Загадкі беларускай гісторыі. Слуцк — горад дрыгавічоў

22

Слуцк узнік у канцы XI ст. на паўночным Палессі, дзе самыя ўрадлівыя глебы ўва ўсёй Беларусі. У сярэднявеччы не належаў да шэрагу буйных гарадскіх цэнтраў, але заўжды меў сваю непаўторную адметнасць, што выявілі археалагічныя раскопкі.

Напрыклад, сярэднявечныя случчакі вельмі любілі гуляць у шахматы, і шахматных фігурак тут знойдзена больш, чымся нават у вялікіх гарадах.

Раней: В Слуцке раскопана мостовая 13-го века и фундамент собора

В Слуцке обнаружена древняя ювелирная мастерская

«Чаму мясцовыя ўлады не цэняць старажытнага мінулага свайго гораду і практычна знішчылі замчышча, з якога места пачыналася? Што яшчэ могуць адкапаць тут археолагі?», — такімі пытаннямі задаліся аўтары праграмы, якія былі ў Слуцку за месяц да святкавання 900-годдзя. Аўтары спрабуюць адказаць на пытанні, дзеляцца сваімі назіраннямі аб сучасным жыцці горада і выносяць даволі спрэчныя высновы…

Реклама

А як думаеце вы? Пішыце ў каментарах.

22 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
За справедливость!
За справедливость!
15 ноября 2016 21:42

Вероятно о тех, кто уже умер не стоит гадать. Кто скажет почему так относились? Да ни кто. Ни ходили люди в церкви вот они и закрывались, приходили в упадок. Что касается тех, кто еще жив, то можно у них спросить. Уверен, что Драко не единолично принимал решение о сносе, например, больницы. Он еще жив — можно спросить кто был его советчиком. По крайней мере общественность под бульдозеры не бросалась. Значит не так дорого было здание историкам и краеведам.

Монарх
Монарх
15 ноября 2016 23:18
Ответить на  За справедливость!

Бросся у нас под бульдозер особенно при деле президентской важности - отсыпали бы дубинками и ногами, пришили хулиганство и маты и все — не историк и краевед, а обычный уголовник. Не стройте из себя дурачка, сами прекрасно знаете как такие дела делаются когда начинаешь протестовать. И доказывай потом что у нас правовое государство

Fak
Fak
15 ноября 2016 23:39
Ответить на  Монарх

А как ты хотел? В США например сразу пулю в лобэшник.

Монарх
Монарх
16 ноября 2016 09:02
Ответить на  Fak

В США ты выходишь к белому дому с плакатом «обама чмо» на пикет и никто тебе слова не скажет. Максимум спросят что тут делаешь. Не надо тут кормить мифами времен холодной войны

Fak
Fak
16 ноября 2016 11:22
Ответить на  Монарх

Ты прав, никто тебе слова никто не скажет https://youtu.be/cQYmLdxcsCE

Монарх
Монарх
16 ноября 2016 12:05
Ответить на  Fak

Большинство пикетов проходит вот так, без всякий разрешений, а по уведомительному принципу: типа мы вас уведомляем, а остальное — ваши проблемы https://youtu.be/HoXpompKgQQ

Fak
Fak
16 ноября 2016 18:56
Ответить на  Монарх

А у нас типа не так, уведомил и все. Никакой разницы. https://youtu.be/pSugJLNqTew

Монарх
Монарх
16 ноября 2016 19:53
Ответить на  Fak

И снова лжёте. В Беларуси на любые массовые мероприятия и пикеты разрешительный принцип (то есть на легальное мероприятие нужно получить разрешение, кучу согласований и т. д.). В странах Запада — уведомительный с редкими исключениями.

Fak
Fak
16 ноября 2016 20:14
Ответить на  Монарх

Не надо считать людей, живущих на западе за дураков. Если кто-то, даже уведомив кого-то, выйдет с плакатом, что кто-то чмо, то получит в бубен точно также как и у нас. И кто это интересно сказал, что там так все с массовыми мероприятиями просто, эти негритянки что ли? Так они солгали и заранее все согласовали и даже оплатили.

Александр
Александр
16 ноября 2016 23:37
Ответить на  Монарх

Там это все знают, поэтому за правду не прессуют.

Генадзь
Генадзь
16 ноября 2016 14:26
Ответить на  Fak

Fak, думаю, что Вы прекрасно понимаете, что говорите не всю правду. Да, в США можно и от патрульного «пулю в лобэшник» получить, и при разгоне используют спецсредства. Но только когда это дозволено законом! Т. е. в этом была необходимость! А необходимость использования будут проверять там сотни организаций под микроскопом, и если усомнятся, то «полетят головы» у многих полицейских и гражданских чиновников. И не потому, что они там все хорошие, а просто потому, что там выстроен так механизм.

Александр
Александр
16 ноября 2016 23:43
Ответить на  Генадзь

Нормальный механизм — пулю в голову, а потом разборки, и снести другие головы.

Генадзь
Генадзь
17 ноября 2016 13:00
Ответить на  Александр

А Вы, Александр, полагаете, что пулю в голову просто так, потому что знает, что останется безнаказанным, лучше? Многие из нас не совершают престуления именно потому, что боятся наказания. Безнаказанность как для силовиков, так и медиков у нас — вот что страшно.

За справедливость!
За справедливость!
16 ноября 2016 14:07
Ответить на  Монарх

Ну так и вы дурачка не включайте. Есть историки, которые получают зарплату или работают за деньги. Их задача развить интерес к этому у краеведов, которые работают за интерес. Кино про историческую правду — это тоже бизнес. Могли бы сейчас говорить: вот закрытый Николаевский собор, верующим он не нужен, в него ни кто не ходит, оставили для истории. Но говорят: вот Дом культуры, здесь стоял Николаевский собор, но его разрушили, т.к. он был закрыт и не нужен. Это же жизнь! Нужно — построили, не нужно — снесли. Опять нужен — опять построим!

ingenegr
ingenegr
17 ноября 2016 06:12
Ответить на  За справедливость!

Не соглашусь. Закрыли потому что часть «посетителей» эмигрировала, часть погибла на фронтах, часть была репрессирована. А оставшиеся просто опасались туда ходить, «каб не было як тады»))). Зайдите в воскресный день в наше время в любой слуцкий храм. И если Вы скажете, что он пустой, тогда соглашусь с вашим мнением. На слуцкий пивзавод никто не ходит потому что он не работает. Так что теперь, пива не пить?)))

За справедливость!
За справедливость!
17 ноября 2016 14:23
Ответить на  ingenegr

Рано вам еще в идиологи. Неумело передёргиваете факты. Особенно смешно, что боялись ходить:))))))) Интересно получается: население города в разы выросло, а верующих стало меньше, типа уехали. А как же раньше? Вот, например, что пишет о Церкови Святого Иоанна Предтечи И. Титковский: «В документе 1793 г. Иоановская церковь отмечалась как „зданием деревянная, старая“. На протяжении конца XVIII — первых десятилетий XIX в. её приход постепенно уменьшался. К 1840-м годам она уже пустовала и была брошена. В 1842 г. церковь разобрали из-за ветхости». Так что, тоже коммунисты вписались? А ведь это не единичный случай.
И чего вы приплетаете сегодняшний день к прошлому? Да и сколько народу ходит в тот самый воскресный день? А в будний? Если мероприятие с участием митрополита Павла — то да, народу тьма! Но это редкость…

ingenegr
ingenegr
17 ноября 2016 15:02
Ответить на  За справедливость!

Ну, скажем, не боялись, а опасались. не нужно мне чужих формулировок приписывать.))) А на счет сегодняшнего дня: если не доверяете мнению, то сходите и посмотрите.))) А без прошлого нет будущего…))) Что касается Иоановской церкви, разобранной из-за ветхости в 1840 г. То во второй половине 19 В. в городе построили: каменный монастырский корпус с домовой Богоявленской, каменный Николаевский собор. Каменную Хоральную синагогу.))) Евреев в городе к концу 19 В было более 70%. И это не без помощи росийских законов, определивших евреям «зону оседлости». Тем не менее в Слуцке в начале 20 В было семь православных церквей, да один мужской монастырь, а при нем соборная да домовая, да надбрамная церкви. Был спрос, было предложение. а через 10 лет- к концу 20-х спрос резко упал.))) Смешно.))) Все прониклись идеями строительства коммунизма.)))

За справедливость!
За справедливость!
17 ноября 2016 18:56
Ответить на  ingenegr

«Опасались» вообще не предполагает снижения количества. Все опасаются сосулек и скользкой дороги, а в мегаполисах опасаются попасть в пробку, но ни кто не остается дома — идут на любимую работу или в тот же храм. Вы пишете «Был спрос, было предложение». Я пишу то же самое, но излагаю иначе. Суть та же. Поэтому не понимаю, что можно сказать в этом фильме плохого о власти. Они жили в своем времени и выполняли желания большинства населения.

ingenegr
ingenegr
17 ноября 2016 22:26
Ответить на  За справедливость!

К сожалении не заметили вы горькой иронии в фразе о спросе-предложении. Спрос был, предложение очень отсутствовало.)))

За справедливость!
За справедливость!
18 ноября 2016 10:19
Ответить на  ingenegr

Какой спрос? О массовости и речи быть не может. Единичные случаи. Сами знаете, что в церквях были клубы и цеха, мельницы и т. д. И народу это нравилось!

Генадзь
Генадзь
16 ноября 2016 14:21
Ответить на  Монарх

Поддержу За справедливость!. Вот ежели бы дома рушили — отстаивали, да? Вот у ольшанцев при СССР теплицы бульдозерами спихали — под ножи кидались, до Верховного Совета СССР дошли. Людзи у нас абыякавыя до своей истории — им хватает того, что впихнули в голову идеологи. У нас считается, что думать самостоятельно вредно.

Пространство 15
Пространство 15
16 ноября 2016 00:36

Помню работал на раскопках в 86 году вроде. Тогда брали любого желающего школьника поработать. Откопалии мостовую и стенытдомов .Они были на высоте где-то 50 см от пола. .Примерно 2 на 2 метра. вы всё удивлялись как древесина сохранилась. Без доступа воздуха она вообще не гниет. Почва очень тяжелая была, глинистая. даже веточки березы с почками сохранились. Помню обломок ножа нашли, кожаный башмак. Была и шахматная ладья. Один нашел замок. Ему за это премию дали и часы. Потом это все сняли и еще слой выкопали с печью. Помню что говорили, там гончар жил и вроде 11 век. а верхний слой 12−13Век христианской эры. Ямы копались примерно 2.5 на 2 и 5 метров и 40 см в глубину. Это было дневная норма. За неё платили… Подробнее »