Как я ходила за крещенской водой

32

В светлый праздник Крещения Господня я решила посетить храм и взять крещенской воды себе и своим близким.

19 января проходит значимый для православных верующих праздник — Крещение Господне. Главным его символом является вода. Вот и я, вдохновившись светлым праздником, решила посетить храм и взять крещенской воды себе и своим близким.

Реклама

Меня крестили в православной церкви. Как и большинство моих знакомых, ходила свечку поставить за здоровье близких, пару раз ездила в Жировичи, где находится монастырь. Признаюсь, никогда сама не ходила за крещенской водой и вот решилась. Выбор храма пал на Свято-Космо-Дамиановскую церковь.

Утро. Звонок будильника в 7:00. Отключаю и сплю дальше. Нет сил вставать в такую темноту, особенно после рабочей недели. А начало службы рано утром в 8:30.

Накануне вечером решительности было намного больше. К храму я добираюсь к 11:20. Спрашиваю у очереди: «За водой?». «Да», — говорят люди. Оказывается, ещё идет служба, и воды пока нет.

Проходит минут двадцать. Минус десять дают о себе знать, хотя оделась я предусмотрительно тепло. Все с пакетами и бутылками. Я тоже взяла три пустые полторашки. Настроение смиренное, какое-то светлое… Ждём. Мимо проходят люди, заходят в храм.

Очередь возмущается:
—  А чего мы тут стоим? Они там первые попадут. И на службе человек сто!
И я решаюсь, захожу сама в притвор. Там толпа народа, ничего толком не рассмотреть.

Оказывается, труба с кранами как раз тут и находится. Пускают воду, люди активизируются. Понимаю, что никакой очереди тут нет. И каждый щемится, как может. Думаю, я никуда не тороплюсь, постою в сторонке. Пожилая женщина, явно пенсионерка, делится:
—  Я как-то в пять утра набрала трехлитровую банку дома из-под крана, она у меня два года простояла, не портилась… Где же моя женщина, за которой я занимала?
И она ушла в сторону. Если оценивать по возрасту, то молодых людей почти нет. Хотя поодаль стоят две молодые женщины с маленькими детьми и не знают, как подступиться, с какой стороны. И я их понимаю. Люди у трубы начинают толкаться ещё больше, ругаются. У входной двери стоит седоватый подтянутый мужчина в форме казака. Напомнил чем-то охранника. Пытается утихомирить народ:
— Господа, будьте культурными людьми! Воды всем хватит!

Я собираюсь с духом: не стоять же до вечера! Подхожу и занимаю очередь. И вроде я должна быть следующей, но тут с другой стороны протискивается женщина и меня оттесняет. Я не против, не буду же с ней ругаться. Дама оправдывается:
— Мне надо и соседке больной, и детям, и в деревню!
Хиленькая труба качается под людским напором и, кажется, готова отвалиться…

Напор воды оказывается маленьким, и даже небольшая бутылка набирается медленно. Что уж говорить про пятилитровые канистры? Вижу, что эта женщина не справляется. Предлагаю подержать бутылку, пока она закручивает другие. И тут вдруг она мне предлагает:
— Мне ещё много нужно, набирайте свою.

Не отказываюсь. У меня ж одна бутылка в руке. Тут добрая женщина замечает другие мои бутылки и опять любезно уступает. Краем глаза я вижу, как сбоку тянется к крану дрожащая рука с бутылкой. Оборачиваюсь и вижу маленькую сгорбленную бабушку, сморщенную, как печёное яблоко. У меня всё переворачивается внутри. Я говорю женщине:
— Вместо меня давайте эта бабушка наберёт. А мне и одной хватит.
Не дождавшись ответа, ухожу. Да и не хочу я почему-то больше ничего слышать.

Иду на остановку с двумя пустыми бутылками. Как раз подходит автобус № 14, и я решаю: поеду в Свято-Михайловскую церковь.
Храм встретил меня очередью от самой остановки. Ноги замерзают, несмотря на тёплые носки и сапоги с натуральным мехом. Пританцовываю, но решаю стойко выстоять свою очередь.

…Довольно быстро набрала свои две бутылки и ушла из церкви. Только сейчас я поняла, насколько я замёрзла. Щеки горят, пальцы ног онемели. Странно, что я этого не замечала, стоя в очереди.

Еду домой в автобусе. Две молодые женщины обсуждают Крещение. Одна говорит:
— Я вчера вечером ходила. Смысл сегодня душиться? Да сейчас это скорее просто модно!

Задумалась я над её словами. Что для меня Крещение? Вера в Бога? Или просто дань моде, общественному мнению — поступать как все? Никого не берусь судить, да и не в праве. И не навязываю своего мнения. Я думаю, надо просто оставаться человеком.

Ольга Крапивина, школа молодого журналиста при газете «Iнфа-Кур'ер»

32 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Борис
Борис
19 января 2013 22:30

Ваше поведение должно быть примером для других, А вы приезжайте в источник в д. Покрышево там и сегодня и вчера сотни людей из Слуцка Минска и других деревень приезжали брали освященную воду из источника окунались и всем очень понравилось Совершался водосвятный молебен священником все присутствующие окроплялись святой водой смотрите фото на сайте НАСЛЕДИЕ СЛУЦКОГО КРАЯ

Аналитик.
Аналитик.
19 января 2013 23:38

Хорошая заметка. Вот не понимаю тех кто говорит:"2 года вода стоит и не портиться".Зачем её набирать если 2 года стоит и никто ею не пользуется? Опять же -как меняется нравственный мир человека от наличия бутылки крещенской воды?

Виктор Двуречинский
Виктор Двуречинский
19 января 2013 23:46

«Скорлупа тянется к скорлупе». М. Лютер
Простите за сарказм, но это ж дикость, двадцать первый век на дворе)

Ника
Ника
20 января 2013 00:12

Ольга очень хорошая статья.Спасибо. Были как-то на источниках в Жировичах, так там молодая пара набирала воду во все что можно канистры 40 литровые, бутыли пятилитровый. Вообще ни понимаю этого

ingenegr
ingenegr
20 января 2013 01:38

Статья честная и вывод правильный. По поводу поставленных вопросов. Это вера в вероятную помощь Бога. Большинство встреченных вами людей не воцерквлённые, а надеющиеся на помощь. С каждым годом их становится больше.

Belka
Belka
20 января 2013 02:00

автор жжёт… какая всем вобще разница, сколько кто хочет набрать? ну нада так нада. Я вот сегодня тож первый раз с мамой за компанию сходила в Свято-Михайловскую церковь. Первый раз! Дома всё равно нечего было делать. Так вот! Людей много, воды много, кто-то злой, ну почти все такие милые и добрые. Я человек не набожный, но эта вся обстановка прям так вдохновила чтоли. Увидела своих учителей школьных… приятно=) Обычно, как ни печально, в нашем городе одно хамлище, а тут такие все хорошие, и молодежи, кстати, прилично было, так что не нада. Холодно было до. Но всем пофиг) Все улыбались, искали знакомых, болтали, ну так хорошо было… прям действительно праздник! А статья автора мне не понравилась, много предвзятости чтоли…

Аналитик.
Аналитик.
20 января 2013 10:17

Никакой предвзятости. Довольно точно всё описано. Мои родственники рассказывали как в 2000 м году ходили за водой в Солигорске. Давка, мат, побитые банки для воды. священник остановил раздачу пригрозив, что толпе с таким духом не будет святую воду отпускать.

rezak
rezak
20 января 2013 10:26

Да. Большинство крещёных, считают себя православными, но пренебрегают богослужениями и Таинствами Церкви. Для этой части людей достаточно окунуться в прорубь, поставить канистру или баночку со святой водой где-то в шкафу и забыть о ней до следующего праздника Крещения. Да еще напиться и наесться до отвала на Пасху при этом обязательно съесть освященного яйца и булки. Это большинство не знает обрядовой стороны религии потому, что их ни кто не научил, а сами они к этому не стремились. Они пытаются жить по-православному так, как сами это понимают.

kkal
kkal
20 января 2013 10:39

мне тоже статья не понравилась. заметка, как девочка в цирк съездила или на базар. все кругом плохие, очереди няма, а последнее предложение — суперлогичный вывод. можно в любой ситуации так писать. в общем незачёт.

Милена Петрова
Милена Петрова
20 января 2013 11:15

А мне понравилась, довольно-таки интересно)

Виктор Двуречинский
Виктор Двуречинский
20 января 2013 11:49

А что вы хотели? Чтобы статья оказалась с теологическими комментариями или мнением эксперта?)
Девушка подготовила репортаж из того что видела, просто и для всех. Она и не претендует на аналитику. Другое дело — как сие понимать? Крещение (греч. Баптизмо) — полное погружение и восстание нового человека, в христианстве, в Евангельском контексте, символизирует покояние и оставление грехов. Далее, ученики крестили последователей с несколько иным смыслом, для них крещение было своеобразным договором с печатью — опять же, символ.
Набирать воду, пить её, или ещё что-то — осколки поганской традиции, значение которой мы сами толком не знаем.
Очень часто символ подвергается неверной трактовке, по причине простоты народа и интересов верхов.
Вот, любопытный материал на тут бае: http://povod.tut.by/content/?node_id=66&page_id=2466
Здесь про купания, однако смысл тот же.

DEMD
DEMD
20 января 2013 13:05

Статья ради статьи. Человек пришел к храму в великий праздник Крещение Господне и увидел то, что хотел увидеть. Возмущающихся, толкающихся, ругающихся хапуг людей желающих на халяву набрать побольше воды, а я выше и достойнее всех. Ольга вы впервый раз пришли и увидели один неготив, ходите почаще в церьковь и Бог даст поймете, что для вас Крещение.

Борис
Борис
20 января 2013 15:07

Неужели до сих пор ругаются и толкаются и это в 21 веке Ведь воды всем хватает В деревенских храмах такого нет Есть правда несколько человек кторыекуда то -=СПЕШАТ= каждый год но все берут воду не спеша Я всегда беру воду в деревенском храме

GUK
GUK
20 января 2013 15:24

А что это за ржавая пепелаца с энергосберегающими лампочками и бочкой сбоку? Неужно окультурить никак нельзя было бы? Уж лучше просто труба…

Борис
Борис
20 января 2013 18:43

ВИКТОР Двуреченский ! иЗ ВАШЕГО комента я понял что вы не православный. Мы обсуждаем тему по поводу православного праздника который все православные христиане празднуют, а вы комментируете про какие то скорлупы то Лютера вы что Балтист? ВЫ ПОЖАЛУЙСТА НЕ ВСТРЕВАЙТЕ И НЕ ПРОПОВЕДУЙТЕ если вы сектант Я думаю что ваши комменты не уместны

Аналитик.
Аналитик.
20 января 2013 19:36

А разве статью может комментировать только православный? Что это за привелегии духовных пастырей кому то определять что писать да и ещё ярлыки навешивать? /… удалено — Админ…/ .Кстати про сектантов это еще тот вопрос который делит общество на «своих» и «чужих», а разве не все ли (свои и чужие) граждане одной страны и не читатели ли одной газеты?

Аналитик.
Аналитик.
20 января 2013 19:37

Честно говоря про «скорлупу» я тоже не понял.

Та
Та
20 января 2013 20:01

Борис, я думаю, неуместно разжигать конфликт на почве того, что человек, принадлежащий к иной конфессии, чем вы и я, высказал своё мнение по поводу репортажа

Марго
Марго
20 января 2013 21:31

хороший репортаж, выдержаны все законы этого редкого нынче жанра, тк матереющие журналисты всё реже выходят на места событий, и все чаще предпочитают что-то «кабинетное». Спасибо, Оля, прочла с интересом

Виктор Двуречинский
Виктор Двуречинский
20 января 2013 22:21

Аналитик, это Цитата Мартина Лютера об обрядах смысла которых многие не понимают, да и незачем они — если нет «начинки», они без смысла. Скорлупа — то, что служит истине, но если её извлечь, то образуется внутренняя пустота. Остаётся одна скорлупа.
Борис, при всём уважении к православной церкви, разве история для каждой конфесии разная?
Да вспомнил одну деталь. Ольга пишет: «Главным его символом является вода.»
Главным символом крещения является не вода, а действие — погружение и восстание — покояние (греч. Метанойя) смерть и воскресение, потому как Иоанн Креститель крестил в покояние. Вода здесь прообраз смерти! Это любой православный священник вам скажет. Об этом писали отцы церкви. Дальше сами думайте.