Сяржук Кийко: Я — «нацист и бандеровец»

50
Фото: Алесь Достанко

В течение пары недель меня один раз назвали бандеровец, другой — нацистом. Как-то стоял я в очереди на центральной почте в Слуцке. Очередь длинная. За это время мне пару раз звонили, я беседовал. А потом позвонил мне человек, который разговаривал на белорусском языке. Я, конечно, на белорусском же и отвечал.

И вот подошла моя очередь, когда мужчина, стоявший передо мной, сгребая сдачу и квитки, сказал: «Иди, бандеровец, твоя очередь».
Я впал в ступор от неожиданности и лишь бросил вслед: «Вы это кого бандеровцем назвали?!»
Но мужчина, видимо поняв, что ляпнул лишнего, второпях и без оглядки вышел восвояси.

Фото: Алесь Достанко
Фото: Алесь Достанко
А в начале этой недели помогал другу на досках у входов в подъезды расклеивать объявления о поиске квартиры для молодой семьи.
Обходили весь микрорайон «Чехова». Возле одного из подъездов двое мужчин на лавочке «типичной наружности» поинтересовались у нас, мол, что вы клеите.

Я и ответил на втором родном и государственном языке: «Расклейваем аб’явы — маладая сям’я шукае, дзе зняць кватэру».
«Что-что он сказал?», — спросил один мужчина другого, который в ответ перевёл с «иностранного».

Реклама

Меня, конечно, это позабавило. Ну, мы двинулись дальше — мимо группы гулявших рядом детишек. Я по инерции продолжал говорить по-белорусски — уже с другом.
Мы как раз проходили возле ребят, которые замерли и, почему-то, открыв рты, проводили меня взглядом. И потом между собой громко зашушукались, а один из них мне потом вслед крикнул: «Эй, нацист!».

Даже и не знаю кого благодарить мне за такой высокий статус родного языка и такую «широкую русскую» терпимость наших сограждан. Детишки конечно малы, может вырастут и сами «заразмаўляюць», но мы уже растим поколение белорусов, которые без переводчика не поймут не то что украинца или поляка, а даже изречения наших классиков на уроках литературы в школах.

Ничего позитивного, лично я, в этом не вижу. И, судя по достаточно взрослому «распознавателю бандеровцев», наших родителей эти вопросы не очень волнуют.

Сяржук Кийко

И напоследок:

Сяржук Кийко: «Надеюсь, что родители объяснят детям, что это не нацистские лозунги». Фото: Алесь Достанко
Сяржук Кийко: «Надеюсь, что родители объяснят детям, что это не нацистские лозунги». Фото: Алесь Достанко
«... и, надеюсь, люди понимают, что эти женщины со Стародорожчины, разговаривающие исключительно на белорусском, не бандеровки». Фото: Алесь Достанко
«…и, надеюсь, люди понимают, что эти женщины со Стародорожчины, разговаривающие исключительно на белорусском, не бандеровки». Фото: Алесь Достанко
50 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
kkal
kkal
10 июля 2014 20:58

Радуют такие тексты на русском языке о доле-долюшке «беларускай мовы».

DEMD
DEMD
10 июля 2014 21:28

А почему нельзя на русском рассуждать о беларусском? Чаму калi размауляя на роднай мове мы напрыклад абмяркоуваем русскiх пiсменiкау класiкау гэта нiкога не здiуляе?
Зныщенне матчынай мовы падтрымлiваецца у Беларусi на дзяржауным узроунi. Абыякавасць i не выкарыстанне роднай мовы у дзяржаве, ад дзiцячых садоу, да дзяржауных устаноу гэта таксама знiщенне беларускай мовы.

iМолодец
iМолодец
10 июля 2014 21:59
Ответить на  DEMD

Наверно потому написал на русском чтоб его не посчитали предвзятым и не обозвали нацистом и бандеравцем. Перестраховался, кароч.

Читатель
Читатель
10 июля 2014 21:32

С завидной регулярностью производится слив языкрвой проблемы на головы читателей. Сейчас еще Олега Буркина подключат и будет очередная свара. Вопрос: кому это надо? Кто платит за эти публикации? И так жизнь хреновая, а тут опять национальный вопрос поднимают. Мозги есть? Или революции захотелось?

iМолодец
iМолодец
10 июля 2014 22:08
Ответить на  Читатель

Смеюсь дико всегда с адептов теорий заговоров. Типа если про дороги или торгашей пишут — оно само эрекцией поднимается, а если про мову — поднимают за бабки. Обос… цца и не жить!

Если меня низа что обозвали нациком и правосеком, я б тоже возмущался. Я б для этого одноклассниках страничку завел, крычал бы об этом, а всем б все равно было б пофиг.

Читатель
Читатель
10 июля 2014 22:12
Ответить на  iМолодец

На счет «пофиг» трудно спорить. Но беседу-то надо поддержать как-то!

DEMD
DEMD
10 июля 2014 23:14

Праблема беларкскай мовы i адносiн да размауляючых на ей iснуе, дык чаму треба рабiць выгляд, што усе добра i гэта нас не цiкавiць?
Самы хуткi шлях да рэвалюцыi, гэта размежаванне грамадства на сваiх i чужых (бандэрауцы, пятая калона, свядомыя, БНФауцы) i забарона выбару, у тым лiку на якой мове рамауляць.

Modernist(той самы)
Modernist(той самы)
10 июля 2014 23:45

Двое мужчин на лавочке коварного типа гражданской наружности.

Fak
Fak
11 июля 2014 07:57

/… удалено (офтоп) — Админ…/

Генадзь
Генадзь
11 июля 2014 11:12
Ответить на  Fak

Fak, почему Вас не видно, когда «наблюдательный», или раньше Rezak (возможно наблюдательный реинкорнация Резака), доказывали мне, что те, кто нарушают закон (крадут, берут-дают взятки, откаты, протаскивают родственников и родных-знакомых, уклоняются при помощи взяток-связей от исполнения неких прямых обязанностей) — это умные люди, а такие как я просто завидуют им. И вообще — «Закон» не значит «справедливость». Почему, Fak, Вас в тех спорах не видно? Или Вы согласны с утвержеднием, что «закон писан для лохов»?

Генадзь
Генадзь
11 июля 2014 11:22

Паважаць мяне сваю мову вучылі гродзенскія палякі - проста яны далі зразумець, што калі мы самі сябе не паважаем, то хто ж нас будзе паважаць? У 2009 годе быў у аднаго гродзенскага фермера этнічнага паляка — дзівіўся яго сучаснаму саду. Там былі ці то сваякі гэтага фермера з Польшы, ці то проста калегі. Пачалі размову, сэнс якой зводзіўся да таго, што «а хто такія беларусы?» Не прыніжалі мае годнасці, бо мой сябр Юзік, ведаючы маё стаўленне да Беларусі і беларускасці, адразу іх папярэдзіў «Не чапайце Гену, бо ён «Жыве Беларусь!», але з іроніяй паказвалі на недахопы нас, як паўнавартаснай нацыі. Пасля тае паездкі вырашыў у тым ліку размаўляць на беларускай. На Слуцкім базары размаўляю з адной з гандлярак з Паўлаўкі, а радам адстаўнік пачаў абзываць мяне нацыстам… Подробнее »

Зольдберг
Зольдберг
11 июля 2014 11:50

Аутар брэша… ён размауляу на украинскам.

Kron
Kron
11 июля 2014 12:35

Да, очень печально что к тем, кто разговаривает или пытается разговаривать на беларуском языке, относятся как к прокажённым. Вы подумайте над причинами почему так случилось? Моё личное мнение заключается в том, что люди начали ассоциировать общение на беларуском языке с «оппо» деятельностью. Так как наши «оппо», очень ярко пользуются беларуской речью показушно в определенные моменты, что собственно и вызывает внутреннее негодование. Велась бы «оппо» деятельность на разных языках — русском и беларусском, таких бы ассоциаций не возникало. Ещё одна причина это «тро-ло-ло», например человек который всегда говорит на русском, переключаясь на беларуский, меняется в интонации, в голосе, зачастую говорит иронично, с ухмылкой, с усмешкой, чем вызывает тоже какое-то внутреннее противостояние. Говорил бы без «хи-хи, ха-ха» на беларуском, и между предложениями не вставлял фразы на русском, совсем… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
11 июля 2014 22:30
Ответить на  Kron

Kron, к белорусскому языку как к прокаженному начали относится задолго до того, когда у нас появилась оппозиция. Моя бабушка разговаривала на беларуском языке (не литературном, но беларусском). Я закончил школу, где все предметы, кроме русского и немецкого, преподавались на беларусском! Но когда в конце 70х поступил в Минск, то пришлось искоренять даже свой акцент, ибо за него слышал оскорбления типа «колхозник», «крест», «дзяроуня», т. е. уже тогда беларускую мову старались сделать прокаженной. Ну и просмотрите подшивки СБ десятилетней давности — там есть коллонка главного редактора, где Якубович использует белоруские слова исключительно как матерные. В незалежной Беларуси продолжали гнобить мову. Я никогда не был за то, чтобы всех заставлять учить беларускую мову. Но госслужащие обязаны владеть государственным языком, языком, благодаря которому и существует это государство. Ну и нужно… Подробнее »

Nkvd
Nkvd
14 июля 2014 01:52
Ответить на  Kron

Абсолютно с вами согласен.

Андрей
Андрей
11 июля 2014 13:02

'Люди, которые говорят на белорусском языке, не могут ничего делать, кроме как разговаривать на нём, потому что по-белорусски нельзя выразить ничего великого. Белорусский язык -- бедный язык. В мире существует только два великих языка -- русский и английский.' Это давненько сказал наш незмяшчаемый. Кто не верит, можете поискать его великие цитаты.

Fak
Fak
11 июля 2014 13:32

Нет, Геннадзь, я с этим утверждениеим не согласен, насколько я помню вы там свои интересы отстаивали и спорили на реальную тему. А тут же грех не посмеятся над безграмотными и теми, у которых такая бестолковая фантазия. /… удалено (троллинг) — Админ…/

Генадзь
Генадзь
11 июля 2014 22:18
Ответить на  Fak

Спасибо, Fak, во всяком разе стало понятно, что Вы отстаиваете свое видение системы нашего государства, но против разрушения его фундамента.

Ленинец-Буддист
Ленинец-Буддист
11 июля 2014 13:43

После экспресс-референдума жители слуцкого микрорайона им. Антона Павловича Чехова (великого русского писателя):
— Объявили беларусску мову вне закона
— Вышли из состава Беларуси
— Объявили себя административной единицей Матушки России
— Разместили у себя чеченский батальон Восток для поддержания правопорядка и противостояния регулярным частям слуцкого гарнизона

Как заиграла лента комментов, не правда ли?

Графф
Графф
11 июля 2014 16:50
Ответить на  Ленинец-Буддист

Что за бредятина? Или это чувство юмора такое?

сам
сам
11 июля 2014 18:01

Тему языков можно обсуждать до хрипоты, да ещё морды друг другу набить. Можно быть белорусом-патриотом и не ведае беларускай мовы и не любить свой народ размауляя на роднай мове. Пример-- Украина. Свои своих убивают. Нет прощения ПоТрошенко за уничтожение своего народа! А Слуцк — особенный город. И до ВОВ и после он был мощной военной базой, с армией были связаны все жители, у военных единый язык был — русский. Армия же была собрана со всего СССР. Было бы прикольно, если б каждый солдат заговорил на своём родном языке! Надо быть терпимей к инакомыслию, А мне, лично, радостно чуць беларускую мову, возродить которую быстро не получится. Так случилось, что я — русскоязычный белорус. Просто я не допускаю в своей речи трасянку, а грамотней я разговариваю на русском. И не прав тот, кто утверждает, что белорусский… Подробнее »

Ян
Ян
11 июля 2014 19:46

Сяржук, не хвалюйся і не бяры на сябе занадта многа. Самыя стопрацэнтовыя нацысты і бандэраўцы жывуць на Сіцыліі. Як сведчыць Жэвакін (калі верыць М.В.Гогалю — «Жаніхі»), падчас пахода па Міжземнаму мору стаялі на Сіцыліі: «И представляете — за целую неделю слова русского не слышали! — ?» (прабачце, па памяці магу цытаваць даволі прыблізна, ды і Жэвакін не меў на мэце выкрываць сіцылійскіх нацыстаў, гэта так, у прывязцы на цяперашняй сітуацыі).

взгляд со стороны
взгляд со стороны
11 июля 2014 21:54

Говорить о том, что белорусский язык — бедный язык может только тот, кто недостаточно хорошо им владеет. А такое недоверие к белорусскоговорящим молодым людям, как мне кажется, довольно логично. Народ всегда относится с опаской ко всему непривычному. Беда именно в том, что теперь редко встретишь на улице девушку или молодого человека, разговаривающих на беларускай мове, як на роднай мове, а не просто в шутку.

Гамма
Гамма
12 июля 2014 00:01

Некоторые комментаторы отразили мысли про то, что белорусский язык считают колхозным. Действительно, это уже в голове, когда «ляпнешь» белорусское словечко, то ли стыдно становится, то ли что. Идеология такая. Моя школа была белорусскоязычной, в университеле не мог привыкнуть, к примеру, к русским математическим терминам.
Между прочим, белорусский язык считается вторым по красивости языком в мире после французского.
Долгая песня по поводу на каком языке разговаривать.
Скажу, что душа моя требует, чтобы все вокруг говорили на белорусском, кто как может. Чтобы это стыда не вызывало. Это главная проблема государства на ряду с экономикой. Это мы — нация, которая должна жить белорусским языком.

jes
jes
12 июля 2014 00:08

Если это человек, с которым мне однажды посчастливилось повстречаться, то я не назвал бы его таким мягким и пушистым из-за его явно «своих» взглядов и мнений. И я не поверю, что наши люди только из-за языка способны обозвать именно так, бандеровцем и нацистом. Для этого были видимо причины другие, о которых автор умолчал. Я знаю ещё с десяток людей, разговаривающих по белорусски, но они вполне адекватны и их, почему-то, никто так не называет. Я считаю, что дело было в этом случае совсем не в белорусском языке.

МихаиЛ
МихаиЛ
12 июля 2014 09:47
Ответить на  jes

Интересно, что еще за причины что его так назвали? В очереди по телефону он пра рэжым наверняка не говорил, при детях говорил или про обьявки или про то что мужик, но мове не разумее.

Может он в белчырвонабелым флагом ходил? Так долго бы ему не дали ходить.

Но я знаю что случилось. Украина приключилась с людьми. В прошлом году я слова бандеровец не слышал ни разу в обиходе. Сейчас — почти каждый день, чаще слышу в речи людей такие слова как фашист, националист, нацист, колорад, правосек и т. д.

И еще из наблюдений: если зрелый человек говорит по белорусский: ему «прощают» или принимают как само собой. А вот когда молодой, то тут начинаются проблемы.

DEMD
DEMD
12 июля 2014 00:12

Мова гэта багацце любой нацыi, а той народ, якi не ведае сваей мовы не толькi бедны, але i дурны.

Русский
Русский
12 июля 2014 09:34

Который раз читаю перепалку по языковому вопросу. Заметил одну закономерность: все поголовно ораторы, отстаивающие позицию возрождения или насаждения (кому как нравится) белорусского языка переходят на белорусский язык в комментариях. Но огонь перепалки угасает, и эти люди (предатели в таком разе!) опять пишут (а следовательно думают) на русском (за редчайшим исключением — например, Тимошек). Из этого вывод — проблема высосана из пальца. Мне лично фиолетово кто на каком языке общается. Цыгане всю жизнь на своем бормочут и чихать хотели и на русский и на белорусский, и даже не пытаются разжигать эту проблему. А мне чихать на них — пусть говорят на своем, лишь бы не матерились прилюдна на моем родном русском. Я русский и буду разговаривать на русском, при том я понимаю белорусский язык и любой белорус поймет меня.

DEMD
DEMD
12 июля 2014 11:59
Ответить на  Русский

Так о том и речь /удалено — Админ…/ что любой другой язык у нас воспринимается нормально, кроме родного. Даже на немца не скажут фашист, а вот заговори на беларусском и все куча ярлыков, от калхозника, до нациста. Ни кто не хочет запрещать другие языки, речь о том, что государство
безразличным отношением к роднай мове способствует ее уничтожению. Ни в одном госучереждении нет документов, бланков, накладных и т. д. на беларусском, хотя он щитается государственным. Родная мова для нас стоновится иностранной, вот о чем речь.

Русский
Русский
12 июля 2014 15:44
Ответить на  DEMD

Не соглашусь с вами. Как правило приоритетным является белорусский язык в государственных, да и иных СМИ (тот же «Слуцкий край» на 90% на белорусском языке), радио и телеканалах (1БТ), учреждения культуры, отдел образования. Знаю, сто газета «Звязда» получает от государства различные льготы лишь за то, что чисто беларусско-язычная. По СТБ 6.38−2004 бланки печатаются на 2 государственных языках — Вы просто отсталый человек в делопроизводстве и многого не знаете, а додумываете по бабски. Попросту — троль:) На каком языке накладну печатать — твоё дело, не пудри мозг людям. Главное — бланк, а он на государственных языках!

Nkvd
Nkvd
14 июля 2014 01:35
Ответить на  DEMD

DEMD, по закону, вы, имеете право требовать, что бы госучреждениях вели с вами делопроизводство на белорусском языке. Не выполняют, обращайтесь в суд.

Генадзь
Генадзь
12 июля 2014 12:40
Ответить на  Русский

Русский, безусловно это предательство. Но причины у предательства разные бывают. Во человек уехал в иную страну, где не говорят на его родном языке — и уже через лет десять он говорит с акцентом, подбирает слова. Он предал свой язык? Да. Виновен ли он в этом? Это как посмотреть. Мы разговариваем в первую очередь мозгом, а уж дальше можно и говорить, а можно и печатать — сигнал идет из мозга, т. е. автоматом. Ежели я зимой провожу достаточно много времени на беларусскомовных ресурсах, то, ежели, скажем, Вы в это время мне позвоните, то я автоматом отведу Вам на мове. Тимошек, ближе всего, имеет практику разговора на мове. Увы — это для беларусов редкая практика. Но речь о другом — нужно чтобы человека разговаривающего на беларусском языке не восспринимали белой вороной, а уж тем более оппозиционером. Как вот в Киеве — большинство… Подробнее »

Русский
Русский
12 июля 2014 16:00
Ответить на  Генадзь

Ну так вот и ответ. Человеку удобнее разговаривать на том языке, на котором он думает. Штирлиц о рожавшей радистке Кэт давно это говорил:) Вы можете заставить писать и говорить на белорусском языке всю страну, особенно под дулом автомата, но думать на русском вы меня не сможете отучить никогда. Есть вещи, которые нужно читать в оригинале. Как можно на белорусский язык перевести Ильфа и Петрова «Кузнечики в траве ковали своё счастье…»? Так же нельзя дословно перевести и спеть «Спадчыну» Купалы-Мулявина! У каждого из нас свой язык, который мы любим. Но это не значит, что другие языки хуже, вовсе нет! Они равноценны и равноправны, равно велики, если угодно. А кто обостряет и раздувает языковую проблему просто-напросто долбо… (думаю, что и русские, и белорусы, и татары, и узбеки, и таджики, и поляки смогут додумать несколько букв… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
12 июля 2014 21:27
Ответить на  Генадзь

Я согласен с Вами, Русский, что человеку удобнее разговаривать на том языке, на котором думает. Допустим я когда разговариваю с беларускамоўным, то я и думаю на беларусском, а когда разговариваю с русскоязычным, то мне удобнее думать на русском. Это и есть настоящий билингвизм, который в первую очередь полезен личности, особенно, как утверждают исследователи, после пятидесяти. Еще полезнее полилингвизм. Если бы я знал польский, то разговаривал бы на нем с поляками и мы друг друга лучше бы понимали. То же и о других языках. Но меня, как обывателя (о гражданине чуть позже) возмущает, что когда я говорю на беларуссом, то могу в лучшем случае получить непонимание, удивление, а то и оскорбление. И чаще, признаем, от беларусов, т.к. их в Беларуси в десять раз больше, чем русских, хотя бы. Но не нужно думать, что это произошло само собой, по глупости или трусости беларусов. Мы обычно изучаем историю… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
12 июля 2014 22:09
Ответить на  Генадзь

Как гражданин же я осознаю, что мова для суверенной и унитарной Беларуси может даже более важна, чем гимн-флаг-герб, потому как она была, когда последних не было. И именно благодаря тому, что её сохранили нециональные герои, в т. ч. и ценой жизни, существует суверенная, унитарная, уютная, чуть европейская Беларусь. Но трагедия между нашими братскими народами (ведь любой разумный человек понимает, что виной тому деньги и власть, а вовсе не язык) подсказывает, что нужна разумная языковая политика. Современная языковая политика не разумна, т.к. она разделяет граждан Беларуси и, на мой взгляд, ведет к уничтожению беларусов, как отдельного, уникального посему восточтнославянского народа. А потом и угрозу суверинитету и унитарности нашего государства. А Вы не считаете нонсенсом, что госслужащие могут не знать государственный язык?… Подробнее »

Русский
Русский
13 июля 2014 08:49
Ответить на  Генадзь

По госслужащим — согласен. Должны знать языки. Но!!! Здесь есть еще более важная проблема государства — кадровая политика. Найти специалиста умного и грамотного, согласного работать за мизерную зарплату (я говорю не о высших должностях, а о массовых — ведущи, главный специалист, начальник отдела) сейчас ох как не легко. Умный на госслужбу идти не хочет — уходит в бизнес. Приходится брать кого попало и закрывать глаза на знания языков. Чего греха таить? Даже в отделе образования документы пишут с ошибками!!!

Генадзь
Генадзь
13 июля 2014 15:45
Ответить на  Генадзь

Вы правы. А ежели и приходят умные, то они свой таллнт тратят не столь на работу, сколь на «устранение несправедливости по зарплате»:)
А так да — ежели твоя работа не требует владения языком, то можешь на любом — хоть на той же трасянцы. И да таки — я против не только того, чтобы за беларусскую мову оскорбляли, но и наоборот. Все мы уникальны по своему — давайте уважать уникальность каждого, ежели она не мешает уникальности остальных:)

DEMD
DEMD
12 июля 2014 18:37

Понятие страна и государство я рахделяю. Страна-хнмля, реки, поля, люди, государство-президент, чиники, законы, флаг, герб и т. д. Так вот ненавижу я ложь, каррупцию, воровство и отношение к государства к народу, а страну люблю. С праблемами в государстве верю мы справимся, рано или поздно, а вот помощь кремля не стране-народу, а государству-диктатуре действительно расцениваю, как происки кремля в своих же кремлевских интересах. На примере Украины весь мир сегдня увидел, какие у России заботы.