Слуцк-1116. Трагедия, которая стала праздником

6
Иллюстрация: Алесь Достанко
Реклама

Наступивший год войдёт в историю Слуцка как год его 900-летия. Однако некоторые случчане сомневаются в правильности того, что за точку отсчёта истории города взят 1116 год. Их позицию отражает письмо Валерия Т.
Редакция попросила известного белорусского учёного Ольгу Левко прокомментировать пись­мо нашего читателя и изложить взгляд официальной исторической науки.

Валерий Т.: «В 2016 году случчане отметят 900-летие со дня сожжения своего города и гибели его жителей. Официально это называют Днём города. В общем, праздник. Чему радуемся? Вдумайтесь: мы отмечаем дату не основания Слуцка, а его сожжения. Как можно уничтожение города отмечать увеселениями?!»

Если Слуцк сожгли — значит, он уже был

В истории Случчины 1116 год (а это XII век), от которого идёт официальный отсчёт возраста нашего города, «засветился» трагическим событием, связанным с человеческими жертвами. В тот год минский князь Глеб Все­славич совершил набег на земли дреговичей, которые принадлежали киевскому князю Владимиру Мономаху, и сжёг Слуцк.

Это зафиксировано в «Повести временных лет»: «В лето 6624. Приходил Во­лодимер на Глеба; Глеб бо воевал Дреговичи и Случеск пожег…». Эту запись и считают первым упоминанием о Слуцке.

Реклама

Согласитесь, для того чтобы сжечь город, он должен, так сказать, быть в наличии. Если Слуцк в 1116 году предали огню, то, значит, он уже существовал. Иначе жечь было бы нечего.
В пользу того, что к моменту сожжения Слуцк, по меркам того исторического периода, был крупным городом, говорит и внимание к нему минского князя. Ведь цель его похода — причинение значимого ущерба противнику. Если Глеб выбрал для удара Слуцк — значит, знал, что его потеря будет ощутима для киевского князя. Иначе зачем тратить силы и средства.

Туровская епархия и Любечский съезд князей

Известны несколько источников, которые упоминают Слуцк и ранее 1116 года.

Исследователь Ф.Ф. Серно-Соловьевич в очерке «Древнерусский город Слуцк и его святыни», который был опубликован в 1896 году, писал: «Вероятно, Слуцкое княжество появилось одновременно с Туровским, а Туров основан Туром-христианином в 900 году».

Белорусский историк Анатолий Грицкевич в своём труде «Древний город на Случи» сообщает, что, по сведениям Иосифа Тризны (Киево-Печерский архимандрит XVII века), в 1005 году князь Владимир Свято­славич передал Туровской епархии вместе с другими городами и Слуцк.

Эта информация содержится и на портале Белорусской православной церкви (church.by). В ней дана ссылка на уставную грамоту 1005 года об учреждении епархии под названием «Туровской епископии завет блаженного Владимира».

Значит, в 1005 году наш город уже существовал. В противном случае что же передали туровчанам? Этой точки зрения придерживался и слуцкий краевед Григорий Родченко, который предлагал признать 1005 год официальной датой первого упоминания Слуцка.

Историки говорят, что оригинал уставной грамоты об учреждении Туровской епархии не сохранился. Но почему не учитывают решение Любечского съезда князей (1097 год), который передал Слуцк вместе с Киевом, Туровом и Пинском Святополку Изя­славичу?

А находки, которые сделаны во время раскопок 1985−1986 годов на месте Слуцкого городища? Они свидетельствуют, что, вероятнее всего, первое поселение городского типа возникло здесь в XI веке. То есть на 100 лет раньше 1116 года.

Мнение эксперта

Ольга Левко, заведующая Центром доиндустриального общества Института истории Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук, профессор:

«Воевал Дреговичи и Случеск пожег» — здесь акцент сделан на первой части предложения. В то время Дреговичи — это отдельная волость Киевской Руси. Она располагалась на границе с Менской волостью Полоцкой земли. Именно захват Дреговичской волости, а не Слуцка и был целью Глеба. Слуцк в то время, наряду с Копылем и Клецком, образовывал цепь крепостей на линии разграничения Киевской и Полоцкой земель. Говорить о Слуцке применительно к тому времени как о городе оснований нет. Пограничная крепость — это ещё не город.

Слуцкое княжество образовалось значительно позже Туровского. Киевские князья владели Дреговичской волостью, включая Слуцк, до 1149 года, а потом эти земли перешли к черниговским князьям. И только тогда Слуцк стал центром удельного княжества, то есть обрёл определённый статус.

В тот исторический период, о котором мы ведём речь, Слуцк не был частью Туровской земли. Всё это лишь предположение Иосифа Тризны. Он жил через 600 лет после образования Туровской епархии. Его записи, как и утверждения других авторов, которые ссылаются на Иосифа Тризну, не могут считаться достоверными, потому что никакими историческими документами не подтверждаются.

На Любечском съезде Слуцк даже не упоминался. Тогда шесть князей решили прекратить междоусобицу и уточнить границы владений. В принятом ими решении речь идёт в том числе и о передаче князю Давиду Игоревичу Владимир-Волынска вместе, как сказано в тексте, «с Луцком». Потом это трансформировалось в «Слуцк». А Святополку Изяславичу были действительно оставлены Киев с Туровом и Пинском. Слуцк в этом перечне никак не фигурирует.

В качестве вывода из сказанного отмечу, что как город Слуцк впервые обоснованно упоминается именно в XII веке. 1116 год как начало отсчёта его истории вполне соответствует принципам исторической науки. Населённый пункт не всегда упоминается с той даты, когда появилось его название. Чтобы о нём сказали, он должен состояться, стать значимым.

А то, что это связано с разрушением, так в нашей истории это не единичный случай. Напомню в связи с этим Минск, Оршу".

Реклама