Как и многим белорусским журналистам, мне не раз приходилось сталкиваться с информационными стенами, которые для нас и наших читателей создают чиновники. Впервые с этой стеной я столкнулась в городе Слуцке три года назад.
В 2011-2013 годах я работала корреспондентом в частной газете Солигорска, где получить комментарий от сотрудника любого отдела райисполкома не составляло труда. Потом я устроилась на работу в газету «Кур’ер». В первые дни на новой работе пребывала в шоке: комментарии у некоторых местных чиновников приходилось «вырывать» по несколько дней.
Многие из них и вовсе отказывались разговаривать с журналистами. «Ну вы же понимаете, что мы люди подневольные», — говорили они, оправдывая свою позицию.
Время идёт, жизнь требует быть более мобильными и коммуникабельными. Но от некоторых представителей местной власти по-прежнему я и мои коллеги часто слышим: «Почему я должен давать вам информацию?». Раз за разом приходиться напоминать им, что делать это их обязывают как минимум Закон «О средствах массовой информации» и Конституция Республики Беларусь, а также другие нормативные акты.
В частности, Директива №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», в которой госорганам предписывается расширить практику использования прямых телефонных линий, пресс-конференций по актуальным для людей вопросам, в том числе с привлечением представителей средств массовой информации.
Также в директиве прописано: «обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам. По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности».
Казалось бы, всё понятно. Но, оказывается, не всем.
В мае этого года я готовила статью, в которой хотела рассказать читателям газеты, где слуцкие школьники и учащиеся смогут найти работу во время летних каникул. Но эта информация для «Кур’ера» и его читателей оказалось совсем нежелательной. Так решила Наталья Винчевская, начальник отдела занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите Слуцкого райисполкома. Причём рассказать о летней занятости молодёжи специалист отказалась во время прямой телефонной линии, в ходе которой была обязана проинформировать любого позвонившего. Собеседница аргументировала отказ так: «У меня с газетой «Кур’ер» особые отношения»…
Пояснила она про свои «особые отношения»: «Я ругалась с вашим главным редактором. У нас был инцидент. Она (корреспондент газеты «Кур’ер» — Прим. ред.) под видом безработной узнавала тут у нас всякую информацию. Мы тут, извините, чуть не кланялись».
В этой ситуации удивляет многое.
- Во-первых, почему Наталья Винчевская свои личные «особые отношения» путает с прямыми должностными обязанностями?
- Во-вторых, на каком основании она лишает полезной и важной информации 65-тысячную аудиторию читателей печатной и электронной версий издания?
- В-третьих, что она посчитала «инцидентом»?
Поясню. В №39 от 24 сентября 2015 года в материале «Безработица в Слуцке: пятеро на вакансию» корреспондент использовала популярный для журналистов всего мира (включая и наших государственных СМИ) метод под названием «испытано на себе». Она попробовала «поискать работу», в том числе и в Слуцком центре занятости. Не хочу судить, что подвигло считать такую общепринятую форму работы инцидентом. Однако в реальности, если чиновник и подвластное ему ведомство работают честно, то «тайный гость» его вряд ли огорчит.
В тему: почему нужно общаться с журналистами
- В январе 2015 года на пресс-конференции Александр Лукашенко раскритиковал чиновников, которые не хотят общаться с журналистами. «Надо выработать практику, если министр или должностное лицо безосновательно отказывается общаться с журналистами, это не министр и не должностное лицо. Выгонять надо, десяток выгнать – и проблема исчезнет», — подчеркнул глава государства.
- О том, что чиновники не должны отворачиваться от СМИ, отмечал и Борис Батура, бывший председатель Минского облисполкома: «Чем больше прессы, тем лучше!». По его словам, общение с прессой и непосредственно с людьми, должно быть выше: «Встречайся с людьми и говори им правду! – это правило для всех чиновников».
Открытость для СМИ. Что говорит закон
В статье 34 Закона РБ «О средствах массовой информации» говорится, что журналист имеет право:
- собирать, запрашивать и получать информацию из государственных органов, от политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, а также хранить и распространять информацию, необходимую для осуществления его профессиональной деятельности;
- присутствовать в порядке, определённом законодательством Республики Беларусь, на массовых мероприятиях, в местах других общественно важных событий и передавать оттуда информацию.
Статья 34 Конституции РБ: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды».
А как в Европе
Встречая со стороны некоторых чиновников такое отношение, часто вспоминаю пояснения коллег из Дании. Они отметили, что у них железобетонно работает правило: «Самая дорогая фраза для чиновника – это ответ представителю СМИ, что у них нет комментариев по поводу запрашиваемой информации». Как они пояснили, в прямом и переносном смысле самая дорогая: для этого чиновника в Дании после такой фразы уже карьера закончилась.
Хотелось бы верить, что наши чиновники тоже начнут ответственно относиться к своим обязанностям и не лишать граждан нужной информации.
Хлеб соль еж,а прауду рэж.
Мрак, как они людей отбирают на должности? Стыдоба.
Офигеть, сначала журналист врет и выдает себя за другого, используя метод «испытано на себе», а потом хочет что бы с ним почесному общались. Кстати, каким законом этот очень похожий на мошенничество метод определён, может тут десяток писак посадить и проблема исчезнет.
Fak ты и есть FAK! ТЫ, наверное, из этих чиновников и есть. Fakовское атродзе. Гос.аппарат давно поделил на «своих» «чужих». Прессы боятся! К «телу» допускают только своих. Ведь чувствуют отношение к себе со стороны народа, порой ненависть. Заслужили, значит.
В Беларуси странно себя ведут с прессой не только чиновники — все. Повальный страх попасть в объектив или в текст СМИ. И всё это идёт сверху. Ни в одном ток-шоу на центральных каналах руководства не увидеть, только мелкота. Брали бы пример с России — там любой продавщице в радость, что на нее фотоаппарат нацелили, а наши отворачиваются и руками закрываются. Какбы чего не вышло!
Согласно вышеуказанному закону Республики Беларусь «О средствах массовой информации» к основным принципам деятельности средств массовой информации относятся также достоверность информации, законность, защита нравственности, многообразие мнений и др. Как показала практика не всегда «Инфо-Курьер» отличается соблюдением перечисленных принципов деятельности СМИ.
Просто Анастасия желает получать информацию как в Дании, а статейки писать как главный редактор скажет, который не может оторвать её пятую точку от стула и отправить в народ искать сенсации. Конечно, по телефону проще позвонить в организацию, находящуюся в пятистах метрах, и потом бред накропать про чьи то должностные обязанности.
Типично трольский приемник — переходите на личности и говорите за Анастасию что ей лень а что нет. Уверен ( судя по статьям газеты) Курьер ходит и лично к чиновникам, да видно не везде чиновники понимают что не для Курьера инфа надо а для жителей.
Слышал я про негласный запрет не давать инфу Курьеру. Но слышал что Курьер все равно узнают что им надо. И потом сами же кабинетчики читают в Курьере о том что они не рассказали. И это постоянно, просто журналистов наверно допекло что уже даже на горячей линии не говорят информацию людям, вот и написали.
Ну раз ты так уверен и несколько раз что то слышал, а также владеешь нетипичными приемчиками, то наверно тебе и поверим.
Курьер дал конкретный случай и факты — дело каждого как их трактовать. А у вас какие-то голословные утверждения. Факты в студию.
Не хочешь общаться, не умеешь — уходи. Ты чиновник, это твои обязанности, мы тебя выбрали, и если надо, мы тебя и прогоним. За всё придётся когда-то ответить, не сейчас, так в старости.
Не все государственные служащие выбираются на должность народом. И прогнать Вы их не можете. На это есть Трудовой кодекс и закон «О государственной службе». К сожалению, многие люди думают, что если перед ними государственный служащий, значит, они имеют право требовать, грубить и т.п. Случчане, будьте уважительны сами к себе, если таковых чувств не испытываете к другим.
Вы предлагаете, расплываясь в улыбке, расцеловать их в уста, за то что они сидят на попе ровно и в ус не дуют? За последние десятилетия было придумано столько гадостей гос.аппаратом, что и не счесть, поэтому и отношение к ним соответствующее. Даже если ты мелкий чиновник, не нужно прикрываться — «мы же подконтрольные», — работай для людей, а не по принципу «я царь, а ты холоп». Зачем тогда такие хорошие вы нам нужны? Зачем вам зарплату платят из гос. казны? К тому же гнать можно по разному, не буду озвучивать варианты.
Ты внимательнее статью прочитай, а потом определяйся кого в уста целовать, а кого выгонять неозвученными вариантами. Не в ту степь Саша!
А вот один бибисишный хмырь под видом футбольного фаната скорешился с британскими болельщиками,скрытно снимал их на шпионскую камеру,втерся в доверие записывал их разговоры,а через 2 месяца смонтировал про них фильм и показал на всю страну.Вся грязь и мерзость вылезла наружуА вот покойный сын Г.Боровика в какой то военный архив сунулся и размахивал там перед носом архивариусов законом о печати и журналистах требуя информацию,на что дотошные отставники из архива сказали:»Никакого закона не знаем — у нас инструкция».И ничего ему не дали.Журналист потом оторвался:расписал их ответы с фамилиями со своими ехидными комментами..В данном случае тоже самое произошло .И это правильно и это… Подробнее »
Вот не знаю каким должен быть журналист, знаю точно, что провокатором он не должен быть.
Есть еще один способ получать информацию помимо всяких чиновников-за деньги.Но у них нет денег.
Эти тупоголовые чиновники, порой, двух слов связать не могут, потому и предпочитают отмалчиваться, а чаще всего избегают журналистов и простых граждан, по моему, из-за своей некомпентентности относительно обсуждаемой теме.