Раритетная Библия из исчезнувшей церкви

7

Случчанин Александр поделился с газетой «Кур'ер» фотографиями раритетной книги, владельцем которой он является. Это Библия в кожаном переплёте, штампы на которой свидетельствуют, что ранее она принадлежала Свято-Варваринской церкви, располагавшейся до 1956 года на территории старого городского кладбища по ул. 14 Партизан. Книга была издана, вероятнее всего в конце 19-го века.

Алесь Достанко

Штамп Свято-Варваринской православной кладбищенской церкви. Фото: Александр
Штамп Свято-Варваринской православной кладбищенской церкви. Фото: Александр
Книга в кожаном переплёте. Фото: Александр
Книга в кожаном переплёте. Фото: Александр
Страницы книги. Фото: Александр
Страницы книги. Фото: Александр

Фото: Александр

Реклама

Из книги «Храмы горада Слуцка» Игоря Титковского (спецвыпуск газеты «Кур'ер» № 6 от 31.01.2003 г.)

Свято-Варваринская церковь. Рисунок: Игорь Титковский
Свято-Варваринская церковь. Рисунок: Игорь Титковский
Обложка книги Храмы горада Слуцка" Игоря Титковского (спецвыпуск газеты "Кур'ер" №6 от 31.01.2003г.)
Обложка книги Храмы горада Слуцка" Игоря Титковского (спецвыпуск газеты «Кур'ер» № 6 от 31.01.2003 г.)

Варварынская царква

  • Гарадская Варварынская царква — адзін са старажытнейшых храмаў Слуцка. Выкажам меркаванне, што яна магла існаваць з XV ст.
  • Найранейшыя звесткі пра царкву прыводзяцца ў дакументах 1572 г., адкуль вынікае, што дзейнічала яна ўжо даволі працяглы час.
    Пабудаваная з дрэва, стаяла ў Старым горадзе на Падзамчышчы (цяпер раён маслабазы па вул. Піянерскай), непадалёку ад Васкрасенскай царквы. Была прыходскай.
  • 20 снежня 1792 г. царкву пашкодзіў пажар і, неадбудаваную, у 1797 г. яе скасавалі.
  • А імя святой пакутніцы Варвары і царкоўны фундуш у 1798 г. быў дадзены новаму храму, пабудаванаму на гарадскіх могілках. Варварынская царква на могілках, што размяшчаліся на паўночна-усходняй ускраіне горада, будавалася ў 1796−1799 гг., да 1800 г. была поўнасцю закончана і аздоблена. У 1868 г. праводзіўся рамонт, пасля якога царква набыла той выгляд, што захоўваўся да сярэдзіны XX ст.
  • У характары яе мы можам адзначыць рысы барока, а пазней прыбудаваныя ўваходныя тамбуры прынеслі рысы стылю класіцызм.
    Па архітэктуры царква адносілася да тыпу трохзрубных храмаў ярусна-восевай кампазіцыі. Галоўны аб’ём — чацвярык на чацвярыку — завяршаўся васмярыковым светлавым барабанам з шлемападобным купалам. На ім, а таксама на схільных дахах, што пакрывалі аднолькавыя аб"ёмы алтарнай апсіды і прытвора, мясціліся невялікія дэкаратыўныя купалкі на глухіх барабанах. Сцены мелі шалёўку вертыкальна пастаўленымі дошкамі. Галоўны ўваход быў у выглядзе порціка: два слупы-апоры падтрымлівалі выступаючы над ганкам навес з франтонам, двухсхільны дах якога завяршаўся шатровай вежачкай. Бакавыя ўваходы таксама ўяўлялі сабой ступенчатыя ганкі са слупамі і двухсхільнымі дахамі. Да рэвалюцыі акрамя галоўнага прастола на хорах меўся яшчэ адзін прастол у імя Ўсіх Святых.
  • У 1-й палове XIX ст. царква была прыпісной да Ўспенска-Мікалаеўскага сабора, у 2-й палове — да Васкрасенскай царквы, а на пачатку XX ст. стала прыпісной да востраўскай Міхайлаўскай.
  • Пасля ўсталявання Савецкай улады ў 30-ыя гады яна была закрыта. Падчас Айчыннай вайны пры ёй зноў арганізаваўся прыход і аднавіліся набажэнствы. З 1944 года настаяцелем тут быў протаіерэй Сергій Шахновіч. А пасля яго ад’езду — протаіерэй Міхаіл Мар’янскі, які аказаўся апошнім настаяцелем царквы.
  • Летняй ноччу 1956 г. —  напярэдадні Вялікадня — Варварынская царква згарэла.

В конце XIX века эта книга стоила 1 рубль 80 копеек. Средняя зарплата рабочего по тем временам в Российской империи составляла 12,8 руб. в месяц (в европейской части России - 17 руб.) Эта зарплата позволяла жить сытнее, чем всё последующее время (при СССР) вплоть чуть ли не до 80-ых годов ХХ века. Тогда, в конце XIX-начале ХХ веков рабочий тратил на питание для себя и свой семьи меньше половины заработка (это было меньше, чем в Европе, где рабочие на питание тратили 60-70% зарплаты. Накануне Первой мировой войны на жилище расходовалось около 20% заработка. Но на съёмных квартирах жили около 30% рабочих, у остальных были бесплатные жилые помещения, которые обычно строили заводы и фабрики. Продолжительность рабочего дня, кстати, тогда составляла порядка 11 часов. http://www.opoccuu.com/rab1913.htm
В конце XIX века эта книга стоила 1 рубль 80 копеек. Средняя зарплата рабочего по тем временам в Российской империи составляла 12,8 руб. в месяц (в европейской части России — 17 руб.) Эта зарплата позволяла жить сытнее, чем всё последующее время (при СССР) вплоть чуть ли не до 80-ых годов ХХ века. Тогда, в конце XIX-начале ХХ веков рабочий тратил на питание для себя и свой семьи меньше половины заработка (это было меньше, чем в Европе, где рабочие на питание тратили 60−70% зарплаты.
Накануне Первой мировой войны на жилище расходовалось около 20% заработка. Но на съёмных квартирах жили около 30% рабочих, у остальных были бесплатные жилые помещения, которые обычно строили заводы и фабрики. Продолжительность рабочего дня, кстати, тогда составляла порядка 11 часов.
Ссылка: www.opoccuu.com/rab1913.htm
7 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ingenegr
ingenegr
15 ноября 2013 10:28

«в ночь с 7-го на 8-е апреля 1953 г. Варваринская церковь по неизвестным причинам сгорела со всем имуществом» Госархив по минской области фонд 3196, оп.1,д.92.

Ігар Ціткоўскі
Ігар Ціткоўскі
15 ноября 2013 11:14

Зробленыя на беларускай мове пячаткі (штампы) сведчаць, што царкоўнай ўласнасцю кніга магла стаць у 1918 — 1919-я гады, калі ў Слуцку падчас змены акупацыйных улад (Саветы, палякі, немцы) ажывіўся нацыянальны рух, у Слуцку была заснавана беларуская гімназія. Або ў 1920-я гады, калі пасля ўсталявання Савецкай улады кіраўніцтвам рэспублікі, якое ўлічвала і вырашала нацыянальнае пытанне, у Беларусі былі уведзены чатыры дзяржаўныя мовы: беларуская, руская, польская і яўрэйская (Ідзіш). У Слуцку, напрыклад дзейнічалі яўрэйскія школы — №№ 2, 3 і 6 адзінай руская была № 5, астатнія былі беларускімі. З сярэдзіны 1930-х гадоў бальшавікі-інтэрнацыяналісіы пачалі рэпрэсіі супраць прадстаўнікоў нацыянальных эліт, у першую чаргу — інтэлігенцыі, пісьменнікаў. З дзяржаўных моў засталася толькі руская. У аснову гэтай барацьбы… Подробнее »

Ігар Ціткоўскі
Ігар Ціткоўскі
15 ноября 2013 11:20

ingenegr: — дзякуй за ўдакладненне

Postmodernist
Postmodernist
15 ноября 2013 12:06

«И.Квасныцкого"Хотел бы я знать, кем он был… Где то его косточки. А книге похоже больше 120 лет…8 окт 1890 хотел бы знать что тогда произошло. Вроде Слуцк раньше с буквой ять писалось. Похоже штампик ставили после реформымалфавита.

ingenegr
ingenegr
15 ноября 2013 12:37

(Госархив по Минской обл) В 1929 г.- 2-я и 3-я -бел. школы, 4-я русская, 5-я и 6-я еврейские.ф.2003 оп.1.д.9.Священник Шахнович Сергей Алексеевич, ул.14-ти Партизан54б.род.д.Браново Слуцкого уезда в 1901 г. Во время оккупации 2 года сидел в слуцкой тюрьме. Указом № 410по Бобруйской епархии назначен настоятелем Варваринской церкви 21.08.1944 г. Священник Марьянский Михаил Александрович 1941−1944г.г.-священник м. Ленино, с 1948 г.-настоятель Варваринской церкви. Дьяконы Варваринской церкви с 18.06.1951 г. Гайдукевич Леон Александрович 1930 г.р., Ильич Яков Осипович, прож. Зелёная 16.После пожара новая церковь была зарегистрирована по адресу Зелёная 8. С 18.12.1958 г.священником был назначен бывший дьякон Валентин Никифорович Цвикович 1928 г.р.В мае 1961 г. здание Варваринской церкви отдали под клуб ткацкой артели фабрики Прогресс.6 июня 1961 г. исполком Минского областного Совета… Подробнее »

Петр Степанович
Петр Степанович
16 ноября 2013 01:52

Главное в Библии не когда она зарегистрирована, а что в ней написали пророки. И очень бы хотелось узнать у историков, почему библейские пророчества сбываются. Объясните мне пожалуста: если читать и слушать проповеди исходящие из церквей, то они напрвлены на беспрекословные подчинения Богу. Встает вопрос, почему библия сохранилась, по которой пели псалмы восхвалявшие бога, а церков сгорела. И еще больше интересно, почему сегодняшние каменты не интересуются, а кто дал команду поджечь церков и зачем. Ведь, все по воли Бога, вот что интересно? объясните. Неуже ли бог дал команду сжечь церков, и сохранить Библию и зачем?

Влад
Влад
17 ноября 2013 11:18

Вопрос сам собой напрашивается — откуда она у Александра? Церковь то сгорела. Наводит на определенные мысли о лицах причастных к поджогу…