Слуцкий контекст в российском фильме «София»

6

Телефильм «София», показанный на прошлой неделе на канале «РТР-Беларусь», вызвал у случчан неподдельный интерес.

Думается, что он был бы значительно выше, если бы в кинокартине, рассказавшей о событиях, разворачивавшихся в Великом княжестве Московском второй половины XV века, была отражена причастность к ним тогдашнего Слуцкого княжества.

Реклама

Ясное дело, что авторы фильма не обошлись без художественного вымысла, неизбежных упрощений и спрямлений сюжетной линии. Возможно, по этим причинам слуцкий след в московских делах оказался за кадром. А между тем в жизни того времени он был заметным. Думается, что эта статья дополнит знания читателей «Кур'ера», почерпнутые из фильма «София».

Династические связи

Один из главных героев фильма — Иван III Васильевич, великий князь Московский с 1462 по 1505 год, был сыном московского великого князя Василия II Тёмного. Родную сестру последнего Анастасию Васильевну выдали замуж за копыльского и слуцкого князя Александра Владимировича (Олелько). В браке они имели двух сыновей — Семёна и Михаила, которые приходились родными племянниками Василию II Тёмному и двоюродными братьями унасле­довавшему за ним московский престол Ивану III.

Политические хитросплетения того времени принесли немало испытаний обеим династиям. Василий II был отстранён от власти и ослеплён (отсюда прозвище Тёмный) заговорщиками во главе с Дмитрием Шемякой. Великий князь вместе с семьёй оказался в заточении, позже — в ссылке.

В это время слуцкая княжна Анастасия Васильевна при поддержке мужа князя Олельки всячески содействовала возвращению родного брата на московский трон. Она держала в Москве своего шпиона, которого прислала, чтобы следить за действиями Шемяки и вовремя сообщать брату о его намерениях и планах. Помогала Анастасия не только Василию II, но и его сторонникам, бежавшим во время междоусобицы в Литву.

Словом, в утверждении на московском великокняжеском троне Василия II и впоследствии передачи престола Ивану III был немалый вклад Слуцкого княжества. Не минули беды и семью Александра (Олельки), который в это время активно участвовал в политической борьбе, разгоревшейся в Великом Княжестве Литовском. Имели место опала и заточение, падения и взлёты. На этом тернистом пути и в борьбе за киевский престол ему оказывалась помощь и поддержка уже из Москвы.

Взаимные симпатии, в некотором роде даже союзнические отношения между московской и слуцкой династиями сохранились и впоследствии, когда в Москве княжил Иван III, а в Слуцке Михаил Олелькович. Пути двоюродных братьев будут пересекаться неоднократно.

К сожалению, авторы телефильма «София» далёкую от истины версию вывели как непреложный факт и демонизировали образ Елены Стефановны, представив её зрителям злодейкой и мужеубийцей.

Новгородские дела

Значительное место в фильме «София» уделено конфликту между Великим княжеством Московским и Великим Новгородом. Непосредственное участие в этих событиях Слуцкого княжества также осталось в стороне сюжетной линии.

Среди наиболее богатых и влиятельных новгородцев были сторонники сближения как с Иваном III, так и с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV.

Группировку литовской ориентации возглавила вместе с сыновьями властная вдова новгородского посадника Марфа Борецкая. Иван III, узнав об этом, вознамерился решить возникшую проблему военным путём.

161208_sofia_01
ПРОТИВОРЕЧИЕ. По мнению российских этнографов и литературоведов, исторические личности — Иван Иванович Молодой и его жена Елена Стефановна — стали прообразами Ивана Царевича и Елены Прекрасной (Премудрой) в русской народной сказке «Иван Царевич и Серый Волк». В фильме же «София» Елена Стефановна, в чьих жилах текла кровь слуцких князей Олельковичей, представлена зрителям злодейкой и мужеубийцей, что далеко не соответствует действительности. Иллюстрация: фрагмент картины В. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»
Великий Новгород в напряжённой борьбе между двумя партиями выбрал компромиссный вариант. Обе противоборствующие стороны согласились на приглашение в город в качестве князя-наместника Михаила Олельковича из Слуцка, слывшего к тому времени успешным воином.

Промосковская партия видела в нём православного князя, родственника Ивана III, способного предотвратить военное столкновение Москвы и Новгорода. Оппонентов с противоположной стороны устраивало, что назначение князя-наместника одобрено Казимиром IV, обещавшим поддержку Новгороду в возможном противостоянии с Москвой.

Михаил Олелькович прибыл из Слуцка в Новгород в ноябре 1470 года. Править пришлось в сложнейшей обстановке противостояния двух непримиримых партий. По некоторым, кстати, сомнительным данным, в ход событий вмешался и личностный фактор.

Престарелая Марфа Борецкая, чей образ колоритно выведен на экране, воспылала чувствами к энергичному и неженатому Михаилу Олельковичу. Она начала оказывать знаки внимания наместнику, вызывая этим недовольство многих горожан и собственных детей. Михаил Олелькович (если принять названную версию), вероятно, также не был в восторге от перспективы женитьбы на вдове, которая почти на двадцать лет была старше его.

Неизвестно, чем бы всё закончилось, но в марте 1471 года из Киева князю Михаилу пришла весть о том, что его старший брат Семён, киевский князь, умер. Осталась вдова с двумя детьми. Перед смертью Семён просил позаботиться о них и подтвердить права его малолетнего сына Василия на киевское княжение.
Михаил Олелькович отбыл в Киев (по другим данным, был изгнан жителями Новгорода). Пока он безуспешно решал свои родственные проблемы, Иван III в двух походах одолел сопротивление Великого Новгорода. Казимир, как было обещано, на помощь новгородцам не пришёл, а Марфа Борецкая, по понятиям того времени, скончалась при невыясненных обстоятельствах.

Судьба не допустила военного противостояния Михаила Олельковича и Ивана III, но вскоре опять свела их.

Заговор против Казимира

Новгородские события внесли раскол в элиту Великого Княжества Литовского. Многие православные князья стали высказываться за передачу власти от Казимира IV Михаилу Олельковичу, происходившему из великокняжеского рода Гедиминовичей.

Приверженцев слуцкого князя становилось всё больше. Это обстоятельство, а также обида за лишение племянника Василия киевского княжения подтолкнули Михаила организовать заговор против своего сюзерена. Его союзниками в борьбе за власть стали князья Фёдор Бельский и Иван Гольшанский, которые были недовольны прокатолической ориентацией Казимира. Заговорщиков обещал поддержать великий московский князь Иван III.

Однако план убийства Казимира во время свадьбы Фёдора Бельского в Кобрине был раскрыт. Избежать ареста удалось только жениху, который бежал в Москву. Михаила Олельковича и Ивана Гольшанского приговорили к смертной казни. Им отрубили головы в Вильно при большом стечении народа.

Эти события также не нашли отражения в фильме «София», хотя во многом могли бы прояснить последующие русско-литовские войны, закончившиеся выгодными территориальными приобретениями Московии.

161208_sofia_02
ВЫШИТАЯ ИСТОРИЯ. Фрагмент знаменитой золото­тканой пелены «Церковная процессия» из мастерской Елены Стефановны. На ней крупным планом слева направо: Дмитрий (сын Елены Волошанки и Ивана Молодого), Елена Волошанка, Василий ІІІ (сын Софьи Палеолог и Ивана ІІІ), великий князь Иван ІІІ

В борьбе за престол

Ещё один значимый персонаж фильма «София» — Елена Стефановна, дочь гос­подаря Молдовы Стефана III Великого и его второй супруги Евдокии Олельковны. В жилах Елены текла кровь Олельковичей, она приходилась родной племянницей Семёну и Михаилу Олельковичам и была двоюродной племянницей великому московскому князю Ивану III.

Последний женил на Елене своего сына от первого брака Ивана Молодого, который на то время являлся наследником московского престола. Молодожёны состояли в троюродном родстве. Однако такие браки в те времена были делом обычным. В молодой семье родился сын Дмитрий.

Иван III после скоропостижной смерти старшего сына Ивана признавал внука Дмитрия в качестве наследника московского трона.

По Москве тогда ходили слухи, что Ивана отравили. Среди виновников молва называла его жену Елену Стефановну. К сожалению, авторы фильма эту далёкую от истины версию вывели как непреложный факт и демонизировали образ Елены.

Другое дело, что в действительности между Еленой Стефановной и второй женой Ивана III Софьей Палеолог разгорелась ожесточённая борьба в вопросе престолонаследия. Софья прилагала максимум усилий, чтобы следующим великим князем стал не Дмитрий, а её сын Василий. Сначала в противостоянии верх одерживала Елена Стефановна. Одно время Софья Палеолог вместе с сыном оказалась даже в заточении.

Однако властная Елена Стефановна совершила роковую ошибку — стала видным деятелем кружка еретиков во главе с боярином и думным дьяком Фёдором Курицыным, который активно продвигал на трон её сына Дмитрия.

Сторонники Елены были арестованы и казнены. Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия своим приемником и в 1502 году приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму.

Елена Стефановна умерла в заточении «нужною смертию» (была убита) в 1505 году. Через четыре года скончался и её сын Дмитрий.

Случилось это, когда великим князем московским был уже Василий III.

Вместо заключения

Что касается Слуцкого княжества, то на фоне московских династических разборок князь Семён Олелькович (сын казнённого Михаила Олельковича) вёл ожесточённую борьбу с набегами крымских татар. В 1503 году он умер от занесённой захватчиками в город чумы. Всю полноту власти в княжестве взяла на себя его жена, вошедшая в историю как Анастасия Слуцкая. В 2016 году в нашем городе отважной княгине был установлен памятник.

6 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Генадзь
Генадзь
11 декабря 2016 10:06

Спасибо за статью. Общая история чаще всего говорит о первых людях, о государствах. А вот же, как интересно — сколько связывает Слуцк с историей соседних государств.

За справедливость!
За справедливость!
11 декабря 2016 10:08

Я бы не лез с критикой в «чужой монастырь». Их сценарий, их бюджет. Что им интересно — то и снимают. У Россиян ежегодно выходит солидный исторический сериал. И это радует. В военных сериалах они тоже преуспевают. Наш фильм «София Слуцкая» в сравнении — работа школьников. Тоже показали то, что хотелось. И всё на этом — выдохлись. Кто мешает снимать? Надо учитывать, что идеологическая машина России работает на много лучше нашей.

2015
2015
11 декабря 2016 12:53
Ответить на  За справедливость!

Лайк.Наша идеологическая машина работает в соответствии с генеральной линией пар… эээ т о есть вертикали и зависит от выделяемых средств, а также страдает недостатком интеллектуализма, а шаг вправо или влево невозможен по причине отсутствия денег

2015
2015
11 декабря 2016 13:13

Как-то незаметно вошли в нашу жизнь уголовные словечки наподобии"разборки".И даже когда пишет Богдашич. Богдашич! Они проскальзывают.«занесенной захватчиками в город чумы».То ли очередная «теория заговора», то ли у захватчиков был имунитет против чумы и чума их не косила по пути к захвату… Может чума была от банальной санитарии, а не от захватчиков? До сих пор бомжи какают в подъездах, а в то время это было сплошь и рядом, так что неудивительно, что чума в городах встречалась повсеместно.«Марфа борецкая скончалась при невыясненных обстоятельствах».Тетка могла скончаться от любой болезни диагностировать которые тогда не умели. И сейчас есть заболевания, например, сердца которые обычными способами не выявляются. Но ореол таинственности «при невыясненных для того времени обстоятельствах» побуждает думать, что некий средневековый «Фантомас» нанятый интриганами помог Марфе попасть на тот свет.А художественные… Подробнее »

ingenegr
ingenegr
11 декабря 2016 14:25
Ответить на  2015

На счет последнего абзаца. В сказке ложь, да… Любой человек в общей картине жизни значим. Степень значимости определить сложно. Но отдельные личности и их решения играют значительную роль в жизни целых регионов. Пусть об Анастасии две строчки в летописи. Задуматься, как развивались бы события, если бы последняя не организовала оборону города от союзников княжества Московского и согласилась на предложение Глинского?

Пінк Флойд
Пінк Флойд
11 декабря 2016 15:50
Ответить на  2015

Памятники Софии и Анастасии — главные памятники города, потому-что это история именно Слуцка, а не какого-либо другого места.