Владимир Акулов: Нельзя останавливаться

2

Первая персональная выставка Владимира Акулова, состоявшаяся в 1988 году в Слуцкой городской библиотеке, по словам очевидцев, привела многих случчан в состояние немого шока. Она вызвала бурную реакцию местных властей и надёжно прикрепила к Акулову эпитет «скандальный». Поводом для беседы с художником стала выставка его работ, открывшаяся в середине октября в Слуцкой галерее искусств.
Владимир Акулов родился в Барановичах, но немалая часть его жизни связана именно со Слуцком. Здесь художник окончил СШ № 2, занимался в студии изобразительного искусства под руководством Владимира Садина. Работал учителем изобразительного искусства и художником-оформителем в разных учреждениях города и района. С 1990 года жил и работал в Минске, и наконец в 2011 вернулся в Слуцк, где всё это время жила его семья.

Работы художника выставлялись в разных городах Беларуси, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Таллине, Мюнхене, Варшаве, Антверпене, Берлине, Нью-Йорке и других. Картины Владимира Акулова находятся во многих частных коллекциях мира.

Фоном для беседы с художником стали его картины размером чуть ли не в десяток квадратных метров, испещрённые намеренно небрежными линиями искажённых образов. Владимир Акулов, сверкая глазами и активно жестикулируя, стремительно меняя настроение с умиротворённости на экспрессивность и обратно, рассказал о своей творческой карьере.

Реклама

«Я приехал сюда в 1962 году. Здесь учился, потом была армия. Далее продолжил учёбу в Витебске. Потом пошёл по рукам. Я поменял уже четырёх «хозяев», — рассказывает художник о связи со Слуцком, попутно раскрывая подробности своего образа жизни, которые не вписываются в стандартную схему жизни взрослого человека — «работа-дом».
По словам самого художника, последняя запись в его трудовой книжке датируется 1982 годом. Тогда Владимир Акулов работал художником-оформителем в Сургуте. С 1989 года его бытом, обеспечением материалами и продажей картин занимаются разные люди, которых сам Владимир Акулов называет «хозяевами». «Я не знаю, как идти на работу, как устраиваться, забыл уже многое. Хотя у меня строго всё по времени, несмотря на то, что контроля нет», — откровенничает собеседник.

За свою жизнь Владимир Акулов создал примерно две тысячи работ, причём сам он говорит, что это немного. Указывая на картину, изображающую распятого Христа, Владимир Акулов рассказывает, что написал её за полчаса. «Писалась она вот так», — говорит художник, изображая невероятно быстрые и почти хаотичные движения невидимой кистью, и добавляет: «Нельзя останавливаться. Когда что-то сделаешь, легче живётся. Смерть на носу. Думаю о ней много, очень много, особенно о смертных муках. Это очень важно.

Когда думаешь об этом, ценишь моменты отведённого времени, стараешься что-то сделать, потому что если здесь не успеешь, то не успеешь там».
Несмотря на то, что основное внимание автора сконцентрировано вокруг таких масштабных и сложных тем, как война и вера (только на тему войны автор создал около 1000 картин), на выставке в Галерее искусств Слуцка представлены более лёгкие и простые для восприятия полотна. Это работы, созданные специально для данной выставки и даже благодаря ей, изображающие некоторые здания Слуцка, натюрморты, портреты и автопортреты, большая интерьерная работа. Дополняет выставку часть картин, посвящённых религиозной тематике.

«У меня в картинах главную роль играет линия. Я стараюсь через неё выразить эмоцию. Это, в сущности, никак не назовёшь, кроме как экспрессионизмом. Экспрессионизм — это выражение», — рассказывает Акулов, раскрывая свой основной творческий принцип. «Обязателен аскетизм, всё бросить, никаких женщин, полный отказ. Потому что это мешает. Жениться — значит потерять половину прав и удвоить свои обязанности. Это никак не совпадает», — продолжает художник рассказ о собственных творческих принципах.

Работы автора можно назвать многослойными, причём как в прямом (выполненный в светлых и жизнерадостных тонах натюрморт с лёгкостью может быть дополнен человеческим черепом), так и в переносном смыслах. Под каждой из картин художника уже находятся по 5−6 написанных ранее работ. Хотя в данном случае прямой и переносный смыслы разделить крайне непросто.

«Мне жалко материала, размера. Краски уже налеплены. Чем больше покрываешь, тем прочнее становится цвет. Это свойство акрила. Картины через неделю ещё потемнеют, а может и нет, потому что тут много картин. Может эти и не последние», — комментирует такой подход автор. «Под «Царицей небесной» был натюрморт. Очень долго был, но если бы я оставил его в первом состоянии, то он бы уже стал тёмным. Надо покрывать краской, клеем, чтобы работа жила. Под картиной краеведческого музея был лодочник», — открывает Акулов уже канувшую в лету часть истории своего творчества.

Владимир Акулов отметил, что его портреты редко нравятся тем, кто на них изображён, что самого автора не смущает. Он комментирует это так: «Художник должен рисовать от сердца, как идёт, а не так, как кому-то нравится. Желание угодить другому человеку ограничивает свободу».

Оля Zингер


Художник Владимир Акулов: «Желание угодить другому ограничивает свободу».

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
добрый
добрый
1 ноября 2012 23:57

на данную тему уже писал и мои слова подтвердил автор «…Желание угодить другому человеку ограничивает свободу». сказано емко, я за.

Кайэтан Миротворцев
Кайэтан Миротворцев
21 ноября 2012 15:36

Шоп Тенин он же Святополк просто КЛАСС!!!