Случчанин Олег Лях, после обучения в Белорусской государственной сельхозакадемии по распределению попал в Дрибинский район, агрогородок Рясно (Могилёвская область). Читайте репортаж dengi.onliner.by.
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский. Источник: Onliner.by
Дрибинский район, агрогородок Рясно. Снегопад. Чтобы пройти к жилищу Олега Ляха, мы лезем через кусты. Олег — обладатель ценной штуки — белорусского диплома о высшем образовании. Молодой специалист открывает ключом массивную дверь, сбивает с ботинок снег. В темном коридоре — банки, ящики, хлам. Олег проводит нас в комнату, в которой спит. Вызывающе яркая лампочка болтается на потолке, освещая спартанский интерьер: койку с железными боковинами, расшатанную тумбочку, компьютер в углу. В такой обстановке можно быстро спиться от тоски, но молодому распределенцу нужно начинать здесь новую жизнь. Он рассказывает о работе, зарплате, серости и будущем, а мы — слушаем.
О распределении
В 2008 году я поступил в Белорусскую государственную сельхозакадемию в Горках. На факультет механизации сельского хозяйства. Сам я из Слуцка, там родители живут.
Моя специальность — техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства. Как и все, учился пять лет, отбывал практику. В декабре прошлого года у нас было распределение. Раздали списки хозяйств, где требуются молодые специалисты. У меня девушка в Горках, тоже в академии учится, поэтому выбрал что поближе — Дрибинский район.
Просмотреть Агрогородок Рясна, Дрибинский район на карте большего размера
Как я вообще оказался в сельском хозяйстве? Обсуждали с родителями, куда поступать. Мать шутила, что в исполкомах работают больше 50% выпускников академии. Да и техническое образование всегда в цене. Как у нас говорили, после Горок вариантов много — от тракториста до министра.
О жилье
В конце июля, когда приехал на отработку, первым делом спросил: «Что с жильем?» Говорят: дадим тебе домик. Тот, который по президентской программе построен. Но я-то про этот дом уже был наслышан.
Там до меня четыре молодых специалиста жили, которые здесь же, в хозяйстве, работали. Два парня и две девушки в разных комнатах. И спали они, даже когда работал котел… в куртках. Отопление в доме — ручное. Трубы неисправны. Топить нужно по старинке, а это, сами понимаете, хлопотно. Наверное, можно было бы и в таких условиях прожить, если захотеть остаться в агрогородке с корнями, надолго. Но у меня другие планы. Есть жилье в родном городе.

Обращался к руководителю по поводу жилья, решение постоянно откладывалось. Связался с заместителем председателя райисполкома. Он сообщил, что разберется с вопросом. В итоге я написал заявление, что отказываюсь от предоставленного дома. Вскоре из исполкома пришел ответ. Дескать, раз отказался, становись на общих основаниях на жилищную очередь в Дрибине. Общие основания — это безнадежно. Да и где жить в это время?
Поехал в Могилев, в облисполком. Пояснил ситуацию начальнику отдела кадров и аграрного образования комитета по сельскому хозяйству Артему Белоглазову. Он выслушал, задал несколько вопросов, подбодрил. В конце следующего дня на работу приехал председатель Дрибинского исполкома Олег Маслак. Договорились с ним, что остаюсь работать в хозяйстве, а мне предоставят отдельную комнату в общежитии в Дрибине. Мебель (диван, шкаф, стол и прочее) закупят в местном райпо. Меня это полностью устраивало. Еще через день мне сообщили, чтобы я подготовил необходимые документы и писал заявление на предоставление койко-места в том общежитии, то есть с подселением. Я снова отказался. Съездив в общежитие, узнал от коменданта, что оно полностью занято и свободные комнаты отсутствуют.
Через месяц снова перезвонил в область, ожидание затянулось… А позже получил разрешение на перевод от нанимателя к нанимателю в Горецком районе. Распределение ведь никто не отменял. Передам технику и поеду искать работу в Горках. Возможно, что-нибудь найдется.
Пока шли эти препирания, расклеил по агрогородку объявления. Нашел здесь бабушку-дачницу, снимаю у нее комнату за 300 тыс. в месяц. Плюс коммуналка.
О должности
Предприятие, на которое я попал, называется «Дрибинрайагропромтехснаб». Были три хозяйства, их объединили, сделали одно большое. Хозяйство в Рясно не сильное и не слабое — обычное.
Сразу меня распределили на должность главного инженера. Неплохо. Приехал — а тут оказалось, что главного инженера уже нашли. Это обычное дело. Загвоздка в том, что распределение у нас проходит в декабре, а отработка стартует в августе. Пока время придет, имеющиеся вакансии закрывают.
Пришлось работать механиком. Через полтора месяца приказом перевели на должность инженера по эксплуатации машинно-тракторного парка. Думаю, оно и правильно, главного инженера я бы сразу не потянул. Надо хотя бы года два «повариться», получить опыт. Поэтому не жалуюсь.
О рабочем дне
Мой рабочий день начинается в восемь утра. Раньше добирался до работы или попуткой, или пешком. Расстояние — два километра. Сейчас добавили утренний наряд нашему автобусу, езжу на нем.
Основная обязанность — выпуск техники на линию. Выдача разрешения на выезд, проверка документов… Много всего.
Парк техники небольшой. Есть четыре энергонасыщенных трактора «Беларус 3022», которые довольно часто выходят из строя и требуют внушительных затрат на ремонт. Есть комбайны «КЗС-12», 7 штук на моем участке. Техники не много, а хлопот — море.
Утром у нас проходит наряд планирования, решаем, кого на какие работы отправлять, а потом приступаем к ремонту. Бо́льшая часть техники неисправна, а запчасти достать — проблема. Денег на закупку нет. Вот сейчас сдаем металлолом, чтобы получить свободные средства. А так обходимся своими руками.
Рабочий день заканчивается в пять часов вечера, хотя иногда приходится задержаться. На самом деле, график ненормированный, но я настоял на том, что буду работать до пяти с двумя выходными. За это мне снизили коэффициент за переработку. Около 800 тыс. потерял. Но зато у меня есть свободное время.
Как его занять? В Рясно есть школа, садик, несколько магазинов, почта, отделение банка. Тренажерный зал в школе имеется. Народ, как и везде, выпивает. В соседней деревушке спросил у продавца, сколько «чернила» продают. Рассказала: ящика два в день уходит. А жителей в деревне — человек тридцать…
Местные либо работают в сельском хозяйстве, либо ездят на заработки в Россию. Строителями в основном. Наверное, зарабатывают раз в пять больше.
Когда возвращаюсь с работы, готовлю ужин, читаю или сижу в интернете. На выходных еду в Горки, к девушке. Проводим время вместе, иногда ходим в кино.
О сложном
Самая большая сложность — понять, как работать в условиях, когда ничего нет. Нет краски, нет запчастей. Или вот ситуация. Технику нужно помыть, прежде чем поставить на хранение. Та же сеялка — в грязи, в пыли. Сначала тракторист ее чистит, потом требуется мойка. Сделали кое-как мотопомпу. За шлангом едем на пожарную станцию, просим: одолжите часа на два-три. И так во всех вопросах.
Сложно организовать работу так, чтобы каждый выполнял свое дело без лишних наставлений. Подходишь к трактористу, просишь его убрать колесо, которое валяется под ногами, отнести его на склад. А он в ответ: «А зачем? Почему я? Хай ляжыць!»
Да столько таких непонятных ситуаций… Валяется мост от «Кировца». Приезжает «ипэшник», хочет его купить. Предлагает хорошие деньги. А частникам продавать нельзя — незаконно.
По пьянству дисциплина вроде бы есть. Кража за время моей работы случилась одна. Взяли блок двигателя, чтобы сдать на цветной металл.
Уже оплатил штраф — 520 тыс. Наш уазик попал в мелкое ДТП, водитель был не виноват. Но техосмотр не был пройден, а я как лицо, отвечающее за выпуск, отдал машину на линию, подписал путевку… Производственная необходимость. Глупо, в общем, вышло.
Спрашиваете, что нужно сделать, чтобы это хозяйство «поднять»? Все восстановить, что запущено. Но эти вложения вряд ли отобьются. Вот если бы цены на молоко, как на Западе, у нас не удерживали, тогда был бы шанс. Вообще, вопрос тяжелый, тут нужно многое обдумывать.
О зарплате и тратах
Моя зарплата — около 2 300 000 рублей. Плюс надбавка для молодого специалиста, которую дают, чтобы нас тут удержать. Она составляет две тарифные ставки, то есть 500 тыс. В итоге получается 2 800 000. Родители помогают немного.
350 тыс. я отдаю за квартиру. С едой особо не заморачиваюсь. На прошлой неделе купил пачку макарон, пачку гречки. Колбасы какой-нибудь возьму, изредка «Роллтона». В неделю на еду уходит 200 тыс., не больше. С одеждой еще проще. Купил что-нибудь раз в полгода — и носишь.
Пока один, такой зарплаты вполне хватает. Я реалист и понимаю, что больше в данных условиях платить мне не могут. Зарплата замдиректора — около 4 млн.
Копить на машину? Это дополнительные расходы, пока об автомобиле не думаю. Собирались с девушкой пожениться. Правда, поговорив с родителями, решили свадьбу отложить — пока я на этой работе.
О будущем
Мне 22 года. Полон сил и энтузиазма. Посмотрим, какую работу найду в Горках. Распределение надо отработать, я ведь учился за госбюджет. Подаю документы в Высшую школу агробизнеса при академии. Мне интересен маркетинг.
А дальше план такой. В мечтах — переехать куда-нибудь в западную Беларусь, может, в Брест. Девушка проходила там свою практику геодезиста, приезжал к ней, прогулялись по городу. Понравилось. Как-то в тех местах чище, аккуратнее, порядочнее. Профессию бросать не думаю. О том, что решил работать в сельском хозяйстве, не жалею. И ныть не собираюсь. Пока все в моих руках.
Источник: Onliner.by (опубликовано с разрешения редакции Onliner.by).
Ежели бы во времена моей молодости ежели бы давали сразу жилье и хорошую технику, то многие бы оставались. Сейчас же этого мало. На мой взгляд те, кто решает проблемы села, живут восьмидесятыми годами прошлого века, когда они начинали свою трудовую деятльность в колхозах молодыми специалистами, поэтому и решения принимают очень правильные, но с опозданием в 30 лет. Моя племянница закончила с отличием коллдж, потом Горецкую академию, по распределению пошла работать главным агрономом. Вышла замуж, родила ребенка, сейчас работает санитаркой на скорой помощи. Другой племянницы муж закончил Гродненский сельхоз, до армии работал в одном из лучших хозяйств Беларуси, после армии работает… Подробнее »
Генадзь. может вы сами и ответите? Государство видимо не справляется. А частник? Частником же не командует сельхозпрод? Сажай, что угодно, и продавай хоть в Слуцке, хоть в Минске. Как обстоят сейчас дела у фермеров? Пусть не у вас лично, но фермеры же есть на Случчине? вы же друг друга знаете.
Молодых специалистов распределяют в самые убогие колхозы,и им приходится часто исполнять обязанности не только по своей квалификации,. Например энергетик работает еще и электриком,по причине отсутствия последнего,механик слесарем,водителем,по тойже причине,заведующий фермы ветеринаром,огроном кладовщиком и т.д. . Молодого специолиста в прямом смысле эксплуотируют,зная,что 2 года он никуда не денется. Соответственно и ребята отработав-отмучавшись бегут без оглядки из колхозов,вспоминая отработку,как страшный сон. Об
инфоструктуре,досуге и перспективах вообще тема отдельная.
Rezak, я могу конечно ответить, но лет девять тому писал свое мнение по положению дел на селе и к чему это может привести в СБ, а мне сказали оттуда, что я подрываю основы государственной политики на селе, потому я мнение своё имею, но с ним не согласен:)Хотелось бы услышать мнение других. И ведь я не ставлю вопрос «государство-часник», я спрашиваю — почему политика поддержания «больших и эффективных» не дает результата? Причем за огромные деньги, которые вложены в цену товаров, за которые платят все. Ну а у фермеров дела идут по разному — есть такие, кто могут позволить себе нанять в… Подробнее »
DEMD, конечно же Вы пишите все верно, я обсалютно с этим согласен, но в тех же европах-америках фермеры тоже выполняют самые разнообразные функции. Например я читал в «Комсомолке» (вроде) как они были на американской ферме, занимающейся молочным животноводством и производящим молока на 2мил. долл в год, так их удивило что дети фермера лет семи-восьми утром встали и побежали первым делом подчистить скребками навоз, а потом только пошли гулять. Так и другие фермеры в Европе — он и хозяин, он и бухгалтер, он и экономист, он и электрик, он и механик, он и скотник, он и полевод — специфика сельского хозяйства.… Подробнее »
По реплике DEMD: я так понял, что парня не распределяли: он сам выбрал себе это место когда еще практику проходил из-за близости к месту учебы девушки. Т.е. право выбора есть.
Генадзь, ну давайте все будем писать причины, которые видим.
1. Государство регулирует цены на закупку сельхоз продукции. 2. Государство регулирует рынки сбыта (молоко только на свой завод, сот — на свой мясокомбинат) и т.д. По этим позициям. Плохо это или хорошо?
А что этот специалист хотел ничего не сделав для общества?Получить в 1й же год дом с отоплением,машину,дачу ,зарплату,чтобы ежегодно в Египет позагорать ездить? В таком случае ему надоть было идти по стопам золотого голоса Слуцка Евгения Слуцкого ,в эстраду Помню в старом фильме виденном в школьные годы,приехала Крупская к Ильичу в Шушенское с огромным ящиком.Местные думали там скарб в виде одежды или утвари ,а там книги оказались.У Олега из книг только компик….Хоть бы газеток с кроссвордами взял отвлекаться от суровой действительности…..Главное местным пьяницам денег на пару дней не одалживать(если конечно авторитет среди местной шушеры не нужен).Главное в рюмку не полезть… Подробнее »
1. Он знал на кого учился. 2. Нечего ныть, всё дали, — работай! Делай ремонт, облагораживай жильё, заводи своё хозяйство. Возле дома срач, на кухне беспорядок, где хоть одна полка на фото? даже банально занавески повесить не могут… О чем говорить, каждый заслужил то, что заслужил. Не нравятся условия труда, вариантов тыщи избежать распределения… но думаю совсем не в этом дело.
Видел эту статью на разных ресурсах, очень поучительно отозвались в комментариях россияне на ЯПЕ: http://www.yaplakal.com/forum2/st/25/topic690912.html
Rezak, то что государство регулирует цены и рынки сбыта, это все же хорошо (в США на молоко, мясо, зерно установленные государством закупочные цены) . Но то что огромные усилия государства ( еще раз — без вякой иронии государстов для колхозов сделало очень много) не дали результатов — это очень плохо. Мое видение по селу будет не верно истолкованно и приведет к ненужным спорам, потому было бы неплохо услышать мнение людей, которые знают проблемы колхозов изнутри. Я ведь не из стеба задаю вопрос, почему проваливается программа возрождения села — я реально за это переживаю. Ну а то что не создают усовий… Подробнее »
Выбор Rezak конечно есть,между ж.пой и полной ж.пой.А фермеоство везде на дотациях,не обязательно денежных.И урожай государство обязуется скупать и компенсации в случае засухи или например саранча сожрет посевы и льготные кредиты и отмена налогов на первые 5 лет и в последстьвии щадящие и приоритет своей продукции перед импортной и т.д.А главное фермер хозяин и будет щитать каждую копеечку ,а председатель закажет халтурщиков и заплатит им по высшему тарифу и получит откат,а колхозники потерпят.Есть такая поговорка-должен,как председатель колхозу.
Изначально, молодой специалист прибыл на ОТРАБОТКУ (В конце июля, когда приехал на отработку, первым делом спросил: «Что с жильем?» Говорят: дадим тебе домик.), а не на работу. Этим всё сказано!
Генадзь, а где когда создавали условия молодым? И в армии и на гражданке «дедовщина». Молодому не положено, и точка. Все ступеньки молодежи пройти нужно. Согласен здесь с Постмодернистом. А чтобы рассуждать на колхозные темы нужно быть колхозником, посмотреть на жизнь изнутри. Знаю только, что в колхозе начальство люто «дедует». В почёте контора и несколько механизаторов. Иногда свинарок-доярок. Остальные — рабы.
Ну да, Rezak, в принципе Вы првы. С тех двух очень коротких периодов, когда я пытался быть колхозником, я сделал вывод, что работа в колхозах не имеет логики, т.е. показатели имеют большее значение, чем логика, рационализм, разумность. Может у меня сложилось превратное мнение — очень мало поработал — не выдерживал. И, в дополнение к тому, что сказал DEMD, председатель колхоза, ежели у него нет очень серъезных связей, абсолютно лишен права на самостоятельное решение. Да и ежели удастся, то выгод ему мало, а за неудачу может сильно получить по шапке. Опять же фермер думает о будущем, не у каждого же председателя… Подробнее »
Сами ходили в лаптях и без трусов,ели из чугуна,а спали на полу и следующие покаления должны это унижение попробовать,чтобы стать полезным для общества. Странная логика,логика мамлюка-меня унижали и я буду унижать,чтобы самому подняться по статусной лестнице на одну ступеньку выше. Ваше время уходит Мамлюки и попытки остановить время смешны и нелепы.
Действительно, время мамлюков прошло, сейчас большую часть молодых свядомых в армию колом не загонишь, болеют они. Но зато в виртуальном пространстве они мамлюки ещё те.
Вся система образования давно устарела. Для чего готовить специалиста 5 лет, что бы он потом был бесполезен, да еще за бюджетные деньги??? Это прямое унижение человека и не целевое использование БЮДЖЕТНЫХ средств. Министерство Образования готовит молодых людей, что бы потом выбросить их на помойку. Можно конечно распинаться о том, как кому то было тяжело в свое время, а смысл? Согласно такого мнения, если у Вас были трудности, то и у Ваших детей тоже должно быть так — если ты не доедал, пусть и дети не доедают… Прогресса никакого. А я думал, что бы работаем, что бы следующему поколению было легче.… Подробнее »
Прогресс в бытовом плане сейчас как раз то есть. Пусть не такой как хотелось бы, но лучше, чем тридцать лет тому. Даже на своем почьти хуторе имею блага цивилизации о которых не могли мои родители и мечтать. Благодаря «загнивающему Западу» — там как то о быте людей лучше получается думать. И машину сейчас может иметь каждый, чтобы съездить в театр-стадион. И интернет позволяет общаться со всем миром, и иметь в доступе информацию. А вот насчет выброшенных бюджетных денег на образование — согласен. Легче таким, как Олег, он признается, что реалист (за честность ему плюс), потому они знают зачем идут в… Подробнее »
Па здымках відаць, што ў хаце не хапае надзейнай рукі. Навогул-то рука ёсць у маладога самотнага спецыяліста, я маю на ўвазе жаночай рукі. Нейкая абстаноўка вакзальная. А праца — гэта не асноўнае