен сделать виноградарь-любитель, это весной до распускания почек провести обработку 3%-м раствором бордоской жидкости либо 2%-м раствором железного купороса. Далее от милдью использовать те же препараты, что и от фитофтороза, а от оидиума — такие же, как от мучнистой росы.

ПЕРЕГРУЗ. Это когда образовавшихся гроздей больше, чем конкретное растение может выкормить в данных погодных условиях без вреда для виноградного куста. Почему это проблема? Растение даёт плоды не для нас, а для того, чтобы дать потомство. Поэтому оно будет отдавать все силы в первую очередь на урожай и не сможет накопить достаточно питательных веществ успешной перезимовки.

Поэтому, если видите в июле, что лозы слабые, их рост остановился, а погоду солнечную и тёплую не обещают, то берите секатор и режьте половину или хотя бы треть гроздей. Жадность в этом случае сослужит плохую службу — и ягоды не наберут должного вкуса, и куст сильно ослабнет.

КУСТ ЖИРУЕТ. Когда куст жирует, то лозы получаются слишком толстыми для данного сорта и рыхлыми. Рыхлая лоза плохо вызревает, ещё хуже зимует.

Жировать виноградный куст может из-за недогруза, но это устранимая причина — в следующем сезоне нужно оставить больше гроздей. Хуже, когда грунт слишком питательный для данного сорта.

Для столовых сортов, дающих кисти по 1−3 кг ягод, нужно очень тщательно готовить место посадки — рыть траншею до метра, заполнять её плодородной почвой, перегноем, удобрениями, поливать и кормить как под корень, так и по листу. А вот для технических и универсальных сортов, по моему опыту, лучше подходит умеренно бедная поч­ва.


Послесловие

Вырастить виноград в наших условиях совсем не сложно. Просто нужно чуть-чуть постараться. Не более, чем вы стараетесь для выращивания томатов или огурцов. Ну и, конечно же, подобрать нужные для вас сорта, благо их сейчас выращивают в Беларуси сотни. Только не нужно искать «белый, крупнее сливы, чтобы без косточек и чтобы не укрывать и не ухаживать» — таких сортов нет. Ни одна лоза не будет хорошо расти и обильно плодоносить сама по себе, без вашего внимания. От нас с вами зависит, станет ли Случчина виноградной.


Партнёр публикации

170330_vinograd_01

15 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
За справедливость!
За справедливость!
3 апреля 2017 09:35

«Учитывая, что в наших условиях зима бывает каждый год…» Можно подумать, что бывает как-то иначе:)))))) Смена времени года на земле закономерна.

2015 was here
2015 was here
3 апреля 2017 09:56
Ответить на  За справедливость!

Иначе бывает. Вот например апрель, на улице тепло-18 градусов, а в квартире топят лучше чем в лютые морозы. У котельной (И это как всегда) видимо весна еще зиму не сменила или они саботируют распоряжение Президента о РЕЖИМЕ СТРАЖАЙШАЙ ЭКАНОМИИ

Генадзь
Генадзь
3 апреля 2017 11:23
Ответить на  2015 was here

В Киеве в апреле +25, но приказа переходить на летнюю форму не было — как и положено в увольнение в шинели и зимней шапке:)

Генадзь
Генадзь
3 апреля 2017 11:21
Ответить на  За справедливость!

Зима не у всех бывает каждый год, За справедливость! И даже у нас в последнее время бывает зима, что так и хочется сказать — ну разве ж это зима:))

За справедливость!
За справедливость!
3 апреля 2017 11:42
Ответить на  Генадзь

Я придерживаюсь другого мнения. Часы идут. За 2017 годом наступит 2018-й, который также состоит у нас из 4 времён года. Астрономические времена года отсчитываются от точек солнцестояния и равноденствия. Отсутствие морозов вовсе не обозначает остановку движения Земли вокруг Солнца. У вас может и весны не будет? Когда тогда помидоры-то садить? :)))))))))))))))))

Генадзь
Генадзь
3 апреля 2017 13:40
Ответить на  За справедливость!

Стоп-стоп-стоп — давайте выясним — мы о людях, или о винограде?:)Винограду и помидорам плевать, что «до Благовещання нельзя чапаць зямлю», и Покрова для них как-то роли не особо играют. Ну, а вообще здесь о том, что вот сейчас было три зимы теплые, а вот эта да, эта была хотя и не самая холодная. но одна из самых экстремальных за лет пятнадцать. Для растений, понятно. И для меня это хорошо — по многим климатическим факторам мог проверить новые (для меня) сорта винограда и груши. Но люди привыкли к тому, что вот было три зимы теплых и уже расслабились. Я то же вот один как бы укрывной болгарский сорт винограда Августин четвертую зиму не укрываю. Те зимы пережил без проблем. Посмотрим что после этой зимы скажет. Но я эксперимента для. А люди порою садят… Подробнее »

За справедливость!
За справедливость!
3 апреля 2017 13:47
Ответить на  Генадзь

Я не знаю о чём вы, а я о времени года с названием ЗИМА. Она бывает каждый год, автор это преподнёс как открытие:))))) Прочтите мой первый пост, и что я подверг критике. А вас, батенька, понесло как всегда…

Генадзь
Генадзь
3 апреля 2017 13:55
Ответить на  За справедливость!

Нет, батенька, это Вы меня не поняли:))Для меня то как раз понятно, что зима каждый год, но для многих наших сограждан, не только садоводов, наступление зимы. порою морозной и снежной, является открытием. Те же ЖКХ, или дорожники:))Вот я и говорю — надо учитывать, что зима в наших условиях каждый год. Вы не поверите, За справедливость!, сколько людей у нас после двух, тем более трех теплых зим ищут сорта, которые и в Крыму, бывает, подмерзают. Не-не — я за, я сам таких сортов настаскивал под сотню. Но я знаю точно — зимы у нас бывают каждый год, а иногда и суровые. А вот они этого не понимают .Т.е., если Вы, За справедливость!, знаете, что зимы у нас в Беларуси бывают каждый год, то Вас и предупреждать не надо. Но у нас ой как много тех, кто не верит, что зимы… Подробнее »

☭_СиМ_☭
☭_СиМ_☭
3 апреля 2017 14:57
Ответить на  Генадзь

Гена, вспомни сегодняшний плакат из другой статьи))) Тут не тролль, тут судья Дредд, а это другой случай)))

Генадзь
Генадзь
3 апреля 2017 19:35
Ответить на  ☭_СиМ_☭

Потренироваться в софистике, СиМ, то же бывает полезным — она в жизни частяком выручает:)))

2015 was here
2015 was here
4 апреля 2017 20:43
Ответить на  За справедливость!

а еще бывает «русская весна».она может наступить, а может и не наступить.

сергей
сергей
3 апреля 2017 17:50

Можно и апельсины вырастить на Северном полюсе, и продавать даже. Но кто ж такой апельсин купит, даже по себестоимости, 150 долларов за апельсин?

Генадзь
Генадзь
3 апреля 2017 19:34
Ответить на  сергей

Нет, Сергей, Вы не правы. Вот в 94 нам с Иваном, который объехал к тому времени всю Европу и получил в Гродненском сельхоз корочки фермера, отказали в получении земли для ведения фермерского хозяйства по той причине, что основной культурой мы назвали помидоры в ОГ. Т. е. нам прямо так и сказали — ребята, прямо скажите — вы дурите нас — помидор не рентабелен в Беларуси. А вот же — сейчас ищу новые культуры, т.к. помидоров у нас завались — переизбыток, т. е. Так и виноград. Да, мне и ученые, и вот в депутаты сказали — не рентабельно — не дури голову. А я вот хочу доказать — они ошибались:) И я молчал, пока не начало что-то получаться. Т. е. я сейчас об этом говорю не просто так -есть уже некоторые результаты. Два года продаю свой виноград не дороже, чем привозной.… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
3 апреля 2017 19:41
Ответить на  сергей

Кстати, это гибрид Элмера Свенсона, осенью имеет просто чудный декоративный вид — на фоне красных листьев множество мелких гроздочек с черными блестящими ягодками. Вот