Путь деревни Болотчицы

41

Каждый день эти двое случчан из деревни Болотчицы Слуцкого района на телеге ездят за 18 км на работу — почти к самому городу. Полтора часа в одну сторону.
После присоединения местного сельхозпредприятия к соседнему многие из добротных ферм заброшены. Теперь на все Болотчицы не наберётся и двух десятков человек, которые работают на фермах в соседних деревнях.

Остальные жители села трудоспособного возраста вынуждены были искать работу или в городе, или заниматься своим крестьянским хозяйством, продавая продукцию как в Слуцке, так и в столице.

Алесь Достанко

Реклама
Фото: Алесь Достанко
Фото: Алесь Достанко
41 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Shtirlits
Shtirlits
4 ноября 2013 20:53

А что осталось забрали новые власти… во главе с Михалькевичем В.К. СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», вывезли весь скот который оставался, и продолжил свой голод на «Беличах»…(((((((((

boris
boris
5 ноября 2013 08:44

ну никакой заботы о крестьянах---- никакой как в рабовладельческом строе

boris
boris
5 ноября 2013 08:45

оставили нас без работы

Генадзь
Генадзь
5 ноября 2013 13:45

Скот вывезли, но землю то не вывезли.

Петр Степанович
Петр Степанович
6 ноября 2013 08:00

boris: /… удалено — Админ…/ А ведь, когда в Болотчицах правила колхозом Люба, то они были чуть ли не на 1 месте в р\не. а вы знаете что в Болтчицах самый высокий бал плодородия в Слуцком р-не. Так скажите который бог наказал болотчуков.

Петр Степанович
Петр Степанович
6 ноября 2013 08:33

Помню 1996 год. Возил на автобусе в болотцицы медучилище собирать картошку. И каждый день стоя на поли разговаривал с Предом к-за. Так вот. читай внимательно причину запустения колхозов и главное кому это выгодно. Со слов Преда. Когда пришел к власти Лукашенко, (а он имел очень передовые взгляды на модернизацию системы колхозов). Лукашенко собрал Предовгде еще не разворовали полностью колхоз и отправил за границу изучать опыт ведения сельского хозяйства. В частности Пред из Болотциц изучал опыт в Германии, затемв Голандии, и завершил во франции. Каждый пред составил отчет и передал Лукашенко. Вот, что написал в очете Пред Болотчиц. Фермерския хозяйства менее эфективны чем колхозные. Потому что принимает решение один человек фермер, а все остальные рабы получающие зарплату в соответствии ошибки фермера. В колхозе управляет ни один… Подробнее »

Петр Степанович
Петр Степанович
6 ноября 2013 08:53

Генадзь: Видно что ВЫ молод и не бывали в Болотчицах, и главное незнаете чем кормились болотчуки на протяжении веков. Поэтому и написали это. «Скот вывезли, но землю то не вывезли». Беда в том, что и землю вывезли, которая кормила болотчуков на протяжении веков. Вспоните чем ваши родители к пасхе и коледам белили печи. Правильно, мелом в галках, а галка была по цене один руб. Так вот мой дорогой, а я из того карьера, где болотчуки лепили галки в 1986 году возл песок на подсыпку дорог и фемовских дворов, так залежи мела уже были почти вывезены, не знаю где берут мел болотчуки для побелки своих печей, а может покупают в магазине. А скоро раскидается асфальт и зарастут каналы осушительные и болотчуки превратятся в людей на болте. Вот тогда, они обретут свою землю… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
6 ноября 2013 12:36

Петр Степанович, но ведь болотчуки и не крепостные, и по закону могут иметь до 1га в наследуемое, и до 3га еще в аренду. К тому же есть и выпасы, и сенакосы, поди. Другое дело что не знают с какого боку подступиться. Но приедь кто и начни жить на себя, показывая пример как можно жить без колхоза, то, знаю по собственному опыту и здесь и на Гомельщине, и от таких же как я моих товарищей, то 99 процентов уверенности, что на них будут смотреть как на кулаков, упрекать что они не работают в колхозе, красть, вредить, писать в прокуратуры. Да, один из ста попробует, но бросит, т.к. это тяжело, хлопотно и, главное. все на тебя смотрят как на врага и хапугу. Болотов что ль сказал :"Нет плохой земли — есть плохие хозяева". На гомельщине у меня был живой песочик — все говорили, что овощи… Подробнее »

Петр Степанович
Петр Степанович
6 ноября 2013 17:34

Генадзь: Вопервых спасибо за то, что есть возможность с Вами порассуждать, а это уже много значит. Вы обратили внимание, что в нашу философию мало каментов встревает, а это значит, что у людей нет стремления обогащатся работая на собственной земле. Я уверен, что ты со мной согласишся в том, что труд на земле на много легче, чем труд на заводе или на халтуре в России. Ты, работая на земле никогда не потел так, как например крвельщик на крыше или шофер городского автобуса, или рабочий у конвеера. Ты, если только начинаешь потеть, то оставишь работу и отдохнешь. Но, есть одно но, которое не принимается во внимание, человек, который хочет разбогатеть на земле. он в первую очередь должен быть очень умный и при том расчетливый. Если этого качества нет, то вообще нечего брать… Подробнее »

Петр Степанович
Петр Степанович
6 ноября 2013 17:46

Давай порассуждаем, а, почему люди не желают брать землю в аренду или собственность. Ты ведь фермерствуешь давно и показываешь пример, что можно жить в свое удовольствия. Почему тебе ставят палки в колеса и насылают на тебя власть. Прошу сначала скажи ты свои размышления, а потом я основываясь на опыте политическим и инстиктивных соображениях взятых из библии. Я расчитываю на то, что в наше рассуждение подключатся и другие каменты, только прошу не пишите критику, а пишите конкретные ошибки власти, людей и каким образом можно эти ошибки исправить и исключить их в будущем.

Петр Степанович
Петр Степанович
6 ноября 2013 17:49

Генадзь Вы пишете где взять супесь, а я думаю, где взять идеологию, которая изменит мышление людей и заставит их мыслить и работать на переспективу!!!

Петр Степанович
Петр Степанович
6 ноября 2013 18:16

Ладно давай посмотрим на историю. Объединяться в колхоз захотели кто, самое отсталое общество, которое не соображало как обрабатывать землю, а умных людей кулаков отправили в Сибирь. Вот скажи, почему так сделали, одним росчерком пера умных людей изолировали от недоумков и гультаев. Если смотреть с реальной точки зрения, то это было зделано для выращивания болееглупого покоения, которое уже будет не спсобно брать хорошие примеры и будет просто тупеть. Репресии и война опять отобрала умных людей и вот появилось новое поколение моего возроста, которое уже не способно было жить без команды что завтра делать. Просто, нас приучили к тому, что кто-то нами должен управлять и кормить нас. И чему мы научили своих детей, тому же, чему учили и нас. Все люди братья… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
6 ноября 2013 20:27

Петр Степанович, по последнему комментарию я с Вами почьти полностью согласен (отличия во мнении не имеют принципиального значения, только разве для подиспутировать) А вот что крестьянский труд легче чем кровельщика, или за конвейером… Ну не согласен. Вообще то диетологи (или как там, кто каллории высчитывает) приравнивают труд селянина к труду шахтера, по физическим нагрузкам, безусловно, а не по полному фактору. Я работал каменщиком, кровельщиком (мягкая кровля), приходилось работать в лесу. Вот к этим всем работам могу и прировнять селянский труд. Причем как на халтурах в прежние времена — от зори и до зори. Если у меня работа, то пусть сегодня вечером температура за сорок, я делаю ряд уколов и иду с утра работать. У меня была сломана нога, а через месяц начался сезон и я колол в ногу обезбаливающие и шел работать. На стройке же я шел в таких случаях… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
6 ноября 2013 20:41

«На земле не станешь богатым, а станешь горбатым» — эту поговорку я слышал тысячи раз и читал в книге Васильвева, написаной 150лет тому. Есть шутка, что существуют три самых надежных способа потратить денги :1)самый веселый — в казино;2)самый приятный — на женщин;3) но самый надежный — вложить их в землю. Да, пусть покажется это смешным, но я уверен, что работа на земле станет одной из самых выгодных, но это будет уже не при моей жизни. И я далеко не богатый — мой уровень жизни как и у большинства беларусов, а в неудачный год я очень беден, т.к. деньги в производство вкладывать все равно нужно, а экономишь на семье. Но у меня большой опрыт, я постоянно что-то новое испытываю (жена сначала очень была недовольна этим, но потом поняла, что это и есть опыт, который не купишь). Я не хвастаюсь, но у меня большие знания… Подробнее »

Петр Степанович
Петр Степанович
7 ноября 2013 08:36

Генадзь: Я с Вами не согласен в том, что самый тяжелый труд на земле. Да, если его делает извините дурак, который умеет жить только под команду, то естественно это труд каторжный. Но, если использовать на земле больше умственного труда, тогда труд на земле в радость и безвреден для здоровья. Я приведу простой пример наши огороды. Ведь ни секрет, человек ничего не думающий, копает большую площадь, для того чтобы собрать урожай, которого хватит на зиму. А думающий, вложит удобрения и своевременно обработает растения и на одной сотке накопает больший урожай чем на 10 сотках. Поэтому на земле место только умным людям. И это доказала история в Беларуси. До коллективизации, в пахотном обороте была наверное пятая часть сегодняшней площади, вокруг были болота и леса. И не умирали люди от голода… Подробнее »

ingenegr
ingenegr
7 ноября 2013 09:35

Генадзь прав в том, что у предприятий разных форм собственности должны быть равные условия для работы. ПС, Вашей каши нужно кастрюлю съесть, чтобы найти изюминку. Централизованный метод управления государством не способствует развитию общества. Этим, в принципе, и отличалось Московское княжество от ВКЛ.

Петр Степанович
Петр Степанович
7 ноября 2013 09:54

ingenegr: Рад, что Вы это понимаете. Но, беда в том, что Вы ниразу не написали, а как избавится от централизовоного упраления призводством. С помощью чего, можно заставить человека думать об управлении собственного труда. Ведь людей отучали очень долго думать о своем труде и придумали глобализацию призводства, где один человек управляет одним призводством на земле. А разве это не отупление народа. А ведь тысячалетиями каждый человек развивался и совершенствовался самостоятельно работая на земле. Вот, Вы напишите как можно в сегодняшних условиях передать бразды правления каждому человеку, что разрушит централизованное управление. Ведь вы не будете возрожать, что централизованное управление лишило людей натуральных продуктов, которые сохраняли здоровье и продолжительность жизни. Так почему мы так покорно относимся к централизованному управлению. Ответте на поставленный Вами вопрос.

ingenegr
ingenegr
7 ноября 2013 11:20

Рыночные отношения, прошу не путать с базарными:)Только здоровая конкуренция с равными условиями для ВСЕХ участников рынков. Государство должно контролировать только необходимый для решения социальных вопросов объём и цены производимой продукции. Невозможно объять необъятное без применения силы, что влечёт негативную реакцию. Административные методы хозяйствования мы уже проходили:)

Rezak
Rezak
7 ноября 2013 12:26

Вставлю 5 копеек по случаю Октябрьской революции. За всю свою жизнь Владимир Ильич Ленин с того времени, как он научился писать до того времени как он писать разучился написал очень много умных и не очень мыслей, всего получилось на 55 томов полного Собрания Сочинений. Много теоретических выкладок. Большинство из нас уверены, что много знают и даже имеют огромный жизненный опыт. И не только свой, но и чужой опыт используют в практике. А толку нет. Мы знаем что делать должно государство и что должны граждане. Но и государство и народ делают всё не так. Будет ли иначе? Никогда. Мы же не стадо баранов. Всё равно часть общества будет делать по-своему, вопреки, назло и т. д. Никогда народ не будет доволен государством и президентом.

ingenegr
ingenegr
7 ноября 2013 12:46

Речь может быть не обо всех, а о большинстве.