Онлайн-беседа. Читатели задали вопросы слуцким краеведам

51
Слева: Сергей Богдашич, справа: Игорб Титковский. Фото: Виктория Капская

«Кур'ер» пригласил читателей принять участие в онлайн-беседе со слуцкими краеведами Сергеем Ивановичем Богдашичем и Игорем Адамовичем Титковским.

Напомним, что Сергей Богдашич и Игорь Титковский — члены редколлегии газеты «Кур'ер», известные читателям сотнями исторических материалов, публиковавшихся на протяжении 16-ти лет на страницах и на сайте нашего издания.

Слева: Сергей Богдашич, справа: Игорб Титковский. Фото: Виктория Капская
Слева: Сергей Богдашич, справа: Игорб Титковский. Фото: Виктория Капская
Реклама

Собеседники в режиме онлайн ответили на вопросы в воскресенье, 25 сентября, с 19 до 21 часа.

Автор лучшего вопроса на белорусском языке получит книгу от Глеба Лободенко и Алеси Литвиновской «20 крокаў да беларускай мовы» (смотрите в комментариях).

160922_kniga

51 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
За справедливость!
За справедливость!
23 сентября 2016 19:33

Вопрос И. Титковскому:
Как жизнь?
Вопрос С. Богдашичу:
Ну, и как жизнь?

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 19:02
Ответить на  За справедливость!

Пока жизнь ещё интересна.

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:03
Ответить на  За справедливость!

Обыкновенная жизнь рядового случчанина. Хотелось бы лучше.

ingenegr
ingenegr
23 сентября 2016 20:00

В истории Слуцка множество загадок, требующих решения коллективными усилиями. Например, те же два неизвестных артиллериста, о которых часто в комментариях на сайте «курьера» упоминает «2015». Газета или сайт «наследие …», слуцкий краеведческий музей заняли позицию донести информацию, найденную одиночками или «нарытую» профессионалами. В то же время: копыляне пытаются изменить дату образования своего города, в ст. Дорогах открывают новые стороны жизни «сакунов» и почтового дела, в Солигорске работает краеведческий клуб. Это проекты, которые не возможно осуществить в одиночку, но возможно сделать сообща.
Не собираетесь ли Вы, как признанные и уважаемые горожанами краеведы объединить усилия заинтересованных лиц и организаций в раскрытии каких-либо городских тайн с целью восстановить потерянные страницы истории города.

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 19:04
Ответить на  ingenegr

Идея создания краеведческого объединения (назвать можно по-разному, например, «Клуб любителей слуцкой истории» или как-то по-другому) отличная, тем более что сейчас есть возможности для реализации самых разных проектов. Единомышленники в Слуцке несомненно найдутся, но нужен лидер, который возьмёт на себя некоторые организационные вопросы и которому это будет интересно. Если такое объединение появится, с удовольствием поддержу его деятельность, но сам какими-либо организационными вопросами заниматься не собираюсь: у самого достаточно своих нереализованных проектов, для воплощения которых требуется и время, и отстранение от отнимающей это время суеты.

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:04
Ответить на  ingenegr

Создать в Слуцке краеведческое объединение ещё пытался Григорий Викторович Родченко. Эта идея витала и в 90-ых годах, и в 2000-ых. Она не была реализована по ряду причин. В первую очередь, как сказал Игорь Адамович, не хватало энтузиастов-организаторов, к коим я себя не причисляю. То, что в Слуцке существует несколько площадок, где есть краеведы (сайт «Наследие слуцкого края», «Інфа-Кур'ер», краеведческий музей и так далее), факт положительный. Естественно, что они между собой конкурируют. Ваше предложение — совместными усилиями открывать новые страницы слуцкой истории — оцениваю положительно. Но на этом пути есть и другие сложности, кроме финансовых и организационных. Историческое краеведение двигают вперёд конкретные люди. А вот среда, где бы они могли обсуждать насущные вопросы и проблемы, действительно необходима. Зная вашу энергию и целеустремлённость, предлагаю выступить инициатором… Подробнее »

За справедливость!
За справедливость!
23 сентября 2016 20:11

Заявка на книгу «20 крокаў да беларускай мовы». Сами переведите, я россиянин. Тут главное сам вопрос.Игорь, вы больше пишете на белорусском языке. А как много вы говорите на белорусском: в школе с детьми? в школе с учителями? с друзьями? в магазине? в бане? и т. д. (желательно ответ в %). Принципиально ли для вас общаться на белорусском или можно на любом, хоть на испанском, лишь бы разговор был продуктивным? Кстати, скоро, как пенсионера, вас, вероятно, вежливо попросят из школы. Каковы планы пенсионера? Дача, творчество, книги, путешествия? Что? Сергей. Что является решающим при выборе языка, на котором написана ваша статья? Кроме статей в Курьере чем вы зарабатываете на хлеб? Почему не пишите книги, материала же накоплено достаточно?! Чем вы планируете заняться на пенсии, она же не за горами? Какова ваша доля в капитале… Подробнее »

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 19:07
Ответить на  За справедливость!

Для меня язык — это, прежде всего, средство общения, передачи информации. И здесь не имеет принципиального значения: русский или белорусский. Но как человеку близкому к искусству, которое относится к сфере культуры, мне не безразлична судьба белорусского языка — важнейшей составляющей части культуры белорусского народа. На этом языке говорили мои деды, прадеды (мои предки из крестьян). В школе преподаю историю искусств на белорусском языке и, мне кажется, учеников не напрягаю. Где нужно параллельно перевожу на русский или по просьбе учеников, или по своей инициативе. Иногда с юморком, а иногда дети и сами мне что-то подсказывают (я в школе как-никак уже давно учился). С коллегами и друзьями общаюсь и на русском, и на белорусском, в зависимости от ситуации и с кем идёт разговор (% не отслеживаю). Считаю, что вопрос языка не должен создавать ощущения напряжения… Подробнее »

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:08
Ответить на  За справедливость!

Большинство статей появляется на русском языке в силу прагматичных соображений. Реальность такова, что у читательской аудитории более востребован русский язык. Иногда пишу на белорусском. Время от времени такая потребность возникает. Кстати, материалы на белорусском языке получаются более сочные и живые. По крайней мере, мне так кажется.

Насчёт книг есть соображения и идеи. Надеюсь, со временем они реализуются.

Мою долю в «Курьере» в предыдущие годы могу обозначить как «тяжкую». Приходилось планировать, редактировать, писать, править и прочее, и прочее. С выходом на пенсию жизнь не остановится, а приоритеты менять уже поздно.

ППШ-41
ППШ-41
23 сентября 2016 23:39

Учился в свое время у обоих. Только хорошие воспоминания о вас. Спасибо.

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 19:09
Ответить на  ППШ-41

Cпасибо за добрую память.

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:09
Ответить на  ППШ-41

Спасибо за то, что помните.

Александр
Александр
24 сентября 2016 00:03

Как вы считаете, из исторического здания консервного завода, может получиться краеведческий музей, объединивший все музеи и «музейчики» района? Спасибо.

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 19:13
Ответить на  Александр

Для исторического здания консервного завода главное — сохранить здание; во-вторых — отреставрировать (здесь возникает вопрос — за какие «шиши» и где их раздобыть). И уже после — не сдавать в аренду, превратив объект в очередной «Калейдоскоп», а создать культурный центр — что конкретно, подскажет время.

А музеи и «музейчики» города и района, я считаю, объединять не стоит. Каждый из них может развиваться самостоятельно, иметь своё лицо, направление.

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:14
Ответить на  Александр

Действительно, неважно, что будет расположено в здании бывшего коммерческого училища, главное, его сохранить как памятник архитектуры. Сегодня законодательство предписывает местным властям действовать именно в этом направлении, то есть сохранить.

Стянуть все музеи и «музейчики» под одну крышу, считаю, нецелесообразным.

Александр
Александр
26 сентября 2016 00:31
Ответить на  Сергей Иванович

Всем спасибо.

Александр
Александр
24 сентября 2016 00:05

Второй. Почему из «почтовой станции» сделали … то что есть?

Игоря Адамович
Игоря Адамович
25 сентября 2016 19:19
Ответить на  Александр

Думаю, что для реставрации почтовой станции нет денег, а арендаторы, хотя и не настоящие хозяева, как-то поддерживают жизнь этого объекта.

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:19
Ответить на  Александр

Попытки реставрировать комплекс почтовой станции неоднократно предпринимались с конца 1980-ых годов. Каждый новый председатель горисполкома, а потом и райисполкома пытался что-то сделать. Однако когда вопрос доходил до финансирования, то их энтузиазм сводился на нет. Станция — памятник архитектуры. И работы здесь надо проводить не просто строительные, а реставрационные. Это совершенно другой подход и порядок затрат. В этом и есть основная причина того, что мы видим.

За справедливость!
За справедливость!
24 сентября 2016 12:21

Судя по тому, как случчане интересуются родным городом, его прошлым, история народу не нужна. На бесплатные экскурсии в День музеев приходит 3−4 человека, на экскурсии Андрея Попова — до десятка человек. Так кому сейчас нужна история и краеведение? Это только способ заработка?

Поддерживаете ли вы инициативу: вход в музеи Слуцка жителям города — бесплатно? Не так-то уж сильно это ударит по зароботку музеев.

Кого из учителей истории вы могли бы отметить как инициативного краеведа сегодняшнего дня? Какова роль педагогов в воспитании любви и интересу к истории?

Были ли в вашей практике времена, когда руководство райисполкома, или идеологи приглашали вас на какие-то мероприятия, посвященные краеведению или истории Случчины, просили у вас совета или интересовались мнением?

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 19:44
Ответить на  За справедливость!

Поддержу инициативу бесплатного посещения музеев города по определённым дням недели или месяца, или в связи с какими-то событиями или праздниками. А так платить за посещение стоит. Кстати, по договорённости с администрацией Слуцкого краеведческого музея посещение выставок в галерее искусств учащимися Детской художественной школы, организуемые преподавателями ДХШ во время проведения занятий и которые рассматриваются как форма учебного процесса, бесплатные. Также каждый может бесплатно ознакомиться с экспозицией в галерее искусств во время открытия очередной выставки (на вернисаже). Интересующиеся историей Слуцка и краеведением есть, а если их мало, так надо работать над популяризацией слуцкой истории, находить новые формы, и, конечно же, бережно относиться к сохранившемуся наследию. Лично я был приглашён группой депутатов горсовета (это было в начале 1990-х годов) для рассмотрения некоторых вопросов сохранения… Подробнее »

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:45
Ответить на  За справедливость!

Я ещё не видел в Слуцке людей, которые заработали бы на истории и краеведении. Они (история и краеведение) держатся в нашем городе на энтузиазме отдельных людей. Думаю, что вы несколько занижаете количество жителей Случчины, которые интересуются историей своего края. Начинания Андрея Попова с экскурсиями по городу — хорошая затея. Однако одно дело почитать занимательные рассказы о Слуцке в газете или на сайте, другое — собраться на пешую прогулку. Сегодня не все готовы пожертовать комфортом и личным временем. В своё время я был депутатом горсовета и возглавлял комиссию по делам молодёжи, физкультуры, религии, спорта и культуры. О наших усилиях в сфере сохранения исторического наследия выше рассказал Игорь Адамович. Действительно, нам кое-что удалось. После окончания депутатского срока ко мне практически никто за консультациями не обращался. Были отдельные беседы с некоторыми руководителями учреждений в приватном… Подробнее »

Егор
Егор
24 сентября 2016 17:03

Сергей Иванович, вы некоторое время работали пресс-секретарем футбольного клуба «Слуцк» и сейчас продолжаете писать о футболе. Что вас связывает с игрой № 1, а также как вы оцените слуцкий футбол на совеременном этапе? Спасибо

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:52
Ответить на  Егор

Футбол в моей жизни занимал не малое место, но я выступал только в качестве зрителя и болельщика. Довелось поработать некоторое время и пресс-секретарём СФК «Слуцк». Сегодня слуцкий футбол переживает очевидный кризис. По персональному подбору игроков команда имеет солидный потенциал (по крайне мере, не 14-ое место). Думаю, что есть проблема во взаимоотношениях тренерского штаба и футболистами. На мой взгляд, главный тренер «не чувствует» свою команду, и у него не получается на полную использовать их возможности. Подчёркиваю, это только на мой взгляд.

Пространство 2015
Пространство 2015
24 сентября 2016 20:34

Не пора ли всем заинтересованным краеведам любителям обьединиться в какую нибудь группу? Хотя бы в группу Вконтакте и делиться нарытой информацией? Это как бы вопрос ко всем кто задает вопросы и к Игорю и Сергею?

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 19:55
Ответить на  Пространство 2015

Поддерживаю такую идею, тем более, что подобного характера интернет-сообщества есть. Для случчан необязательно создавать новое, запросто можно пользоваться базой сайта «Наследие слуцкого края», про что сообщает и ingenegr.

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 19:56
Ответить на  Пространство 2015

Пообщаться можно и на сайте «Кур'ера», и в его группах в соцсетях.

volf
volf
24 сентября 2016 21:31

Дзень Вам добры! Мяне цікавяць пытанні па другой сусветнай вайне. Старыя людзі, нябожчыкі ужо, казалі, што у Леньках быў блокпост на мосце праз рэчку Жалязянка. Як я разумею, вытокі яе з-пад Грэску. Дык вось, быццам там, на гэтым блокпосце быў кулямёт.І партызаны не маглі падыйсці да яго, поле там. Як быццам, яны пераапрануліся і пад выглядам вяселля, пад'ехаўшы да паста, пачалі частаваць паліцэйскіх, а потым знішчылі паліцэйскіх і блокпост, спалілі мост. Ці быў такі выпадак? Ці гэта проста байкі?І ёсць такое пытанне, ці ёсць помнік на тым месцы, за вёскай Крывая Града, дзе хаваўся генерал Канстацінаў?Мо гэта у заказніку «Вороніцкі востраў»?І было б пажадана пачуць пра камандзіра 3 ўзвода паліцыі Грэска Бузука, суд над якім быў… Подробнее »

Сяргей Іванавіч
Сяргей Іванавіч
25 сентября 2016 20:21
Ответить на  volf

Паколькі пытаннямі часоў вайны я займаюся больш, то адкажу за дваіх. Атака партызан на блокпост паміж вёскамі Ленькі і Вынісцы (цяпер Вынішчы) мела месца. Я чуў ад розных людзей два варыянты гэтай падзеі. Сам блокпост сапраўды быў магутным збудаваннем з бетону, і на ім разам з паліцэйскімі пастаянна дзяжурылі два нямецкіх салдаты. Далей нашы інфарматары трохі разыходзяцца ў апісанні падзеі. Адны сцвярджаюць, што паліцэйскіх выманілі ў Ленькі за спіртным і закускай, а ў гэты час партызаны захапілі ў палон двух немцаў, а пакінутых паліцыянтаў перабілі. Іншыя кажуць, што і немцы, і паліцыянты страцілі пільнасць падчас застолля, што і дазволіла паспяхова атакаваць блокпост. Якіх-небудзь іншых звестак на сённяшні дзень у мяне няма. Пра… Подробнее »

volf
volf
25 сентября 2016 21:09
Ответить на  Сяргей Іванавіч

Дзякую Вам. Справа у тым, што у мяне ёсць запісы маёй пакойнай мамы з гэтага суда. Яе брат, Мікалай Мяцельскі, быў растраляны пад камандай Бузука за сувязь с партызанамі.Яна пісала у сшытку усе пытанні да сведкаў і была на судзе. Яго знайшлі па дзённіку Слуцкай турмы. КДБ праверыў, што, дзе, як. Бузук адбыў пакаранне і прыехаў да жонкі.Пра тую жанчыну я помню, параненая у плячо. У цемры не папалі.Гэта усё было у Апалінах.

Игорь Адамович,Сергей Иванович
Игорь Адамович,Сергей Иванович
25 сентября 2016 21:11
Ответить на  volf

Мы дорым вам кнігу «20 крокаў да беларускай мовы» ад Глеба Лабадзенкі і Алесі Літвіноўскай і вымпел з выявай Сафіі Слуцкай ад лабараторыі друку FARBENDRUCK BRÜДЕР.

микалай
микалай
25 сентября 2016 23:43
Ответить на  volf

речка называется Сава. Там стоял немецкий дот. партизаны нарядились в свадебный кортеж и когда все вышли за магарычом всех растреляли. немцы хотели спалить ВынисцЫ, но в живых остался один палицай который сообщил, что это не местные (отряд был из Жилин Брода (имхо)) и этим спас деревню. знаю человека который присутсвовал при строительстве моста когда демонтировали остатки дота. в нижних этажах нашли останки немца и даже нашли зажигалку, причём, рабочую.

volf
volf
27 сентября 2016 23:00
Ответить на  микалай

Цікава.Значыцца, расказвалі праўду.Каля Жылін Брода было 2 брыгады, там і помнік ёсць. Дзякую Вам.

МихаиЛ
МихаиЛ
24 сентября 2016 23:48

Здравствуйте. У меня четыре вопроса для всех 1 Почему Курьер столько внимания уделяет истории? Вроде газета про новости, про современность. Но получается и сайт и газета передовые не только в новостях, но и в истории. Я то понимаю почему истории столько внимания, но хотелось бы услышать от вас. 2 Сможете развеять по одному местному историческому мифу? 3 Можно узнать ваше мнение о сносе исторических построек (например Земская больница) и том, что творится с оставшимися? Например с почтовой станицей. Кажется благое дело сделали — отдали здание в аренду, оно не сгнило, но из-за вывесок оно просто уродски выглядит как и здание напротив. Это нормально? И как это можно исправить? 4 Каких памятников, скульптур, памятных знаков или просто как говорят, элементов малой архитектуры, ТОЧНО и бесспорно не хватает… Подробнее »

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 20:36
Ответить на  МихаиЛ

Столько внимания истории края «Кур'ер» уделяет, потому что, как отмечали некоторые наши участники, многие жители города не очень хорошо знают его историю, и в этом плане газета на себя берёт определённую просветительскую функцию. А кроме того, в этом году сама дата в истории города требует внимания к этой теме. Некоторые материалы, которые сейчас находят место на страницах газеты, в следующем году, например, или в какое-то другое время, были бы не так актуальны. О сносе исторических построек мнение самое негативное. Согласен, вывески не всегда облагораживают фасады зданий, и не обязательно исторических. Поэтому всё, что касается того, что сейчас можно называть «уличным дизайном», в том числе вывески, реклама и другие элементы уличной инфраструктуры (ограждения, лавочки, зелёные насаждения, цвет фасадов зданий…) должны… Подробнее »

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 20:36
Ответить на  МихаиЛ

С момента создания газеты мы с Игорем Адамовичем являемся членами редколлегии. Когда разрабатывались оснвоные информационные форматы издания, то мы сознательно с самого начала сделали ставку на регулярное освещение местной истории. В этом нас поддержал и главный редактор «Кур'ера» Сергей Станкевич. На протяжении уже 16 лет мы чётко придерживаемся выбранного направления. На мой взгляд, информированность жителей Случчины о нашей истории сейчас значительно выше, чем это было 16 лет назад. И мы рады, что в этом деле есть и наш скромный вклад.

Мифов и полумифов в истории Случчины великое множество. Один из них — наличие подземных ходов в городе, о чём не так давно писал «Кур'ер». Развенчивать остальные — задача не онлайн-формата.

Полностью солидарен с мнением Игоря Адамовича о сносе знаковых исторических сооружений и установке новых памятников.

В.П.
В.П.
25 сентября 2016 19:41

Добрый вечер. У меня два вопроса:

Сколько примерно веков назад на горке возникло поселение, которое называли Слуцком?

Как 900 лет назад жители Слуцка называли Слуцк? Случеск?

Игорь Адамович,Сергей Иванович
Игорь Адамович,Сергей Иванович
25 сентября 2016 20:50
Ответить на  В.П.

По свидетельству археолога Леонида Колединского, поселение, которое впоследствии превратилось в наш город, появилось в конце XI века. При этом учёный подчёркивает, что в случае более масштабных раскопок вероятность обнаружения более ранних культурных слоёв могла бы иметь место, но пока таких данных нет.

О названии нашего города знаем из письменных источников. Первоначальное название — Случеск. Постепенно оно трансформировалось в современное Слуцк. Использовать то или иное название желательно в соответствии с упоминаемым временем.

Ага
Ага
25 сентября 2016 19:47

Здравствуйте, для вас лично в чём смысл Дня города?

Игорь Адамович,Сергей Иванович
Игорь Адамович,Сергей Иванович
25 сентября 2016 20:54
Ответить на  Ага

День города — хороший повод вспомнить историю Слуцка и добрым словом помянуть тех, кто причастен к его процветанию.

Дмитрий
Дмитрий
25 сентября 2016 20:34

Доброго Вам вечера. Можете сказать, какими историческими находками или моментами в изучении истории Случчины вы гордитесь больше всего? Или может, какими статьями или материалами, открытиями?

Игорь Адамович
Игорь Адамович
25 сентября 2016 20:59
Ответить на  Дмитрий

Может быть, не горжусь, а доволен публикациями, прежде всего, в «Кур'ере», по истории искусства и архитектуры Слуцка.

Сергей Иванович
Сергей Иванович
25 сентября 2016 20:59
Ответить на  Дмитрий

Мне наибольшее удовлетворение принесла работа над статьями об Октябрьской революции в Слуцке, событиях времён Великой Отечественной войны и жизни послевоенного города.

Исаак Ривин
Исаак Ривин
25 сентября 2016 20:45

Привет, друзья. Вопросов нет, ибо и так многое понятно. Просто рад вас видеть

Игорь Адамович,Сергей Иванович
Игорь Адамович,Сергей Иванович
25 сентября 2016 21:07
Ответить на  Исаак Ривин

Исаак, жмём руку.

masha
masha
25 сентября 2016 20:55

Добры вечар. У мяне наступнае пытанне: апішыце Беларусь, у якой вы б хацелі жыць? Я ўпэўнена, кожны чалавек пра гэта задумваўся. Было б цiкава пачуць некалькi слоў. Дзякуй за адказ.

Ігар Адамавіч,Сяргей Іванавіч
Ігар Адамавіч,Сяргей Іванавіч
25 сентября 2016 21:04
Ответить на  masha

Адказ на гэта пытанне можа быць вельмі аб’ёмным, але ўжэ заканчэнне. Таму можам сказаць выкарыстаўшы прымаўку — каб у Беларусі было, як некалі ў Слуцку — усё па-людску.

С.А.М.
С.А.М.
25 сентября 2016 20:58

Куда ни посмотришь, у каждого города есть свои славные страницы истории и в каждом говорят, какие они уникальные. Во всех этих изысканиях столько местечковости и она иногда кажется какой-то игрушечной. Но всё же, можно ли коротко обозначить, чем действительно уникальна история Слуцка?

Игорь Адамович,Сергей Иванович
Игорь Адамович,Сергей Иванович
25 сентября 2016 21:07
Ответить на  С.А.М.

В статье одного из ваших собеседников, которая выйдет в праздничном номере «Кур'ера», надеемся, вы найдёте ответ на свой вопрос.

infokurjer
infokurjer
25 сентября 2016 21:12

Уважаемые читатели. Онлайн-беседа завершена. Спасибо за ваши вопросы.

Неронский Борис Михайлович
Неронский Борис Михайлович
3 октября 2016 11:47

Не получил ответа на заданные вопросы о существующей версии 1005-й годовщины Слуцка и номерам военных городков Слуцка и Уречья. Борис Неронский. Щелково, Московской области.