Кіраўнікі Слуцкага паўстання вартыя ўвайсці ў нацыянальны пантэон

20

Гісторык Ніна Стужынская першымі прэтэндэнтамі на ўваход у нацыянальны пантэон назвала кіраўнікоў Слуцкага паўстання Паўла Жаўрыда і Уладзіміра Пракулевіча.

«Героі паўстанцка-партызанскага нацыянальнага руху ХХ стагоддзя, вяртаннем якіх у гісторыю і памяць я займаюся шмат гадоў, вартыя большай увагі і павагі ад грамадзства сучаснай Беларусі», — сказала гістрык, адказваючы на пытанне карэспандэнта.

«У Нацыянальны пантэон я б прапанавала кіраўнікоў найбольш маштабнага антысавецкага антыкаланіяльнага Слуцкага паўстання 1920 года — Паўла Жаўрыда і Уладзіміра Пракулевіча», — працягнула яна.

Реклама

«У адрозненне ад палітыкаў, сярод якіх хапала асобаў «позы і фразы», іх актыўнасць палягала ў канкрэтным баявым рэчышчы. Іх вайна на той момант не мела поспеху, але была лагічным этапам на шляху да незалежнасці Бацькаўшчыны», — патлумачыла свой ​​пункт гледжання Ніна Стужынская.

«Дыскрымінацыя нацыянальнай гісторыі на дзяржаўным узроўні, адсутнасць завершанага «кананічнага» Нацыянальнага Пантэона — падстава для ідэалагічнага і каштоўнаснага канфлікту ў грамадстве», — падсумавала яна.

Аддзел навін

Даведка ІК

Ніна Іванаўна Стужынская (нар.12 снежня 1955 г.) — беларускі гісторык, ляўрэатка прэміі імя Францішка Багушэвіча Беларускага ПЭН-цэнтру (2001). Кандыдат гістарычных навук, дацэнт.Скончыла Беларускі дзяржаўны ўнівэрсытэт. Займаецца дасьледаваньнем гісторыі палітычных рэпрэсіяў у Беларусі. Аўтарка кнігі «Беларусь мяцежная: з гісторыі ўзброенага антысавецкага супраціву: 20-я гг. ХХ ст.»

Раней:

20 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ingenegr
ingenegr
12 декабря 2013 21:38

Поддерживаю предложение Н.И. Стужинской как гражданин РБ, но сомневаюсь в поддержке её идеи со стороны дествующих властей как свидетель ситуации в Козловичах.

Fak
Fak
12 декабря 2013 21:47

А Юрка почему здесь не при делах? Он что асоба «позы і фразы»? Между прочим харчи поставлял и двадцать пять тышч нашел. Да в атаку не ходил и снайпером не был, так он был здоровьем слаб и зрение плохое. Тоже мне гістрык, поразделяла тут.

Zorro
Zorro
12 декабря 2013 22:12

Слава героям! Сьмерць ворагам!

Fak
Fak
12 декабря 2013 22:18

Жыве Беларусь! Забыл что ли?

DEMD
DEMD
12 декабря 2013 22:19

Герояу Слуцкага зброянага чыну знiщалi фiзiчна i,маральна i нават з памяцi стерцi iх iмены спрабуюць па сягодняшнi дзень,але нiчога не выйшла i не ввйдзе у мясцовых янычар. Гэта наша гicторыя,нашы героi,наш смутак i наша боль.

Постмодернист
Постмодернист
14 декабря 2013 20:23

Для меня они не герои,а кто считает их героями вовсе не имеют монополии на белорусский пантеон.

DEMD
DEMD
15 декабря 2013 00:13

Можаце лiчыць,что вам у галаву узбрэньдiць,але беларусам трэба нарадзiцца.

Генадзь
Генадзь
15 декабря 2013 13:33

Постмодернист, а кого бы Вы предложили в БЕЛАРУССКИЕ герои? Нет, просто как бы кто не желал, но сложилось и беларуское государство, и беларусский народ (как бы там ни было, чтобы там не говорили, но это факт) . И уже ни политикам-чиновникам, ни бизнесу, ни культурной элите нет смысла вступать в Российскую Империи — они прекрасно понимают, что там «все теплые места порасхватали и каждый коренаст и голенаст». Т.е. в государстве есть достаточно влиятельные силы, которые не желают полностью терять суверенитет, ну и выросло поколение, которое считает себя жителями европейского государства пускай и с некоторыми особенностями. А это говорит о том,… Подробнее »

Постмодернист
Постмодернист
15 декабря 2013 15:04

Генадзь,все белорусские герои известны:писатели(классики),герои отечественной войны,ученые и врачи,архитекторы.Т. есть те кого и фак и Демд (без сомнений) признают великими сынами Беларуси.

Rezak
Rezak
15 декабря 2013 20:20

Вопрос о героизме очень сложен, на мой взгляд. Кто такой герой? По науке — человек исключительной смелости и доблести. Т.е. это не обязательно человек, который борется с советской властью. Именно доблесть, смелость, честь и слава – отличительные черты героя. Почему Чапаев и Котовский герои, а, допустим Деникин и Колчак – не герои, а царь-батюшка Николай II – святой благоверный мученик? Чем плох Чапаев или Котовский как человек, личность? Толковые, судя по книгам и фильмам, люди своего времени. Почему же тогда Колчак не герой (хотя для кого-то герой наверное)? Мы же хотя бы фильм «Адмиралъ» смотрели… И вроде бы он и… Подробнее »

DEMD
DEMD
15 декабря 2013 21:55

Народ i толькi народ вызначае,хто для яго герой,а хто гемарой.

Постмодернист
Постмодернист
15 декабря 2013 22:54

«Оно, конечно,Александр македонский герой ,но зачем же стулья ломать?»

Генадзь
Генадзь
15 декабря 2013 23:59

Постмодернист, мы видимо о разном. Безусловно те, кого Вы перечислили(понимаем даже без фамилий) будут в пантеоне беларуских героев. Или почьти все.Но у каждого незалежного народа есть свои герои. Допустим всем известен шотландский национальный герой Уильям Уолас. В России целый сонм национальных героев, большинство из которых легко развенчать чуть углубившись в историю , а то и вовсе есть мифические герои, как тот же Сусанин. Думаю так же обстоит и у других самоиндефицировавшихся народов. Вот в чем Вы правы, что тех, признанных в БССР героев, в основном признают «и Фак и Демд признают великими сынами Беларуси». Но кто из них может претендовать… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
16 декабря 2013 00:03

Rezak, Катовский по большому счету был бандитом. А вот Колчак был героем до Гражданской войны. И вопрос не в том кто борется за власть (не борются за власть анархисты, но против них «и красные и белые и жовце-блакитные»), а вопрос в том, кто может быть НАЦИОНАЛЬНЫМ БЕЛАРУСКИМ героем. (выделил специально)

DEMD
DEMD
16 декабря 2013 08:44

Rezak по вашей логике и Иисус боролся исключительно за власть с Иродом и первосвященниками. Идея за которюю борются,вот в чем вопрос.

Rezak
Rezak
16 декабря 2013 09:21

Нет разницы какая идея помогла человеку сесть в кресло. Ну боролся АГЛ с коррупцией, ну был демократом. Вспомните его начало политической карьеры. Разве плохи были его идеи? Почему народ пошел голосовать за АГ? И почему сейчас столько недовольных? Он был национальным героем, а теперь уже не национальный герой… Вероятно, потому, что не оправдал доверия и ожиданий народа. У каждой палки есть 2 конца и у медали 2 стороны. Всегда будут прямо противоположные точки зрения на события и поступки. И они очень сильно меняются со временем. Я бы вообще отказался оценивать героев по политическим делам. Бросился на амбразуру — герой, был… Подробнее »

Zorro
Zorro
16 декабря 2013 09:56

Лу был национальным героем? Вы вообще в своём уме?

ingenegr
ingenegr
16 декабря 2013 10:00

Rezak предлагает ограничить понятие героизма личностными качествами человека.В этом есть доля истины, но как же национальное самосознание.Должны быть какие-то вехи у людей для ориентиров в формировании идеологической позиции общества.

DEMD
DEMD
16 декабря 2013 10:26

Rezak не надо путать Божий дар с яишницой. Герои отдают свою жизнь за идею ,а подонки за власть лишают жизни других.

Генадзь
Генадзь
16 декабря 2013 13:12

Да, я именно о том, о чем пишет ingenegr- о национальном самосознании. Желаем мы того, или нет, но факт уже признанный, что беларусская независимая протонация сложилась. И это протонации для того чтобы стать полноценной нацией нужны идея, маральные ориентиры, герои и т.д. Можно, живя все же в суверенной Беларуси, как бы там ни было, не признавать факт самостоятельной нации. Можно, но тогда себя противопоставляешь нации. А можно признать факт зарождения новой нации (или нового возраждения старой нации) и принять в этом участие, создавая такую нацию, такой народ, среди которого было бы комфортно жить и детям, и внукам, и правнукам. Народ… Подробнее »