Закрытая школа, или За что учителя занижают оценки

44

Многие родители моих знакомых считают, что если ребёнок получает плохую отметку, то либо он не учит, либо учитель плохо объясняет. Но только ли от знаний зависит оценка?
Почему школа вызывает негативные ассоциации? Я задала этот вопрос своим знакомым и получила различные ответы: от «рано вставать» до «много задают», но большинство из них ответили, что им не нравятся учителя.

Свой ответ ребята объяснили достаточно просто: им не дают права на собственное мнение. Если происходит какой-либо конфликт между учеником и учителем, всё завершается тем, что ученик просит прощения. Если же не прав учитель и это очевидно, то конфликт просто «забывается».

Что становится причиной конфликтов между учеником и учителем и отражаются ли они на оценках?

Реклама

Если физрук ругается матом

Восьмиклассница одной из слуцких школ Маргарита рассказывает: «Наш физрук, если мы не выполняем его требований, обзывается матом».

Комментирует ситуацию Оксана Лановенко, педагог-психолог:

«Учителя-мужчины часто несдержанны. Это обусловлено полом. В этой ситуации надо указать, что, когда педагог использует в речи нецензурную брань, это скорее говорит о низком уровне воспитания конкретно этого человека. Это не может являться основанием утверждать, что все учителя могут так себе позволить обращаться с учениками».

Учитель со словами «Пошёл вон, скотина» вывела мальчика из класса

Оля, 9-ый класс: «На уроке учительница объясняла тему. Мальчики баловались, и она попросила их выйти вон из класса. Один из ребят сказал, что они будут вести себя тихо. Учитель подошла, взяла его за ухо и со словами „пошёл вон, скотина“ вывела из кабинета».

Оксана Лановенко предполагает, что поведение учителя не было спровоцировано конкретной ситуацией.

«Думаю, здесь речь идёт о постоянных нарушениях дисциплины, которые привели к раздражению учителя, — отмечает собеседница. — Можно критически оценить поступок, но не стоит оскорблять личность. Оскорбления недопустимы в школе».

После ссоры классная занижала оценки

Одиннадцатиклассница Катя вспоминает, как однажды поругалась с классным руководителем.

«Ей не понравилось, каким тоном я отвечаю. Слово за слово — мы сцепились. В дальнейшем эта ссора повлияла на мои оценки по её предмету, но не сильно, так как она классный и не хотела „валить“ свой класс. Через некоторое время конфликт забылся, с оценками тоже всё наладилось».

По мнению Оксаны Лановенко, классное руководство не является основной причиной разрешения этого конфликта.

«Скорее всего, в этой ситуации учитель повёл себя как профессионал, не перенося обиды на дальнейшие отношения с учащейся».

Мы пошли всем классом к директору и отказались от учителя

Десятиклассница Полина пересказывала текст на английском. Для подстраховки школьница записала на руке одно слово. Учитель заметил и поставил единицу, обозвав девочку тупой, раз она не может запомнить слово. «После этого мы начали постоянно ругаться, — рассказывает Полина. — Конфликтовала с ним не только я, но и весь класс, потому что он постоянно отвлекался на уроке, рассказывал какие-то странные анекдоты и выделял любимчиков. Мы попросили заменить учителя во время учебного года, но нам отказали. А летом мы всем классом пошли к директору и отказались от него».

Оксана Лановенко полагает, что в данном случае речь идёт скорее о личности учителя, чем об учебном процессе в целом.

«Администрация должна решать: быть такому учителю в школе или нет», — заключает психолог.

Зачем нам ходить в школу по выходным?

Десятиклассница Алина недовольна тем, что школьников заставляют ходить на всякие ненужные мероприятия по выходным.

«А если отказываемся, то постоянно припоминают это», — пожаловалась Алина.

«Как часто в детстве нас заставляли есть кашу. Казалось, нет ничего противнее. Когда мы становимся взрослыми, мы понимаем, что пища бывает не только вкусной, но и полезной. Так и с учёбой в школе, — рассуждает Оксана Лановенко. — Хорошо, когда всё построено на интересе, но это не всегда возможно. Не всегда, когда мы приходим на мероприятия, основная цель — что-то узнать или увидеть. Часто повод, который собирает вас вместе в выходной день, — это возможность пообщаться. А ведь именно живого человеческого общения так часто нам не хватает».

Мы не можем развиваться без конфликтов

Оксана Лановенко уверена: ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно. Наличие конфликтов есть показатель нормального развития. «По мнению Эрика Ле́ннарда Берна, американского психолога и психиатра, каждый из нас в ходе общения может выбирать одну из коммуникативных позиций — позицию Родителя, позицию Взрослого и позицию Ребёнка, — подводит итог нашей беседы специалист. —  Чтобы выйти из конфликта, один из его участников должен принять позицию взрослого, то есть объективно оценивать ситуацию. Принимая позицию взрослого, вы должны быть готовы даже к тому, чтобы принять вину на себя».

«Безусловно, в каждом конфликте есть две стороны. Так почему же мы замалчиваем их, вместо того, чтобы решать? — думала я, выйдя из кабинета психолога. —  Ведь любая проблема разрешима. Стоит только сделать шаг навстречу друг другу».

Виктория Адамович, школа молодого журналиста при редакции газеты «Кур'ер»

44 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
rpy3uH
rpy3uH
31 марта 2013 21:47

Зачем нам ходить в школу по выходным?
— чтобы после занятий попить пивка с одноклассниками!

Masel
Masel
1 апреля 2013 01:35

Я в школе пивко во время уроков пил. А ты про выходные говориш. А вообще я согласен с ней. Учителя реально могут конкретно жизнь испортить своими оценками. Я помню как мы в 9 классе стихи рассказывали и кто-то реально очень хорошо рассказал, а за ним еще кто-то рассказывал, но реально галименько. Так учитель поставила им одинаковую оценку. Когда подняли бунт, то она первому повысила сразу. А второму нифига, только за то что у него мама там как-то с классом завязана была.

7n
7n
1 апреля 2013 15:15

Современная молодежь в массе своей вообще без тормозов. Вот вам результат той самой свободы и «демократии» 90-х, старые идеалы разрушили, а новых не дали. Зато их дал запад через свои фильмы и т. п.
Если раньше были хоть какие-то ценности в жизни, то сейчас основная цель большинства — обогащение, и часто не взирая на мораль. А дети как губка все впитывают и вот результат налицо: учитель-не авторитет, да и учителя уже не те, молодые — те самые дети 90-х, а тех, кто постарше тоже жизнь потрепала безденежьем и прочими проблемами. Вот и грызутся все вокруг: дети-учителя-родители. Но не все так мрачно, есть конечно и хорошие люди, но как-то на виду обычно именно конфликты.

Борис
Борис
1 апреля 2013 20:27

за то что учитель ругается матом или обзывает учеников другимы словами таких горе учителей нужно наказывать и строго ведь в их действиях состав правонарушения, А почему занижают оценки да потому что нужно ходить к ним на репетиторство если ходишь к Анне Ивановне то она будет тебе ставить хорощие оценки, но если пойдешь к другой хороших оценок не жди хотя другая может и лучше покажет и расскажет

7n
7n
2 апреля 2013 11:02

Борис. Что еще раз подтверждает сказанное выше. Такие понятия, как совесть, профессионализм и просто человечекские отношения, заменила тяга к зеленым (и прочим цветным) бумажкам. И не решить этих проблем никакими силовыми методами. Пока общество в целом гниет, то образование, здравоохранение и прочие институты будут полным его отражением. И никакими призывами типа «давайте быть человечнее» ничего не добиться.

Ефген.Базаров
Ефген.Базаров
2 апреля 2013 16:34

я за частичное платное образование на основе качество-стоимость.

wanjo
wanjo
3 апреля 2013 11:56

Когда мой дед вел урок в классе стояла тишина гробовая. Дети сидели с открытыми ртами и ловили каждое слово своего учителя. Как и у любого педагога, у него была кличка данная учениками — «Златоустый соловей». На семейных мероприятиях часто появляются его ученики (многие уже пенсионеры) они реально помнят темы уроков, которые проводил мой дед. По 40 лет прошло, а они помнят. Нынешних педагогов мне искренне жаль. Знали бы вы сколько им приходится заполнять форм, формуляров, отчетов. А по мимо этого надо проверять задания и готовиться к следующим урокам. Тут ни какая психика не справится. А если чуток покопаться, то можно увидеть странную закономерность, в пед.уч.заведения прием документов заканчивается позже всех, т. е. тех, кто реально желает связать с вою жизнь с преподаванием — единицы, основной… Подробнее »

Rezak
Rezak
3 апреля 2013 13:24

Дополним wanjo тем, что в пед берут всех и с любым аттестатом. А на счёт претензий Бориса и 7n скажу, что в каждой профессии есть люди пошлые, бездарные, алчные и т. д. Люди такими становятся в семье. А уж потом они профессию получают. По нескольким попавшимся в жизни плохим учителям, таксистам, врачам, милиционерам, чиновникам или священникам нельзя судить в целом о людях данной профессии. Как говорят — в семье не без урода!

wanjo
wanjo
3 апреля 2013 15:36

Абсолютно согласен с Rezak:. Кто-то из великих сказал так — «Даже о целой нации нужно судить по лучшим ее людям».

Аналитик
Аналитик
3 апреля 2013 15:55

Ученики занижают оценки за то что детишечки портят им нервы. Если какой то засранец не реагирует на замечания, хамит, кнопки подкладывает, итд. итп. то грех ему оценку не испортить. Хотя и учителей скотов полно. Да и скотов учеников немеряно.

injenegr
injenegr
3 апреля 2013 16:17

Т.Е.современный ученик, в общем, достоин своего учителя. Так получается? Но учитель, на то он и учитель, чтобы учить! Вы спросите, а что делают родители. Это уже старая тема. Родители сегодня работают, чтобы как-то прожить. Тупик, замкнутый круг. Для того, чтобы разорвать его и нужна в первую очередь инициатива со стороны интелегенции, т. е. учителей. а интелегенция беспокойно, но спит. Ну в крайнем разе проявляет мелкий террор путём занижения оценок, якобы они играют боольшую роль при отсутствии знаний или современном уровне школьного образования, когда без репетитора ты никуда не поступиш. в своё время уровень школьных знаний позволял поступать в ВУЗ через 5−7 лет после окончания школы без репетиторов. Реформа системы образования нужна, но инициатором как ни крути, должен выступать сознательный учитель,… Подробнее »

Борис
Борис
3 апреля 2013 18:58

REZAK я не о всех учителях потому что большинство очень болеют за своих учеников они стараются прививать любовь к изучаемым предметам иногда ученики очень привыкают к своим наставникам, но как вы пишите-- в семье не без урода да и прочих профессиях также, но судить по дному человеку всех --нельзя ВЫ ПРАВЫ

Rezak
Rezak
3 апреля 2013 19:20

injenegr, батенька! вот Вы пишете «в своё время уровень школьных знаний позволял поступать в ВУЗ через 5−7 лет после окончания школы без репетиторов». Так ведь на это можно и с другой стороны взглянуть. Заниженные требования были к поступающим в ВУЗы. Почитайте воспоминания старых учителей если не лень. Вот И. Лазовский говорит: «После войны было очень тяжело в системе образования, катастрофически не хватало учителей. В то время в школу даже приходила разнарядка — лучших учеников готовить в педагогический институт… — Сегодняшние ученики сильно отличаются от тех, которых я учил 20−30 лет назад. Значительно вырос уровень их подготовки. Те, кто хочет учиться, в школе сегодня решают такие задачи, какие раньше были только на олимпиадах». Сейчас очень высокая планка при поступлении и при сдаче ЕГЭ. Только… Подробнее »

Rezak
Rezak
3 апреля 2013 19:28

Надо бы изучить систему наказаний в досоветское время. Розги, горох, карцер, линейкой по рукам и т. д. Может вернуть? Еще бы штрафы для некоторых родителей не помешали, отчисление из школы и прочие «на 2 год». Выдумали всеобщее образование. А если ребёнок сам не учится и другим не дает? Вообще-то я на стороне учителей в плане дисциплины на уроках. Учитель всегда прав. Вспоминая своё детство скажу, что дисциплину нарушали несколько хулиганов. Круговая порука в классе тоже имела место. Но тогда хоть из класса можно было выгнать. А теперь, говорят, и этого нельзя — вдруг под машину попадет или из окна бросится…

ingenegr
ingenegr
3 апреля 2013 20:27

Уважаемый rezak. Часть современных «вучняу» рассуждают примерно так: зачем мне учиться, если кругом так много удовольствий. Закончу школу, поиду на рынок торговать, займусь «бизнесом», заработаю много"бабок" и буду ездить на «крутой"тачке, возить «тёлок», не задумываясь о будущем. Часть учеников рассуждает иначе: родители помогут. Или: родители помогут с репетитором, поступлю в ВУЗ, закончу, получу хорошую специальность и уеду из этой… страны. Есть ещё варианты. Раньше таких было меньшинство, потому как идеологическая машина СССР работала на воспитание патриотов. Сейчас не понимаю на что она работает. Второй вопрос, касающийся качества знаний. Именно И.П.Лазовский, С.Ф.Рубанов, З.А.дайнович, З.Ф.Жукова …давали такой уровень знаний, что его с лихвой хватало на 1-ый курс ВУЗа. А ВУЗы В СССРе выпускали специалистов мирового уровня. Чуство единоличия… Подробнее »

Rezak
Rezak
3 апреля 2013 20:59

ingenegr, и раньше и сейчас учитель имеет программу в соответствии с которой проводит уроки. И сейчас знаний хватает и на 1 и на 2-курс. Просто Вы давно не учились, а у меня студент есть — рассказывает. Я против обучения кучей. Я за индивидуальный подход к каждому ученику по его способностям и наклонностям. По вопросам идеологического характера рассуждать можно много. Чем плоха идея «За сильную и процветающую Беларусь!»? Чем она хуже идеи «Жыве Беларусь!»? У меня на этот счет ответ прежний: нашему народу всё плохо. Если на Западе под дождем проходит шествие на день св. Патрика, то это норма. А если у нас на 1 мая или день города шествие, то это для нашего народа — убожество и пр. Назад в СССР не хочу, если Вы о китайско-корейском коллективизме тут писали. Ну и чтобы вернуться к теме «…За что учителя занижают оценки» — за знания. Хотя предположу,… Подробнее »

ingenegr
ingenegr
3 апреля 2013 21:44

rezak, предложенная Вами форма обучения предполагает обучение платное, там вобще можно не ставить отметок. То, что зачастую учителя сегодня некорректно оценивают знания своих подопечных исходя из каких-то личных побуждений знаю тоже не по наслышке. выдвинутые Вами лозунги- это не идея, а всего лишь лозунги. Под идеей понимаю принятый большинством СПОСОБ достижения общей цели. Под коллективом понимаю группу людей ОБЬЕДИНЁННХ общей идеей, и это не пример СССРа, Китая или Кореи где общество фанатов живёт в гипнозе существующей идеологии. В основе должны лежать веками сформированные правила общественных отношений. Не зря говорили: что русскому в радость, то немцу смерть. У каждого народа есть свои национальные точки опоры, формирующие скелет сознания. Скелет есть, никуда он не делся, но на нём столько лишних… Подробнее »

Петр Степанович г. Слуцк
Петр Степанович г. Слуцк
4 апреля 2013 08:37

Уважаемые! Прошу извинить меня, что я встреваю в вашу практически не обоснованную перепалку. В первую очередь в сегодняшнем обучении детей, надо брать за основу то, что сегодняшние дети с рождения превышают знание УЧИТЕЛЕЙ о мире, и как решить многие проблемы. Сегодняшние учителя обучались только методике учения детей, но не знанию мироздания. Я из личных бесед с АКАДЕМИКАМИ. Если академик вдолбил себе в голову например, что инопланетян не существует, то ему хоть кол на голове чеши, ты ему не докажешь. Поэтому, в первую очередь следует изменить тактику проведения уроков в школе. Учитель не должен быть диктатором своих знаний, а испльзовать знания детей. То есть на уроке задать тему, путем высказывания детей довести эту тему до высшего совершенства и согласно умным высказываниям ставить оценки. Тогда, каждый ученик будет стремится ознакомиться… Подробнее »

Петр Степанович г. Слуцк
Петр Степанович г. Слуцк
4 апреля 2013 08:54

Вот, если бы образование было построено таким образом, то во первых учителя получали бы не мизер за свой не легкий труд, и дети развивались бы стремительно. Например. Общеоразовательное обучение детей до 5 классов, то есть читать писать и общие знания о мироздании. После пяти классов институт, без экзаменов. Но обязательное собеседования. Преподаватель психолог выявит склонность ученика к изучению того или иного предмета, и посоветует родителям отдать ученика именно на этот факультет. И если учителя и ученики будут обучаться через дискусию, то дитя к совершеннолетию получит качественное обучения професии, а многие получат и докторские степени. Ведь докторские степени получают не путем диктата учителя, а путем умения аспирата дискутировать со своими калегами, присваивающими ему степень доктора. И я уверен люди перейдут к такому методу обучения детей. Надо учитывать то, что ребенок… Подробнее »

Rezak
Rezak
4 апреля 2013 11:06

ingenegr, так каких целей вы хотите достичь со своими теориями? Уж не взорвать ли всё и начать жизнь заново? В какой век Вы хотите вернуться за общественным сознанием? Вы же сами пишете: «В основе должны лежать веками сформированные правила общественных отношений». Вот они и лежат, эти правила. Зачем что-то возрождать? Отказываться от багажа знаний с того же востока или запада — это, мягко говоря, глупо. Хотите отгородиться от мира стеной (опять же как при СССР). Смешно. Люди Вам не дадут этого сделать. Народ привык к тому, что пиво продается без очереди:))) А про платное обучение в школе тоже не помешало бы задуматься. Думаю, это будет востребовано даже в нашем не богатом обществе.