Два Слуцка: приключения с названием городов

9
СЛУЦКАЯ РОТОНДА. Павильон «Храм дружбы» в Павловском парке. Фото с сайта wikimedia.org

Древний белорусский Слуцк по стечению обстоятельств и воле Советской власти получил в 1918 году город-тёзку, расположенный в пригороде тогдашнего Петрограда. Параллельное существование в одной стране двух Слуцков будет длиться 26 лет, а прекратится опять же по стечению, но уже других обстоятельств и решению всё той же власти.
Слуцк белорусский и Слуцк российский (до 1918 года Павловск под Петроградом) — разные города с совершенно непохожей историей. Однако не будем утомлять читателя пересказом её перипетий, лучше постараемся разобраться, что связывало два одинаковых названия и как города в реальной жизни ненароком путали.

160816_pavl

Революционные мотивы

В первые дни после Октябрьской революции для захвативших власть большевиков главным было удержать её в своих руках. Глава свергнутого Временного правительства А. Ф. Керенский организовал поход на красный Петроград верных ему войск. Для отпора навстречу им были брошены все силы. Среди большевистских агитаторов на передовой оказалась хорошо известная питерским пролетариям Вера Климентьевна Слуцкая. В одном из боевых столкновений 12 ноября (30 октября) снаряд попал в машину, где находилась видная большевичка. Город Павловск, близ которого погибла Слуцкая, назвали в 1918 году в её честь — Слуцк.

Реклама

160602_Vera_Slutskaya

Фамилия Веры Климентьевны однозначно говорит, что её предки были выходцами из Слуцка белорусского. Так что наш город косвенно причастен к появлению названия-двой­ни­ка.

СЛУЦКАЯ РОТОНДА. Павильон «Храм дружбы» в Павловском парке. Фото с сайта wikimedia.org
СЛУЦКАЯ РОТОНДА. Павильон «Храм дружбы» в Павловском парке. Фото с сайта wikimedia.org

Курьёз с садами

Наличие двух городов с одним названием простых людей особо не тревожило. Да многие ли тогда об этом знали? Вот это незнание и приводило к путанице, особенно в почтовом деле. Письмо, отправленное в Слуцк без указания области на конверте, могло прийти и под Ленинград, и в Белоруссию. Однако это были мелочи.

Известный слуцкий краевед Григорий Викторович Родченко рассказывал почти невероятную историю. Питерское руководство в середине 1930-х годов задумало разбить в районе Слуцка (Павловска) большие яблоневые сады для снабжения колыбели революции фруктами. С этой целью селекционерам были заказаны саженцы специально выведенных зимних сортов. Задачу выполнили, саженцы упаковали и железной дорогой отправили по месту назначения. На каком перегоне или станции произошла ошибка — неизвестно, но вагоны с деревьями попали не под Ленинград, а в белорусский Слуцк. Дело было весной, пока разбирались что к чему, времени на переадресовку не осталось.

Чтобы деревья не пропали, слуцкие власти собрали всех председателей местных колхозов и распределили между ними саженцы. Вот так и появились в окрестностях нашего Слуцка сады с прекрасными яблонями поздних сор­тов. Следы их ещё можно было видеть вплоть до конца ХХ века.

К прежнему названию

В январе 1944 года сразу после освобождения Слуцка (Павловска) от немцев появился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1944 г. «О переименовании городов Слуцка и Красногвардейска и районов Слуцкого и Красногвардейского Ленинградской области».

Поспешность возвращения им прежних названий — Павловск и Гатчина — не объяснялась. И лишь не так давно в Государственном архиве Российской Федерации была обнаружена справка к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1944 года. Из неё следует, что в двух своих приказах И. В. Сталин как Верховный главнокомандующий назвал данные города их настоящими именами. Для Президиума Верховного Совета это стало достаточным основанием для того, чтобы вернуть исторические названия. По всей видимости, логика была простая: «Вождь не может ошибаться».

Вместо послесловия

Возвращение Павловску исторического названия должно было устранить случавшуюся ранее неразбериху. Так и произошло. Но полностью ошибки не исчезли. Они перекочевали в работы невнимательных журналистов и исследователей. До сих пор в них можно встретить путаницу в сведениях о похороненных солдатах, материалах и фотографиях периода 1918−1944 годов, приписываемых не тому Слуцку. Бытуют несоответствия и в сознании любителей просто заглянуть в историю.

160816_sl_pvl
ПУТАНИЦА. Фотография (слева) сделана в российском Слуцке в 1938 году. Некая похожесть колонны, что на заднем плане, с колоннами здания краеведческого музея (снимок справа) привела к тому, что снимок стал предметом споров на интернет-форумах о том, какие части НКВД располагались перед войной в Слуцке белорусском. Фото с сайта oldsp.ru и из архива газеты «Кур'ер»

Курьёзы случаются до сих пор

Скриншот главной страницы сайта Слуцкого ЖКХ
Скриншот главной страницы сайта Слуцкого ЖКХ
Путаница с названиями двух Слуцков приводит к курьёзам до сих пор.

Например, в начале этого года при оформлении сайта Слуцкого ЖКХ была использована фотография с видом Павловска (бывшего Слуцка). Вероятно «дизайнер», особо не утруждая себя, ввёл в гугле «поиск по картинкам» и бездумно использовал виды Слуцка и Павловска в оформлении.

Аналогичный курьёз произошел пару лет назад, когда в продажу поступили магнитики с видами Слуцка, но один из образцов магнитика никакого отношения к современному Слуцку не имел. На нём был один из видов современного Павловска. А после того, как на сайте «Кур'ера» была публикация на эту тему, неправильные магнитики изъяли из продажи.

9 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Kron
Kron
17 августа 2016 18:55

В СПб иногда встречаются крышки люков с надписью сделано в Слуцке. Я поначалу подумал, что наш закрывшийся завод их производил. Оказалось сделаны они были в начале 20 века в Слуцке (Павловск)

Watt
Watt
17 августа 2016 22:09
Ответить на  Kron

Несколько таких люков в Петербурге возле ст. м. Чкаловская

невидимость2015
невидимость2015
17 августа 2016 18:55

Первый раз вижу эту фотку слуцких чекистов. На самом деле вот это фото является широко известным"Слуцкие чекисты на отдыхе" .Некоторые краеведы невысокого класса не зная, что есть Слуцк российский выдают её за Слуцк наш. Да и название и этого фото, сведущие люди, называют весьма условным.

Ленинец-Буддист
Ленинец-Буддист
18 августа 2016 07:20

И опять, спасибо автору. То, что город-однофамилец имеется, слыхивал. Но забавные пересечения городов, для меня внове.
Теперь о фамилии Слуцкий, Слуцкер. Плотно углубился, в своё время, по материалам РАН. Фамилии весьма распространённые, как среди евреев, так и славян, во всём мире. Означает одно и однозначно. Выходец из Слуцка, или окрестностей

Watt
Watt
18 августа 2016 10:01
Ответить на  Ленинец-Буддист

«Означает одно и однозначно.» Ещё есть вариант, связанный с украинским городом Луцк.

Ленинец-Буддист
Ленинец-Буддист
18 августа 2016 19:47
Ответить на  Watt

ХЗ, товарищ. Но вы сравниваете яйтса с бриллиантами. Про Луцк, в тех материалах, вообще ничего не говорилось. Поищите и вы, поделитесь

Александр
Александр
19 августа 2016 00:37
Ответить на  Ленинец-Буддист

О фамилии Попов ничего не сможете сказать?

Ленинец-Буддист
Ленинец-Буддист
19 августа 2016 05:04
Ответить на  Александр

Могу. Очевидно, от слова попа, да простят меня дамы. Ибо академических материалов не изучал

ingenegr
ingenegr
19 августа 2016 14:21
Ответить на  Александр

Происходит от: сын попов, работник попов. Согласно переписи начала 18 в фамилия была очень распространена в Вологодской области. Встречалась на Вятке. Была распространена среди староверов.