Гуляй, село или О сути городских и деревенских праздников

22

Любой современный общегородской или сельский праздник, как правило, имеет соответствующее содержание: люди поют, танцуют, делают покупки, едят, пьют, всё вокруг украшено, всё блестит.

Такие традиционные мероприятия, как День города или праздник деревни, судя по количеству участвующих в них жителей, хорошо знакомы им и многими любимы.
Все эти события чаще всего приходятся на конец лета или начало осени. Вот и в этом году праздники деревень традиционно прошли в нескольких сёлах Случчины. В самом Слуцке отгремел День города, а сейчас настала ярмарочная пора.
Между тем ещё лет 20−30 назад праздники, подобные этим, имели несколько иную подкладку, нежели сейчас. Особенно на селе.
В некоторых деревнях проходили так называемые «кірмашы».

Несмотря на то, что всё это происходило во времена СССР, когда религия была полузапретной, в некоторых сёлах «кірмашы» приурочивали как раз к празднику религиозному — к Пречистой (28 августа). В других — через неделю после Пречистой или через две, то есть уже в начале и середине сентября. Так, по меньшей мере, было в части сёл Слуцкого и Стародорожского районов.

Реклама

ПРАЗДНИКИ. Такие традиционные мероприятия, как День города или праздник деревни, хорошо знакомы жителям и многими любимы.

Судя по беседам корреспондента «ІК» с сельчанами старшего возраста, вечерняя программа в клубе с живой музыкой была не центральным событием.
Ведь на «кірмаш» в какую-либо деревню приезжали семьями родственники из других сёл.
Подворья гудели. Люди накрывали столы в хате или во дворе. Иногда приходилось составлять вместе и по 5−10 столов. Почти как на свадьбу. Родственники общались, решали какие-то важные вопросы.

«Вот и получалось, что после такого „кірмаша“ я уже знал, у каких родственников в какой деревне что произошло, кто из них чем занимается, у кого дети родились, кто женился-развёлся. Все последние новости. Детей знакомили друг с другом…», — говорит Иван Савельевич, пенсионер, житель деревни Варковичи.

А случчанин Анатолий Владимирович, сетуя на современный образ жизни, отмечает, что, несмотря на наличие мобильников и Интернета, «мы соседей в подъезде не всех знаем, не говоря уже про семьи двоюродных братьев да сестёр…». И утверждает: несмотря на то, что сейчас автомобили есть в большинстве семей, родственники видятся и разговаривают друг с другом если не реже, то уж точно не так часто, как это возможно благодаря развитию транспортных коммуникаций и средств общения.

Анатолий Владимирович родился в деревне. Большую часть жизни прожил в городе. Однако в свои 55 лет всё равно старается посещать родственников, проживающих в деревнях Слуцкого и соседних районов. Он говорит, что хорошо помнит те времена, когда в праздники они на подводах отправлялись в соседние деревни в гости — к дядям-тётям, двоюродным братьям. Для укрепления межродственных связей такие осенние «поездки в гости» были очень важны.
По мнению собеседника, как правило, вся родня в максимально полном составе сегодня собирается и общается обычно по двум поводам: свадьба или похороны. Но такие события случаются далеко не каждый год.

«Усе занятыя, ва ўсіх справы. На той мабільнік і то няма калі ім пазваніць… А што цяпер за святы? Паплясаць і паесці. А пагаварыць калі?» — так определяет для себя смысл любого праздника и их теперешнюю манеру проведения случчанка Екатерина Павловна.
Судя по словам собеседников «ІК», нынешние праздники стали сугубо потребительскими (погулять-купить). Поэтому они лишились очень важной составляющей, которую можно назвать семейно-родственной. И её не вернут никакие приезжие эстрадные звёзды, концерты, салюты и надувные аттракционы.

Алесь Достанко

ПИШИТЕ. Как давно и по какому подводу вы встречались в максимально широком кругу своих родственников? В чём, по вашему мнению, смысл нынешних общегородских и деревенских праздников? Пишите в комментариях к данному материалу.

22 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Фёдор
Фёдор
12 октября 2012 18:59

Чёрт его знает, но слово «слутчане» режет слух бензопилой.

Хельга
Хельга
12 октября 2012 19:00

Фёдор, это точно!

rezak
rezak
12 октября 2012 19:56

Суть праздников на селе сейчас мне не известна. Но заметил, что дирекцией ОАО, СПК и пр. субъектов хозяйствования поощряется много разного народа: от стариков до младенцев. Ну и передовики в почёте! В городе это просто большая пьянка. Меценаты проплачивают кое-что типа салюта и торговля в большом плюсе. Отсюда поступления в бюджет хоть какие-то. Нужны ли? Почему бы и нет. Хочешь иди, хочешь — сиди дома. Для проведения чего-то нового в ходе празднования нужны новые идеи и деньги, а главное организаторские способности. Их-то и нет. Что-то пытался и возродил из его молодости Довгучиц. Всякие забытые прохождения, демонстрации и пр. Теперь генератор идей на пенсии.

kulesh09
kulesh09
12 октября 2012 22:52

Везде пишется-Случчина! И в стихах даже! И все давно знают, что если разговор идёт о жителях города Слуцка, всю жизнь писали-случчане!
Кто придумал-слутчане- непонятно? Может кто пояснит? И второй вопрос? Может кто знает, когда заговорит на экране капитан МЧС, после мультика о пожаре? И во-время показа рекламы о"Слуцких пельменях"?

аналитик
аналитик
12 октября 2012 23:40

Как говорил Карабас подудя в трубу :"Это просто праздник какойто!"

Zorro
Zorro
13 октября 2012 02:39

ой-ё, «Довгучиц — генератор идей» *саркастическая ухмылка

rezak
rezak
13 октября 2012 09:44

Zorro, а у вас на эту роль есть какие-то другие кандидаты? Назовите их. С неба же идеи не падают.

DEMD
DEMD
13 октября 2012 17:18

Идеологи любой праздник превратят в тупое покланение режиму-чего стоит парад на день города. Убогая копия коммунистических парадов

аналитик
аналитик
13 октября 2012 19:21

Лучше коммунистические парады чем гейпарады.

Ленинец-Буддист
Ленинец-Буддист
13 октября 2012 20:51

Было убого и весело, одновременно. Мокрые гусары духовики, мокрые ряженные казачки, мокрые подростки исторического клуба. Потом небо рассосалось. Зримее стало убожество парада, усиленное отсутствием горячительно-веселящих напитков. Порадовался за сухих девочек продавцов под навесами, которым предстояло съесть горы непроданных шашлыков. Был восхищён моим приятелем, припасшим ёмкость имени Джони-Уокера.

JoE
JoE
14 октября 2012 12:27

Термин «слутчане» явно придумали те, кто к Слуцку и русскому языку не имеет никакого отношения.

DEMD
DEMD
14 октября 2012 13:53

аналитик что лучше не знаю потому что не могу судить о гейпараде, как то не довелось видеть. Обоснуйте свое заявление, похоже вы знаете о чем говорите, может принимали непосредственное участие и чем геи хуже коммунистов, по мне так и те и те пытаются весь мир поставить ра. ом

Винни
Винни
14 октября 2012 14:10

А мне нравились и коммунистические парады. А что. Выходной. Пройтись под музыку духового оркестра. Повидаться с друзьями. Помахать шариками:) Придти домой слопать праздничный обед. Посмотреть хорошие телевизионные программы. Никому это не мешало жить счастливо. А что касается гей-парадов то пущай себе, если им это нравится. А вы организуйте парад не геев. И тоже хорошо. Людям хочется эпатаж, пройтись в странной одежде и помахать своими флагами. Пущай себе. Мне тоже не мешает. Наверное парад фашистов убил бы напрочь. А к коммунистическим есть стойкая привычка не обращать внимания на лозунги, а просто умение превращать любое мероприятие в праздник для себя. Да и этот вот парад. А хоть оторваться от будней, компьютера, быта, себя показать и на людей посмотреть:)

kulesh09
kulesh09
14 октября 2012 16:43

Уважаемый аналитик! Я с Вами согласен. А если сделать ещё парады- заслуженных доноров, любителей поэзии, любителей песен современных авторов, любителей охоты и рыбалки. Я это говорю, что парады должны происходить, в связи с государственными праздниками, праздниками города. А т.н. гей -парады, если они хотят -пусть проводят в местах, где разрешат им власти и пусть общаются. Большинство населения на Земле-это люди с традиционной сексуальной ориентацией. Я никого не хочу обидеть-но гей-парады, как и сотни других парадов, что я перечислял- это абсолютно не надо. Я по-моему понятно написал, чтобы никого не обидеть.

аналитик
аналитик
14 октября 2012 18:23

Гейские отношения разрушают семьи .А как говорил персонаж из фильма «Афоня»:"Семья ячейка общества".Любого.

maxrus
maxrus
14 октября 2012 18:39

СлуЧчане мы или слуТчане — вот одно из мнений: kurjer.info/2009/09/23/sluchchane-my-ili-slutchane/

МихаиЛ
МихаиЛ
14 октября 2012 18:52

Винни, я тоже не понимаю тех, кто гонит даже на те ж шествия предприятий. Каждый влаживает в праздник то что хочет — кто ненависть, а кто восторги и обычно от наполнения самого праздника это мало зависит. Я как-то по телику смотрел как американцы День независимости празднуют: какой то город показывали: те же шествия, пусть не предприятий, но — местная команда рэгби, повара-кондитеры какие-то, еще какие-о украшенные, пожарники. И не кричат что убого, а гордятся за городок свой за страну. А про случчане слутчане мне кажется уже давно все понятно — maxrus правильную ссылку дал -безграмотных надо сюда и отсылать: kurjer.info/2009/09/23/sluchchane-my-ili-slutchane/ Точней, не безграмотных, а любящих утверждать что слуТчане это правильно. слуТчане — есл ине безграмотно, но прошлый век — это точно.

rezak
rezak
14 октября 2012 20:25

Согласен с МихаиЛом. Есть у нас категория людей для которых всё плохо потому что у власти не они, а другие. Вот если бы они были у власти тогда бы всё было лучше, выше, красивее и интереснее. И зарплаты заоблачные и транспорт по расписанию, и часы городские красивые, и кругом честные-пречестные, кристально чистые люди на важных постах. Ну, в общем, утопическая такая мечта сбудется и будет всем счастье!

аналитик
аналитик
14 октября 2012 23:55

Для когото праздник это «паесци и паплясаць и пагаварыць», а для когото не пойти на работу ибо выходной.

сергей
сергей
17 октября 2012 15:14

Аналитик? Ты кто? Что ни пост, то цитата из советского кино и «нет- гейпарадам.» Кинооператор к\ц «Центральный», обиженный в детстве солдатом с нетрадиционной ориентацией? Гейпарады, кста, оч забавная штука. Весело, задорно, смешно. Советую.