Копыльский колядный обряд «Семежевские цари» внесён в календарь туристических событий 2014 года

3

Копыльский колядный обряд «Семежевские цари» внесён в календарь туристических событий 2014 года созданный Национальным агентством по туризму.

Календарь туристических событий доступен на сайте Национального агентства по туризму на русском языке. Он включает более 100 мероприятий спортивного, военно-исторического, экологического туризма и др. В ближайшее время информация о главных туристических событиях года появится на английском и немецком языках.

Zari-1.02.2012-400x600

Реклама

Нематериальное наследие

Обряд «Колядные цари» за свою уникальность внесен в Список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране.

Этот уникальный обряд, который включает в себя элементы колядного карнавала и народной драмы «Царь Максимилиан», характерен только для деревни Семежево Копыльского района. В нём участвуют молодые мужчины и юноши (так называемые цари), одетые в специальные костюмы (белые брюки и сорочки). Красные семежевские пояса с геометрическим орнаментом крест-накрест повязаны на груди каждого «царя». На голове — высокие шапки с разноцветными бумажными лентами.

Процессия «царей» в Щедрый вечер посещает дома крестьян и разыгрывает драму «Царь Максимилиан». В колядных походах принимают участие и местные герои — дед и баба. После представления происходит традиционное поздравление хозяев дома и одаривание участников обряда. С наступлением темноты «цари» зажигают факелы, что придаёт необычную зрелищность.

Желающие принять участие в обряде звоните по телефону +375 (17) 19−555−45.

Обряд «Шчодрык» деревни Рог

Своим колядным обрядом может похвастаться и Солигорский район — в деревне Рог ежегодно проходит обряд «Шчодрык».

Он является отличительным проявлением локальной культурной традиции д. Рог Солигорского района Минской области, что находится в районе Красного озера. Обряд щедрования принадлежит к наиболее архаичным новогодним поздравительным обходным обрядам, распространённым преимущественно на белорусском Полесье.

Обряд «Шчодрык» в д. Рог проводился с участием традиционных маскированных персонажей — козы, журавля, лошади, деда, бабы, «цыгана» и «цыганки» с «ребёнком» (куклой) в «колыбели». Маска козы, пантомимика которой в обряде сопровождалась сюжетно связанной с ней рождественской песней, считалась основным символом плодовитости и жизненной энергии. Наиболее уникальный персонаж в группе щедровщиков в д. Рог — это дед и его берестяная маска, аналогов которой больше нет в Беларуси. Маску изготавливали из цельного куска бересты, внешний край которой оставался внутри. Сверху её укрепляли крест-накрест также двумя полосками бересты. Вырезали дырки для глаз, носа и рта. Берестяная маска изготовлена ​​не в виде накладки на лицо, что изредка встречалась и в других местах на Беларуси, а в виде шапки, в которой береста связана особым способом («в зубчики»).

Желающие принять участие звоните по телефонам: 80 447 981 406, 80 174 220 563 (Хролович Марина Владимировна, директор ГУО «Культурно-досуговый центр Солигорского района»).

Отдел новостей

Ранее:

3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Артефактолог
Артефактолог
13 января 2014 00:08

Помню в теленовостях калядным царам четвертинку под одобрительные возгласы тех царей пожаловали.

Дзед Барадзед
Дзед Барадзед
13 января 2014 16:45

Халтура какая-то историческая. Откуда на Беларуси цари? Отродясь их у нас не было. Вообщем, историческая безграмотность и безкультурие дичайшие. Народ совсем забыл свои корни, свои истинные традиции и пытается подменить их хоть и ярким, но новоделом… Называть Максимилиана царем? А почему не микадо, или султаном?

сергей
сергей
14 января 2014 09:56

Дзед Барадзед, это какой-то полубилейский сюжет, что соответствует времени, когда проводится этот обряд. При чем здесь были у нас цари или не было.