Философия одного слуцкого крестьянина

11

Автор этого материала — случчанин Генадзь. Он является постоянным читателем «ІК», часто комментирующим публикации на нашем сайте.

За основу этой публикации взяты комментарии Генадзя к статье «На параде в Польше маршировали реконструкторы в форме Первого Слуцкого полка» (в целом дискуссия в теме насчитывает 120 комментариев).

О Генадзе редакции газеты «Кур'ер» известно, что он обычный крепкий крестьянин, по большевистским меркам кулак, по нынешним — фермер.

Реклама

Очень много работает на своём наделе. Часть выращенного урожая продаёт на слуцком рынке.
Это комментарии крестьянина, не упёртого взглядом в свою бульбу на огороде, а по-своему осмыслившего события прошлого и настоящего, а также труды философов. Случанина, далёкого от потребительского отношения к государству и обществу в целом.
Крестьянина, который очень болеет душой за происходящее в обществе и в сельском хозяйстве в частности. Случчанина, помнящего историю и думающего о будущем. Своём и своих потомков.
Его взгляды и идеи можно оспаривать, но они по меньше мере заслуживают внимания.

Алесь Достанко

Фото: Алесь Достанко
Фото: Алесь Достанко

Итак, слово Генадзю:

Памятник

Памятники — это ещё и веха в системе координат ценностей народа. Можно, допустим, поставить памятник танку. Не конкретному танку, который ворвался в город, чтобы освободить его жителей, а абстрактному смертоносному чудовищу, символу бездушной силы.
Или как символу тех времён, когда воинские части давали заработок доброй половине слуцаков, эдакий культ карго в слуцком варианте.

С таким же успехом в будущем на пьедестале может стоять, скажем, американский, или китайский, или арабский танк. Зависит от того, кто будет сильным через лет 20−30.
Ежели в системе координат белорусских моральных ценностей (которую так и не смогли создать за почти четверть века независимости) вехой станет танк, то это будет поклонение силе.

А ежели в системе координат вехой будут памятники тем, кто боролся за честь и достоинство, например, героям «Слуцкага збройнага чына», то святым будет именно честь и достоинство, а не сила и деньги.
А святое не позволено обгаживать ни русским, ни польским, ни немецким или американским хамам, как и своему «тутэйшаму быдлу». Вот такое моё отношение к Слуцкому восстанию 1920 года.

Не победили? Так и русские войска на Бородинском поле потерпели поражение. Но там было проявлено великое мужество, что позволило внести это сражение в почётный список величайших побед русской армии.
Все эти события — вехи в борьбе за свободу человека, за принцип «кто ты есть» вместо существующего сейчас принципа «что ты имеешь».

В Японии есть такое понятие, как «путь» (до, дао), и героем считается не тот, кто победил, а тот, кто прошёл свой путь с достоинством, даже зная, что погибнет не победив.
Впрочем, и у европейцев есть такой девиз: «Делай что должен, и будь что будет».

Корень бед

Когда мозолями и потом заработанный хлеб отнимают у тебя, то это называется грабёж («рабаванне», а словами большевиков «экспроприация»). Так почему мы почти столетие возносим грабителей, а тех, кто встал на защиту своего, добытого праведным тяжким трудом, предаём забвению?

Может, в этом корень наших бед и нашего нищего и материального, и духовного существования?
Почему память об этих событиях нужна малому количеству людей? А скольким из белорусов нужны стихи на белорусском? Да и сама «мова» многим нужна? Но это не вина народа, а беда. И пока мы не расставим акценты, мы не будем народом, а так — населением.

Революции

Есть разглагольствования, мол, достойное ли это событие? Так любую святыню можно в дерьмо втоптать, дай только варварам волю. Школьной программы достаточно, чтобы убедиться в «святости» княгини Ольги, князей Владимира или Дмитрия Донского и т. д.
Я не предлагаю клеймить позором СССР. Октябрьская революция дала толчок к социальным преобразованиям в мире. Но она, как, например, и Великая Французская революция, утопала в крови и жестокости. И

Кромвель не был ангелом. И Спартак, возможно, в случае победы был бы деспотом.
А христианство, возникшее как гуманное и демократичное учение, за время своего существования больше зла, поди, сделало: начиная с IV века и до середины прошлого во имя Бога было уничтожено в миллионы раз больше людей, чем во имя его антипода.

Определиться

У всех нас своя правда и надо найти некое решение, выгодное не мне или вам. Надо найти те ценности, опираясь на которые, будем строить государство и общество для потомков.
Мы должны определиться с моральными координатами, т. е. речь идёт о фундаменте той белорусской национальной идеи, которую искали-искали на меже тысячелетий, да так и не нашли.

Мой дед приехал из России, а отец был русофил и коммуняка. Потому и я к 20 годам имел большевистские и проимперские взгляды. Но так сложилось, что на своей шкуре испытал все прелести «дружбы народов». К тому же жизнь сталкивала меня с людьми противоположных мне взглядов в таких ситуациях, когда я вынужден был их слушать.

Нет общества

Сегодня я вижу хаотичный набор лозунгов, микс противоречащих идей, фарисейские выкрики и мешанину в мозгах моих соотечественников. Я не вижу общества, ну нет его и всё! Есть население.
Я не вижу белорусского государства, а вижу некий осколок империи, в котором управление построено по феодальному образцу.

Может, я плохо смотрю, может, остальные видят вехи, то есть:

  • кто мы;
  • откуда пришли, куда идём;
  • что для нас значимо, что ценно;
  • что есть хорошо, а что плохо;
  • ради чего стоит жить и за что стоит умирать.

Может, другие видят общество, которое болеет за свою страну, город, улицу, за свой трудовой коллектив и каждого его члена. Общество, способное отстоять свои права и интересы. Или мы живём среди особей, которые надеются кто на президента, кто на Запад, кто на Восток, а все вместе на чудо?

Я не вижу ни вех, ни общества, ни белорусского государства.

Народ

Я не считаю белорусский народ лучше или хуже других народов — народ как народ. Ну, чуть больше люблю белорусский народ, чем другие народы мира, т.к. я неотъемлемая часть этого народа — как себя такого хорошего не любить.

Я злюсь на белорусский народ больше, чем на другие народы, как злюсь на себя, когда какой-нибудь ерунды наделаю.
Почему мы так плохо и недружно живём? Не знаю — я не философ, я — крестьянин. Вот ежели у вас будет плохо расти капуста, помидоры или виноград, то да, думаю, смогу подсказать в этом деле.

А как исправить ситуацию в стране? Ежели бы я это знал, то был бы депутатом или хотя бы кандидатом, а не рвал бы жилы на земле. Но я уверен, что эту ситуацию нужно менять, чтобы перед детьми и внуками не было стыдно.

Генадзь

Этот материал был опубликован ранее в печатном номере газеты «Кур'ер» (№ 39 от 26 сентября).

11 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ingenegr
ingenegr
14 октября 2013 11:50

Воспринимается как крик о помощи. Сегодня столько «навалили» на средний и ниже среднего класс, что если относиться к этому без юмора, не выдержат никакие плечи. Порядочная хозяйка уборку начинает не с мытья пола.

Олег Буркин
Олег Буркин
14 октября 2013 12:35

Геннадзь! Можно, конечно, ненавидеть Россию лютой ненавистью. Но зачем писать такой бред о Бородинской битве?)) Русские не выиграли ее. Но и не проиграли. Потому что в битве при Бородино наступающим французам так и не удалось прорвать боевые порядки героически оборонявшихся русских войск и к исходу дня ФРАНЦУЗЫ ОТСТУПИЛИ НА ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ. Даже сам Наполеон написал об этой битве следующее: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».

DEMD
DEMD
14 октября 2013 12:43

Уничтожа прошлое (историю) народа, уничтожается сам народ, его будущее и превращается в население. У рабов нет судьбы, за них все решает хозяин, которому принадлежат их жизни. Свобода это выбор, человек лишенный выбора-раб.

ingenegr
ingenegr
14 октября 2013 13:43

Ещё раз перечитал и не ощутил ненависти к России. Только обиду за Беларусь и беларусов.

МихаиЛ
МихаиЛ
14 октября 2013 20:04

Всегда приятно почитать умного человека. Может с какими идеями я и поспорил, но не суть важно. Главно, человек-то не тупо в огороде ковыряется. Спецом перечитал его коменты в той теме-хорошо что тут их как-то свели связно- получилось очень даже ничего и повод еще раз подумать и посмотреть и даже что ответить очередному чиновнику когда он начнет втирать про всякие материи.

iМолодец
iМолодец
14 октября 2013 20:20

Растаскиваю на цытаты. я б такие штуки советовал брать на вооружение нашим идеологам. им тут целое пособие. как минимум для осмысления, ориентации в пространстве и тренировки вестибьюлярного апаратта.

Генадзь
Генадзь
15 октября 2013 14:47

Олег Буркин, я не могу ненавидеть русский народ, т.к. четверть крови у меня русской, Вы просто невнимательно читали. А еще осьмушка украинской. Я вообще никакой народ не ненавижу. Я просто люблю беларусский народ (причина в тексте).Да, я националист. Правильный смысл этого слова — тот кто любит свой народ. Тот же кто возвеличивает свой народ над другими уже называется шовинист. А шовинист которые кроме возвеличения своего народа, принижает остальные народы — нацист, или фашист. Например нацист может сказать что на языке этого вот народа нельзя написать ничего великого. Да, это будет обыкновенный фашизм. А по Бородинской битве… Будете отрицать что русские войска отступили осознавая что завтра их разгромят? Опять же здесь спор шел о СЗЧ, и там повстанцев упрекнули что они мол… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
15 октября 2013 14:50

Спасибо всем за добрые слова. И да, мне жаль что беларусский народ не желает становится народом. Причем я даже не столь об этносе, я о том сообществе, которому дается шанс самим решать свою судьбу, а они все надеются на кого-то. Никто за нас для нас не сделает лучше нас.

Postmodernist
Postmodernist
15 октября 2013 20:34

«Кровь такая же водица как и любая другая"(В.и. Ленин)

Лаки
Лаки
18 октября 2013 11:30

Сильный текст. Спасибо.

Лаки
Лаки
18 октября 2013 11:33

Прочитал комментарий про ненависть и вспомнилось, что громче всех «Держи вора!» кричит сам вор.