Николай Шелег: «Мне на роду было написано стать музыкантом»

0
Фото: Алесь Достанко

Николай Шелег — человек в Слуцке небезызвестный. Практически два десятилетия он руко­водил духовым ор­кестром 30-й отдельной железнодорожной бригады. Недавно Николай Николаевич завершил военную службу. Корреспондент газеты «Кур'ер» встретилась с Николаем Шелегом тёплым осенним вечером не в репетиционном зале, а на берегу Случи. Наш разговор был обо всём: как становятся военными дирижёрами, для чего нужна музыка в армии, какова роль духового оркестра в жизни города.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ. Уйдя из оркестра, Николай Шелег не ушёл из музыки. «Мне хочется вернуться к преподаванию и своему любимому инструменту — кларнету. Так что впереди новые возможности и новые планы», — считает он. Фото: Елена Бадьина
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ. Уйдя из оркестра, Николай Шелег не ушёл из музыки. «Мне хочется вернуться к преподаванию и своему любимому инструменту — кларнету. Так что впереди новые возможности и новые планы», — считает он. Фото: Елена Бадьина
— Профессию военного дирижёра, безусловно, можно отнести к числу редких, даже штучных. Как началось ваше знакомство с музыкой?
— Родился я в простой крес­тьянской семье, но родители мои были музыкально одарёнными от природы: папа прекрасно играл на баяне, а мама пела. Поэтому, думаю, на роду мне было написано стать музыкантом. Именно папа стал инициатором обучения, он же привёл меня поступать в музыкальную школу по классу баяна.

Сейчас уже не помню, какие именно слова нашёл педагог, набиравший учеников по классу кларнета, но именно с этим инструментом я связал свою дальнейшую жизнь.

Окончил Молодечненское музыкальное училище, где всерьёз пристрастился к оркестровой музыке. Именно там впервые появилась мечта стать дирижёром.

Реклама

Когда пришло время служить в армии, был призван в Московский военный округ, в оркестр парадного расчёта Таманской дивизии.

В этом оркестре я не только играл, изучал военный репертуар, но и получил первый опыт дирижирования оркестром, принимал участие в парадах на Красной площади.

Из школы — в армию

— После демобилизации вам не предлагали остаться в Москве?
— Предлагали, но мои родители звали меня домой, и я не смог им отказать. Вернувшись из армии, стал преподавать в музыкальной школе деревни Лучники и параллельно учился в Белорусском институте культуры.

С удовольствием вспоминаю это время: живое общение с ребятами, создание детского духового оркестра, первые восторги юных музыкантов, когда они с гордостью говорили после выступления в соседнем селе: «Мы были на гастролях!»

— Как из сельского учителя вы стали военным дирижёром?
— Кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь, но грянула перестройка, развал Советского Союза. Учителя музыки вдруг стали не нужны. Один из моих знакомых предложил попробовать поступить на военную службу по контракту в 30-ю отдельную железнодорожную бригаду, в составе которой был духовой оркестр. Так в не самые лучшие времена я вновь вернулся в ряды Вооружённых сил.

Несмотря на сложности, командование не расформировало духовой оркестр, а всячески поддерживало.

Фото: Алесь Достанко
Николай Шелег во главе шествия во время одного из общегородских праздников в Слуцке. Фото: Алесь Достанко

Военный оркестр в жизни города

— Какова роль военных оркестров в армейской жизни и в жизни общества?
— В первую очередь военные оркестры призваны сопровождать воинские ритуалы — строевые смотры, торжественные построения, парады, принятие воинской присяги и многое другое. Звучание духового оркестра придаёт любому мероприятию значимость, создаёт приподнятое настроение.

Трудно представить жизнь нашего города без выступлений духового оркестра.

Это не только сопро­вождение городских торжественных мероприятий, но и постоянная концертная деятельность.

Сколько произведений на счету нашего оркестра? Примерно около ста пятидесяти.

— А вы сами умеете играть на многих инструментах?
— Профессионально я владею кларнетом и саксофоном, многое могу исполнить на баяне. Но как дирижёр я знаю звучание и возможности каждого инструмента в оркестре.

Музыкант в строю

— Нужны ли дирижёру военного оркестра какие-то особые навыки?
— Военный дирижёр, помимо общепринятых знаков, которыми подают сигналы для различных инструментов, владеет системой жестов, обозначающих команды к перестроению. Это позволяет оркестру даже во время движения слаженно играть, одновременно останавливаться, поворачиваться и выполнять другие заданные фигуры.

— Чем, по-вашему, отличается военный духовой оркестр от гражданского?
— Гражданскому человеку, попавшему в военный оркестр, нужны обучение и адаптация. Ведь армия — это прежде всего дисциплина.

У гражданского музыканта свободный график работы, произвольная манера общения. А музыканту военного оркестра нужны не только отличное владение инструментом, но и выправка, собранность, умение исполнять строевые приёмы, не нарушая ритма произведения. Военный оркестр отличает особый дух. Именно поэтому так, как звучат марши в исполнении военного оркестра, они не прозвучат в исполнении обычных музыкантов.

Случчина музыкальная уходит в Лету

— Меняется ли отношение к музыке у случчан?
— По моему мнению, сейчас утрачивается массовость приобщения людей к исполнительскому искусству. На моей памяти практически в каждой деревне был клуб, в котором жители деревни занимались пением, повсеместно были если не оркестры, то ансамбли, баянисты, гармонисты. Живая музыка наполняла не только праздники, но и будни. Концерты, выступления перед односельчанами, горожанами проходили на общественных началах.

Сегодня коммерциализация жизни нарушила социальные связи, коснулось это и развития музыкальной культуры общества. Но, я уверен, не всё измеряется деньгами.

— На ваш взгляд, каких музыкальных мероприятий не хватает Слуцку?
— Я бы хотел, чтобы оркестры возобновили выступления в парках, садах, на городских площадях, особенно летом, когда на улицах много народа. И для этого необязательно возводить сцену. Раньше мы выступали на площадке перед Домом культуры — и всегда собиралась публика.

Несколько лет назад наш оркестр в выходные дни играл в городском парке. Звучание духового оркестра создавало особую атмосферу, душевную, в чём-то ностальгическую, люди с удовольствием танцевали.

Мне кажется, что большинство людей устаёт от техногенного ритма, а живая музыка способна пробуждать в душе хорошее, объединять людей разных возрастов.

ТОРЖЕСТВЕННЫЕ МОМЕНТЫ. Трудно представить жизнь нашего города без выступлений военного духового оркестра. А между тем мало кто знает, что в его репертуаре около 150 музыкальных композиций — от маршей до вальсов. Чтобы их сыграть, музыкантам понадобится как минимум 20 часов. Фото: Александр Башура
ТОРЖЕСТВЕННЫЕ МОМЕНТЫ. Трудно представить жизнь нашего города без выступлений военного духового оркестра. А между тем мало кто знает, что в его репертуаре около 150 музыкальных композиций — от маршей до вальсов. Чтобы их сыграть, музыкантам понадобится как минимум 20 часов. Фото: Александр Башура

Дорогу молодым

— Почему же вы так рано решили оставить службу?
— Это поступок вполне осознанный, и причин этому несколько. Приходит время уступать место молодому поколению, и важно это сделать вовремя.
Как раз сейчас была возможность пригласить в Слуцк выпускника Московского института военных дирижёров — увлечённого молодого специалиста, профессионала. У него масса идей, проектов. Думаю, что он даст новый импульс нашему оркестру. Кроме того, мне хочется передать свой опыт, вернуться к преподаванию и своему любимому инструменту — кларнету. Так что впереди новые возможности и новые планы.

— Кто-то из членов вашей семьи решил продолжать музыкальную династию?
— Да, мой сын тоже музыкант, студент Белорусского государственного университета культуры и искусств. У нас с ним много общего, и мне приятно, что он пошёл по моим стопам.

Елена Бадьина

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии