Интересным собеседником оказался мой сосед в автобусе. Вот только дорога от города до гаражей показалась короткой. Но то, что он успел рассказать, было интересным.
«Работал я на должности инженера на 4-м калийном комбинате с окладом в 175 рублей, — начал свой рассказ Иван Протасеня. — Были иногда добавки к зарплате. Хотя и на эти деньги в то время из-за дефицита товаров ничего нельзя было купить, но всё равно безденежье очень давило на жизнь. И тут познакомили меня с товарищем, который работает на Чукотке. «Приезжай, — сказал он, — заработаешь большие деньги». В июне 1985 года я уехал.
В путь
С Москвы добрался до Анадыря. Но самолёт из-за погодных условий сделал посадку в Магадане. Мне, выросшему в Беларуси, было очень интересно видеть каменистые сопки, посмотреть сам город.
Часов через десять вылетели в Анадырь. Дальше до места назначения в старательскую артель «Горизонт» Иультинского горно-обогатительного комбината имени Ленина доехали благополучно на спецавтобусах, оборудованных на базе автомобилей «Урал». Ехали всё ближе к Северному Ледовитому океану.
Коммуна
Меня определили руководителем «прибора». Мой «прибор» — это комплекс оборудования из бульдозеров, промывочного оборудования и насосных станций.
Вспоминая про артель, понимаю, что попал в настоящую коммуну, в которой обеспечивали по потребности, но работать приходилось с полной отдачей.
Здесь специалист не мог получать меньше рабочего. Считаю, что оплата труда была самая честная.
Условия работы по добыче вольфрама, олова и золота
Мой «прибор» находился на сопке примерно высотой 1000 метров. Бульдозеры сгребали грунт вниз на промывочный комплекс. В итоге добывали вольфрам, олово и золото.
За год наша артель добыла 180 тонн вольфрама, 140 тонн олова и 21 килограмм золота. Олово здесь же переплавляли в слитки, вольфрам упаковывали в спецбочки, а золото под вооружённой охраной отправляли на переделочный завод на материк.
Артель имела свою теплицу, свиноферму, свои рыбаки обеспечивали нас красной рыбой и икрой. Изобилие продуктов как в призрачном коммунизме.
Огромные зарплаты
Конечную зарплату выплачивали по итогам года. На каждый трудодень определялась ставка. В то время она была 50 рублей. У специалистов зарплата увеличивалась на коэффициент, который для меня был 1,2.
За 14 месяцев работы я заработал на карман 19 тысяч рублей. Это чуть больше 1350 рублей в месяц. За это время я имел только три выходных дня.
Тогда, в 80-е, в посёлке Иультин жило много людей, у которых на счетах было по 200 и больше тысяч рублей. Они никогда никуда не выезжали.
Дорога смерти
При горно-обогатительном комбинате работали четыре артели, одна от другой на расстоянии 20–30 км. Все они были открыты до Великой Отечественной войны. В те годы работали здесь исключительно заключённые. С горы, на которой работала артель, внизу между двух сопок виднелись остатки лагеря: догнивающие бараки, обнесённые колючей проволокой.
От посёлка Иультин до порта Залив Креста была дорога, по которой заключённые на себе носили из порта уголь в мешках для обогрева жизненно важных объектов посёлка. Как рассказывали старожилы этих мест, дорога была устлана трупами. После войны её назвали «дорогой смерти».
На что потратил деньги
Вернувшись домой, купил себе автомобиль «Жигули», мебель в квартиру. На счету в банке оставил 5 тысяч рублей. В декабре 2016 года мне Сбербанк вернул эти деньги в количестве 11 копеек. Но я охотно вспоминаю и рассказываю свою историю, как зарабатывал деньги».
Вернувшись в Солигорск, Иван Протасеня благополучно работал до пенсии в ОАО «Беларуськалий».
«С Москвы добрался до Анадыря.»
«С» можно только Маньки, а здесь — ИЗ Москвы, г-н Амельченя. Какое-то корявое у вас перо.
Да ладно.
На москву -> с москвы
В Маньку -> из Маньки
и так, и так нормально получается 🙂
Не… Корректор прав. Ошибок на сайте и в газете море. Иногда пишу об ошибках, но последнее время надоело. Видно обнищал Курьер, что не может нанять нормального корректора. Хотя с другой стороны, и на ТУТбае ошибок хватает. Мало ошибок в газетах на белорусской мове, т.к. языка ни кто не знает. Поэтому ошибок не видят. А умные люди знают и хихикают себе под нос….
Надо было ранней редиской торговать и семечками. В те времена это был очень доходный бизнес.