Первый мой рассказ – продолжение истории о военной судьбе семьи Гуринович (см. «ІК» №26 от 27 июля этого года — Прим.ред). Тогда речь шла о мужчинах этой семьи, которые в канун Великой Отечественной войны жили в деревнях Сороги и Волошево Слуцкого района. После той публикации мне звонили земляки, сообщали неизвестные факты, уточняли детали. Говорили и о том, что воевали с оккупантами не только мужчины, но и женщины из семьи Гуринович.
Второй рассказ — о моём учителе, сыне врага народа. Если бы теперь, спустя 50 лет, мы, бывшие ученики Сороговской школы, снова сели за школьные парты, мы бы иными глазами смотрели на наших учителей и относились к ним с ещё большим уважением. Это были люди, не только прошедшие войну. Многих из их числа в сталинское лихолетье называли детьми врагов народа. Жаль, тогда, в детстве, мы многое воспринимали однобоко.
Жительница Минска Тамара Горностаева рассказала мне о своих родных тётях Фаине и Нине Гуринович. О них же мне говорила и Валентина Янович, бывшая связная партизанского отряда имени С.М. Кирова. Первая из сестёр, Фаина, родилась в 1915 году, а Нина – в 1924 году. Но позже, чтобы стать партизанкой, она «состарила» себя на два года, указав, что родилась в 1922 году.
Напомню, что в первые дни войны Ян Гуринович, отец Нины и Фаины, ушёл с сыновьями на восток. Мать сестёр, Устинья Степановна, после прихода фашистов собрала самые необходимые вещи и ушла с ними в Любанские леса. Кстати, прихватила она с собой и корову–кормилицу.
В районе Уречья они встретили отряд красноармейцев во главе с лейтенантом Фурмановым. Оказавшись в тылу противника, отряд перешёл к партизанской тактике борьбы с врагом. Так Нина и Фаина стали народными мстителями.
Они были молоды и жаждали жить, несмотря ни на что. И вполне естественно, что вскоре Нина стала женой лейтенанта Фурманова
Однако осенью 1941 года, когда они готовились стать отцом и матерью, командир отряда принял решение пробиваться через линию фронта на соединение с частями Красной Армии. Фурманов ушёл. Сёстры остались в партизанском отряде, которым командовал Николай Степляков. Здесь же была и их мать. Вскоре у Нины родилась дочь, но случилось горе – в 1944 году девочка умерла.
После войны сёстры вернулись к мирной жизни. Вышли замуж, работали, растили детей. Сейчас Фаины и Нины уже нет в живых, но живы те, кто их помнит.
Фаина и Нина Гуринович (на фото сверху вниз), как их отец и братья, воевали с фашистскими оккупантами. А после войны поднимали из руин Случчину.
***
В школе немецкому языку нас учил Фёдор Адамович Севрук. Он часто рассказывал о прошлой жизни.
Февраль 1938 года. 5 часов утра. Фёдор Севрук, 14-тилетний подросток, проснулся от сильного стука в дверь. Мужской голос потребовал немедленно открыть дверь. Мать зажгла керосиновую лампу и поспешила в сенцы. Лёжа на печи, Фёдор увидел, как в дом вошли секретарь парт-ячейки Шишкевич и двое в военной форме. Они потребовали добровольно сдать оружие, иначе произведут обыск.
«Какой обыск, какое оружие?» – думал подросток. Его согнали, ощупали подушку и матрас.
На чердаке нашли старые ножны от сабли, которой был награждён дед Феди за победу над турками. Саму же саблю, как и крест за германскую войну, положили в гроб деда ещё в 1912 году.
Не найдя оружия, НКВДшники забрали фотографии отца периода службы в царской армии. И объявили, что он арестован как враг народа.
Арестовали не только его. Бывших солдат царской армии собрали в Сорогах у сельсовета. Были здесь Андрей Севрук, Александр Ермалицкий, Поликарп Гуринович, Константин Масаковский, Семён Шуба, Пётр Зеневич и другие.
Всех увезли в Слуцкую тюрьму. Суд был скорым. В том же феврале Андрею Севруку дали 10 лет, а остальных расстреляли. Реабилитировали 19 декабря 1959 года. А до этой даты многие семьи в деревне Сороги носили ярлык семьи врага народа.
После ареста мужа 43-летняя Мария Севрук, ждавшая четвёртого ребёнка, тяжело заболела. Федя отвёз мать за 12 километров в Уречскую больницу. Но было поздно. Через несколько дней её не стало.
На похороны жены врага народа никто не пришёл. Но тайно добрые люди помогли подростку. Фёдор с благодарностью вспоминал соседку Асю и подругу мамы Александру Ермалицкую.
Когда Федя Севрук пошёл в школу, к нему относились как к сыну врага народа. Опорой для него была сестра Галя.
Десять классов Уречской школы юноша окончил в 1941 году. В последний мирный вечер, 21 июня, Фёдор с товарищами в городке военных лётчиков смотрел фильм «Белый вальс».
После войны Фёдор Адамович до 75 лет работал в Сороговской школе, писал стихи и вёл дневники.
Михаил Тарасевич
Да, тяжелым кровавым катком прошелся по людским судьбам людоедский большевицкий режим. Поломал, покалечил миллионы человеческих жизней, многие стер в лагерную пыль и могильный прах. Вечная память и земля пухом всем, кто пострадал безвинно от рук советских палачей. А той власти, которая строила, воплощала свои идеи на людских костях ВЕЧНАЯ АНАФЕМА! Что бы ни говорили, не утверждали сегодня защитники и поборники этого бесчеловечного порождения под названием СССР.
«Запомни ,Шарапов,виноватых без вины не бывает»(Жеглов).»Больше чем коммунистов я ненавижу антикоммунистов»(писатель Довлатов)/Многие коммунисты погибли на фронтах Великой Отечественной,чтобы беспартийный алкоголик Барадет ,выросший когда закончилась сталинщина и не сном ни духом не пострадав от коммунистов,мог…. тут в пьяном угаре.Ещё небось и пионером был и комсомольцем боровшимся за дело коммунизма)))
Как хорошо что Постмодерниста не было в 1937-м. Репрессированных и расстрелянных было бы гораздо больше.
Если бы да кабы то ты бы устроил ещё похуже коммунистов.Тебя не растреляли так живи и радуйся,а то похоже у тебя руки чешутся свой террор развязать,старый пионер.
А Baradzed в чем-то прав. Нужно помнить тех репрессированных и поминать их в храмах чаще. Ведь все мы не вечны. На Том Свете встретимся может быть. Хотя не факт. Все невинно убиенные и оклеветанные теперь в Раю. А куда попадем мы, это только Богу известно.
Вот Барадет тут анафемнул большевиков репресировавших народ,а анафемнуть беспартийных стучавших на своих ближних забылА ведь сколько таких было которые подсказывали большевикам ,кого нужно брать /Их доносы большевикам то тоже много работы прибавили.
Анафема и стукачам! Как прошлым так и сегодняшним!
Дзе iдэялагiчны «адзел»?А як жа каваль вялiкай пабеды генералiсiмус Сталiн?А лiнiя Сталiна?Былi ж проста «перагiбы».
Вопрос к владельцам сайта — Очень хотелось бы связаться с автором — Михаилом Тарасевичем, ибо есть вопросы и уточнения по теме его двух публикаций.