Назовите хоть одного директора колхоза, у которого сын остался в деревне (+опрос)

24

В магазине эта семья покупает только хлеб и сладости. А кормит их своё хозяйство и огород. Так живут победители областного конкурса «Властелин села». Семья Светланы и Валерия Лазаревичей представляла Минскую область на республиканском конкурсе на «Дажынках». В рамках проекта «Жизнь НЕобыкновенного белоруса» «Властелины села» откровенно рассказали о жизни в деревне.

—  На каком языке нам удобнее будет общаться? — спрашиваю у Светланы, договариваясь о нашей встрече.

—  Лучше на русском, — говорит она. —  Хотя сама я учитель белорусского языка и литературы, но так будет удобнее.
Светлана и ее муж Валерий растят двух дочерей. Старшая Лера — школьница. Младшая Карина еще не ходит в детский сад. Глава семьи работает в частной строительной фирме в Копыле. Светлана — в отпуске по уходу за младшей дочерью.

Реклама

Фото: Татьяна Гусева

В деревне Бобовня Копыльского района семья живет с 2005-го года.
— Мы оба деревенские, — рассказывает Светлана. — А в этом доме живем третий год.

Домик семье Лазаревичей выделил совхоз.
— Я написала заявление, что требуется жилье. Из двадцати или из десяти домов — я не помню точно — один предоставляется милиционеру, врачу или педагогу. Так как у нас милиционера и врача не было, дом дали нам, — вспоминает Светлана. — Потом поменялось руководство. Было очень много вопросов, а почему дали, если вы с совхозом не связаны. Мол, пускай ваше районо платит за дом. Говорю: «Ну, я же ключ сама не взяла. Вы и разбирайтесь. Я здесь причем?».

Светлана не отходит от плиты. На обед семью ждут любимые голубцы и суп.
Старшая дочь Лера — вторая хозяйка на кухне. По тому, как ловко она управляется, видно, что помогать маме для нее привычное дело.

Фото: Татьяна Гусева

— У нас все свое: капуста, морковка, картошка, бураки… — делится Светлана. —  Приехал мой брат и удивился нашему участку: «Света, это же все посадить, прополоть надо, выбрать…». Держим кроликов, цыплят-бройлеров. Еще у нас свиноматка и десять поросяток.

— А как же африканская чума?

— Есть чума, летает, — смеется хозяйка.
—  Рекомендовали населению избавиться от свиней. В обязательном порядке тем, кто на свинофермах работает, или попадает в пятикилометровую зону. К нам это не относится, — добавляет муж Валерий. — Кстати, свиньи у нас вьетнамские вислобрюхие. Они траву едят. Так мы удешевляем стоимость мяса.
— Лучше свое, натуральное, съесть, чем купить ту же вареную колбасу, — рассуждает Светлана. — Тем более, кроликом ты лучше наешься. Ладно, нам с дочками, а мужу сколько той варенки съесть надо, чтобы насытиться!

В продуктовый магазин Лазаревичи ходят только за хлебом, сладостями и соком. Натуральное хозяйство!

Фото: Татьяна Гусева

Время от времени на столе появляется дичь. Глава семьи охотится, когда время и финансы позволяют.
—  Лицензии и путевки — дорогое удовольствие сегодня. Охота у нас становится увлечением для среднего класса и богачей, — считает Валерий.

—  Он у нас еще рыбак и пчеловод, — не скупится на комплименты мужу Светлана. — Ни рыбу, ни мед не покупаем.

С хозяйством муж и жена управляются вместе. До декретного отпуска Светланы большая нагрузка была на Валерии. Теперь пара поменялась ролями. Если нужно отлучиться на участок, Света просит соседку присмотреть за двухлетней Кариной.

— Не было ли желания у вас, деревенских жителей, переехать в город после учебы?

— Мы жили в Минске и Несвиже на съемных квартирах. Денег особо не было. Мама у меня инвалид, вот и решили досматривать ее в деревне. В городе ей пришлось бы все время в четырех стенах проводить, — объясняет Светлана. — Конечно, хотелось бы в город…
Как вспомню своих одноклассников — все хиленькие двоечники перебрались в город. И чтобы кто-то подумал, что медалистка школы останется жить в деревне… Для них был шок, когда они узнали, что я живу в Бобовне.

Подруга моя, с которой мы учились в Несвиже, приезжала и говорила: «Света, по тебе не скажешь, что ты живешь в деревне. На селе люди так не выглядят». Я говорю: «Ну, не будешь же ты оборванкой ходить!». Молодая женщина, почему же за собой не смотреть?

— А с другой стороны, какая разница, где жить. Лишь бы был достаток в семье, — считает Валерий.

— У нас в Бобовне есть семьи, которые живут по принципу города: ничего не сажают, хозяйства не держат. Я им говорю: «Вы же молодые, по 22 года. Почему кур не держите? Яйцо свое будет». Они с удивлением на меня посмотрели: «А зачем, когда в магазине есть?».

Фото: Татьяна Гусева

О деревенской жизни пара рассказывает без утайки.
— В нашей Бобовне детям выйти некуда. Клуба нет. Школу закрыли. На занятия в музыкальную школу дочь отвозим в город на машине.
Валерия играет на цимбалах, призер конкурсов. Ей надо на все кружки в школе ходить! Сначала она увлекалась оригами, потом загорелась вышивкой и бисером.

Одноклассница дочки очень хорошо рисует. Она бы с удовольствием училась в художественной школе. Но в деревне такой возможности нет.
— У нас есть магазин, один ларек, детский сад и библиотека. Очереди за книгами нет. Сейчас люди больше интернетом пользуются.

—  Хотелось бы, чтобы был ФОК, тренажерный зал, бассейн, кафе.

— В Лесном (соседняя деревня — прим. авт.) клуб есть, бильярд, периодически там танцы устраивают, праздники. А в нашей деревне одно развлечение — сел на машину и поехал. Мы каждые выходные куда-то едем: в Минск, Жировичи, Несвиж.

— А когда сельскому человеку пойти отдохнуть в тот же клуб, если он в сезон работает с шести утра до десяти вечера? В деревне жить хорошо, но в колхозе плохо работать.

—  Планировали поехать отдохнуть в этом году, но не получилось. Не на кого было хозяйство оставить. Поздно чума пришла. (Смеется). Если б чуть-чуть раньше, может, и на отдых вырвались.

— Когда я был ребенком, меня родители заставляли работать. В колхозе нормы бураков давали. Восемь раз спину спечешь на солнце, пока их прополешь. А сейчас умудряются у себя в огороде нахимичить, чтобы не полоть. Прошелся-побрызгал — и нет проблем.

— У нас считается, кто в город не переехал, тот неудачник. Назовите хоть одного директора колхоза, у которого сын остался в деревне. Есть у вас такие знакомые?

— Здесь молодежь не задерживается. Приходят хлопцы, два года отработали, ноги в руки и утекают. Если б даже захотел жениться, то не знал бы, где кого искать…
Раньше сколько было населения в деревне… А сейчас одни дачи стоят. В самый плохой день возле клуба собиралось человек 10 молодежи. Теперь в выходной на танцы человек 20 придет…

— Если ты живешь в деревне и ничем не занимаешься дома — крыша может поехать. Поэтому люди и спиваются.

— Как вы считаете, где больше пьют: в городе или в деревне?

Валерий: Главное, чтоб не воровали! Вот пойдет пьяница бабке дрова колоть. Не заплатит она ему 50−100 тысяч, а даст бутылку и закусить. С другой стороны, бабке тоже надо кому-то помогать.
Я думаю, в городе в разы больше народа пьет, чем в деревне. Просто в городе люди соседей не знают, а здесь каждый всех знает.

Светлана: У нас в деревне можно п пальцам пересчитать, кто пьет. В других деревнях, например, в Лесное, есть молодые семьи с детьми из Минска — они пьют постоянно. А в городе, как ни идешь: там лежит, там стоит, а возле винно-водочного отдела крутятся днем и ночью.

— Как живется в деревне, когда все друг у друга на виду?

Светлана: Плохо жить, когда все про всех все знают. Простой пример: мы победили на «Властелине села». Получилось так. Удача сопутствовала. Люди, с которыми ты общалась, говорят тебе: «Ты подкупила комиссию». Говорю: «Да я жюри в глаза не видела!». Разные люди есть. Может, завидуют.
Другие судят: «А у вас забора нет. А у тех есть, но они не победили». Так пускай бы участвовали, кто им не давал? Конечно, неприятно такое слышать.

Про тебя могут многое сказать. Приедь только в деревню и назови любую фамилию — и тебе сразу такую подноготную расскажут, что ты, может, про себя такого и не знал.
Валерий: В этом плане в городе легче жить.

— Вот вы говорите, молодежь в дереве не задерживается. Как думаете, что могло бы закрепить людей в Бобовне?

Валерий: Этот вопрос надо было поднимать лет 15 или хотя бы 10 назад. Потому что если все разбежались, то тяжело их назад собрать. Все зависит сейчас от зарплаты. Где платят — там люди и работают.
Кстати, деревенские работу делают на совесть, даже если знают, что почти ничего не заработают. По доброте своей. А в Минске городские за 3−4 миллиона работать не хотят.

Светлана: Рабочие руки на селе не ценятся. Муж моей подруги был на хорошем счету в совхозе, вся новая техника через его руки проходила. Он посмотрел, что пашет с раннего утра до поздней ночи, но ничего не получает за это. И в один прекрасный момент уволился и начал работать сам на себя. А как деньги в семью приносить?

— Светлана, как, по-вашему, на какую книгу похожа жизнь в Бобовне?
— Даже не знаю… Первая мысль пришла в голову, но я вам ее не скажу.

— Неужели «Людзі на балоце»?
— Да. (Смеется). Правда, мы без болота. И там все коллективное, а у нас — свое.

— Расскажите о своих мечтах.
Лера: Я мечтаю быстрее закончить школу!
Когда вырасту, стану учителем, как мама. Или в музыкальной школе буду работать. А жить я хочу в городе.

— Но чтобы папа с мамой жили в деревне, — смеется Валерий. — Мне, например, в деревне нравится. Света иногда «давит», что хочет в город. В городе если жить, то только в своем доме. Например, в Несвиже. А так, я вышел из того возраста, чтобы мечтать.

Светлана: Дерево посадил, две дочери есть, дом — что еще надо?

Валерий: А может, еще и сына вырастим…

Светлана: Давай про это не думать. Мне девочек хватит.

Лера: А я хочу братика.

Светлана: Мечта у меня — чтобы мои дети жили лучше, чем я. Но не скажу, что у меня плохая жизнь…

Татьяна Гусева

Фото: Татьяна Гусева

24 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Генадзь
Генадзь
1 октября 2013 16:03

Сыновья Кремко (если кто не знает — Кремко поднял колхоз «Октябрь» Гродненского р-на (а ежели и это ни о чем не говорит, то скажу что в этом колхозе есть свой телецент с телевышкой, а коров доят под классическую музыку, об условиях жизни и работы в этом хозяйстве ходят легенды на гродненщине)).Но лично я бы всех детей тех, кто пропагандирует колхзы принудительно отправлял бы работать в колхозы (вот здесь уж простите — я не демократ). И первыми Витю и Диму Лукашенко. А чё — хорошие вышли бы председатели.

Rezak
Rezak
1 октября 2013 21:49

«Назовите хоть одного директора колхоза, у которого сын остался в деревне». Называю: Виктор Саванович — сын Л.М.Саванович, бывшего председателя СПК «Весейский Покров». Сергей Василевич (покойный) — сын Н.И.Василевича, председателя СПК «Агрофирма «Лучники».

stevia
stevia
1 октября 2013 22:19

Молодцы! Удачи Вам Светлана и Валерий! С возрастом все больше понимаешь, что для тебя значит природа, пение птиц, восходы и закаты, которых в городе и не видишь. Конечно везде есть свои плюсы и минусы. А насчет сыновей председателей колхоза, за очень малым исключением к сожалению-это избалованные эгоисты, которым не нужна не только земля, но и часто даже собственные родители

Постмодернист
Постмодернист
2 октября 2013 00:03

Нет у меня знакомых председателей. Всё только какая то шушера в знакомцах ходит: учителя, врач один, продавцы, сварщик, психолог, музыкант. С начальством как-то дружбу не завел и про их детей не знаю.

DEMD
DEMD
2 октября 2013 14:25

Дык этих директоров кононизировать надо, прям вымирающий вид из красной книги.

Генадзь
Генадзь
2 октября 2013 16:09

Хотелось бы, чтобы был ФОК, тренажерный зал, бассейн, бар. И мне хотелось бы, но в ФОК жители моей деревни не пойдут — бабе Тоне под 80, бабе Груне 94, а мне некогда фокаться. Вот в бар пенсию моего соседа-отставника можно сразу было бы переводить. А тренажерный зал с сауной у меня есть — и лопатой покапать, и тяжести потаскать, и по теплицам полазить, а в самих теплицах такая сауна. Сельская жизнь нелегка и в Европе и в США, и там на хуторах государство сауны-фоки не строит, но там поняли что нужно ценить и уважать тех, кто умеет и желает трудиться на земле и поддерживают их, и уважение им оказывают. А уж там досуг крепкие хозяева сами организуют (давече была статья о Баварии). Кстати герои статьи не на земле работают. Да и приведенные примеры сыновей руководителей хозяйств — не доярки и трактористы.

Rezak
Rezak
2 октября 2013 18:03

Генадзь, а что, обязательно быть дояркой или трактористом если знаний хватает на более высокие должности? Тогда уж приведите мне пример, как фермер всё бросил и пошел в колхоз простым пастухом! :))) Иногда как ляпнете, так ляпнете. Это всё равно, что всё имущество баптистам отписать! Когда-то давно мне по научному коммунизму всё тройки ставили, потому, что я не мог понять, как это деревня с городом сливаться будет. Оказывается — всё просто. Надо всем из города в колхозы идти — там лучше и пользы больше для Родины!

Генадзь.
Генадзь.
2 октября 2013 20:18

Rezak, Вы считаете председателей кохозов хозяевами своих хозяйств? Даже ежели учесть что КОЛхоз никогда не был коллективным хозяйством, СПК не является кооперативом, а председателей в конце 80х называли «красными помещиками», тем не менее сравнивать председателя кохоза с фермером то же, что сравинивать водителя пусть даже самого крутого туристического автобуса с владельцем пусть добитого гольфика. Ну, а любой фермер (в экономическом понимании этого слова) и пастух, и дояр, и бухгалтер, и снабженец, и водитель, и трактарист, и… Я раскидаю навоз, я перетираю руками грунт, и сею, и собираю, и сдаю, и продаю, и… а председатель колхоза это делать не будет, и сыновья его делать не будут, т.к. у них «знаний хватает». Вот и рвутся все в город за «знаниями», а наше прославленное сельское хозяйство идет путем примитивизации (да-да, именно примитивизации, упрощения). А кто же будет… Подробнее »

Генадзь.
Генадзь.
2 октября 2013 20:20

Да, и зачем вы, городские коты диванные, нам здесь в деревне?:)

Rezak
Rezak
3 октября 2013 15:21

Вот именно, Генадзь! Зачем мы в деревне? Каждый должен заниматься тем, что у него лучше получается. Вот вы спрашиваете: «А кто же будет доить-пахать-сеять — дебилы по Вашему?» На мой взгляд те — кто больше ни чего не умеет делать. Знаю, есть свиноферма в Исерно (была по крайней мере), где все операторы с высшим образованием. Но это исключение, а не правило. Остаются в деревне те, кто ее действительно любит, те, кому не на кого оставить родителей и те, кто смирился со своей участью. Знаете и в городе есть и ассенизаторы, и дворники, и кондукторы. Профессии не из разряда супер уважаемых. Хотя, сейчас и учителя с навозом может каждый смешать… А механизатор механизатору тоже рознь: одни нормальные, другие бухарики. А где взять много нормальных? Со Столина ждать? К чему я всё это? Не нужно осуждать других. Каждый выбирает себе путь… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
3 октября 2013 21:49

Rezak, «каждый выбирает себе путь», но в том то и беда, что у селян только пока он молодой выбор — а далее его нет. Поэтому и бегут в город, где есть возможность выбора. Вот и нет «много нормальных». На Слутчине еще очень даже благополучно, а вот немного южнее, так там контора после получки дня три доит коров (благо зарплата маленькая). ТРакторист, пьяный вдрыз, вываливается под ноги районного и облостного начальства, председатель вынужден его яко бы уволить, а через три дня едет проситься выдти на работу — остальные не лучше. Но туда сыновья Кремко, или Василевича (грех про покойного, но я просто для примера) не поедут. Вроде по Вашим словам — имеют право. Соглашусь, но тогда логично что и Виктор Александрович, Дмитрий Александрович, Николай Александрович имеют право. По Вашей… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
3 октября 2013 22:17

Далее, Rezak, Вы считаете что доить-пахать-сеять должны те, кто «больше ни чего не умеет делать» А Вы вообще то имеете представление о современном сельском хозяйстве? Я исследовал и восстанавливал очень сложную военную авиационную технику и делал это очень хорошо, но когда занялся сельских хозяйством, то понял что там знаний нужно не менше чем айтишнику или врачу. Иначе тупик. Понимаю, через все Ваши ответы на мои комментарии на сельскую тему буквально прет «задрал, че ты пристал со своей дзяроуней — мне плевать на нее», но на Ваши личные деньги Вам не плевать? Покупая одежду, обувь, технику, топливо и т. д. мы платим и за товар, и за медицыну, образование, сельское хозяйство, причем за последнее в два раза больше чем за образование и здравоохранение вместе взятые. И беларусам (с таким как у Вас менталитетом, увы -большинство) посрать… Подробнее »

Fak
Fak
4 октября 2013 07:46

Я всё время думал, что Геннадий дачник, а он оказался фермер. Респект и уважуха. А почему вы избрали такой нелегкий труд и сколько в вашем хозяйстве можно заработать? Может диванные коты и заинтересуются.

Rezak
Rezak
4 октября 2013 08:50

Генадзь. Мне глубоко фиолетово что вы о себе возомнили. Есть законы и их нужно выполнять. Вы все завидуете загранице. Но там законопослушные граждане! Сталоне набил морду 3-м мужикам — его сразу же в тюрьму. В США не представили бюджет — всё встало. т. е. все работает по ЗАКОНУ. А у нас бюджет можно и в мае утвердить. Было как-то. Поэтому должен вам сказать, что это в вашей голове навоз (извините за мой французский), а не в моей. Хотите что-то поменять — идите в революционеры. От ваших речей ни чего не изменится. А на счет «имеют право» и хотят им воспользоваться — это 2 больших разницы.

Генадзь
Генадзь
4 октября 2013 10:37

Fak, я не фермер, а индивидуальный предприниматель по выращиванию овощей их семян и рассады. В принципе тот же мелкий фермер, но без оформления юрлица. Фермером не мог стать т.к. землю у Василевича не получишь, а сейчас уже и подустал. А так с радостью отвечу на Ваши вопросы. Вот завтра я буду на ярмарке торговать помидором (правда жена не очень любит когда я отвлекаюсь во время торговли:)). На рынке бываю только утром (выставляю торговое место) и в обед забираю. Сам торгую только рассадой (думаю кто-то из Ваших знакомых покупал мою рассаду капусты — самую дорогую, но и самую раннюю) Всегда рад общению. Я реален.

Генадзь
Генадзь
4 октября 2013 10:44

Что я о себе возомнил? Возомнил что я вольный крестьянин. Нет, мог бы возомнить писателем (профессиональные журналисты и писатели достаточно высоко оценивают мои зарисовки в ЖЖ), поэтом (по мнению профессиональных критиков в т. ч. преподавателей БГУ я весьма способный поэт). Можно себя поэтом мнить, но я мню себя вольным крестьянином. И беларусом. Вот так и определяю себя когда задают вопрос кто ты есть: человек, мужчина, беларус, крестьянин. Вольный крестьянин. А Вы кто, Rezak?

Генадзь
Генадзь
4 октября 2013 11:12

Rezak, так я ведь на этой неделе уже писал в комментариях о двух взаимоисключающих понятиях как «законопослушание» и «првавой нигилизм». Законопослушание зиждзется на убеждение, что законы разумные (а ежежели они не разумные, либо устарели, то народ может их изменить спомощью своих представителей в законодательных органах), законы служат защите граждан и улучшению их жизни, возможности самореализации (см. ст. 2 Конституции РБ) и обязательны для исполнения ВСЕМИ членами общества не взирая на ранги, должности и звания. И начинается законопослушание с власти. Читали Фазиля Искандера «Кролики и удавы»? Вот там я с ним согласен. И да таки, я то же отметил что в обществе прававого нигилизма добиться законности невозможно даже самым суровым наказанием. А прававой нигилизм возникает когда кто-то пользуясь своим положением или связями решает добиться льгот и привилегий для себя или своих детей.… Подробнее »

Генадзь
Генадзь
4 октября 2013 11:33

Революционеры? В моито полста? Я два раза вступал сознательно в комсомол и два раза осознанно выходил из него. Что я вынес из этого опыта? Я слишком простоковат, наивен и доверчив для политики. Вот мы проталкивали своего секретаря объединения в пику кандидату генерального директора. Нас прессовали не подецки. А мы стояли на своем, как же — Саша бил пяткой в грудь и кричал «Парни, я только за идею, никаких шкурных интересов». А когда в 90 м запахло жаренным, то он быстренько свалил начальником внешнеэкономического отдела облисполкома оправдываясь мол у меня семья, у меня дети. А у нас выродки какие то получается, а не дети. Таких как я карьерысты от разных партий и движений используют как клоунов в своем цирке шапита. Не хочу быть паяцем в чужой игре. А вот что я один сделал? Шесть статей в «Звязде» (в СБ было написанно больше, но ниодно… Подробнее »

В. Прокопович
В. Прокопович
4 октября 2013 13:28

Генадзь! Что вы тут распинаетесь перед /… удалено (некорректный переход на личности) — Админ…/

сергей
сергей
4 октября 2013 14:29

Есть люди, от которых исходит положительная энергия. Текст не читал. Только фотки посмотрел. Очень положительные эмоции все это вызвало. Даже захотелось чет сделать для них хорошее.)