Истоки большой разницы

1

Уважаемый господин Сергеенков! Ваша статья «Большая разница», опубликованная в газете «Інфа-Кур'ер» 10 мая 2012 года, не оставила меня равнодушным.

Между Беларусью и Россией действительно есть большая разница.
У этой разницы исторические корни. Она начала складываться задолго до того времени, когда Россию впервые назвали «тюрьмой народов».

Не знаю истинных мотивов, побудивших вас заняться восхвалением, как вы пишете, «других стандартов жизни», имея в виду Беларусь. Однако соглашусь, что между Беларусью и Россией действительно есть большая разница.
У этой разницы исторические корни. Она начала складываться задолго до того времени, когда Россию впервые назвали «тюрьмой народов». Сделал это французский маркиз де Кюстин. По приглашению Николая I он посетил Россию, после чего написал книгу «Россия в 1839 году». С этим определением был согласен и Владимир Ленин (полистайте его статью «К вопросу о национальной политике»). Считаю, что она оставалась таковой и в советское время.

А в тюрьме о какой всеобщей культуре можно говорить? Ну какой уровень культуры мог быть, например, в советской Удмуртии, население которой было наполовину из «врагов народа», а другая половина — из их охранников. У них рождались дети, которые перенимали блатной жаргон и прочее тюремное бескультурье своих родителей. У этих детей рождались свои дети. Они подрастали и повторяли путь старших поколений своих семей. Кроме охраны лагерей, трудоустроиться им было негде.
Так устанавливалась бытовая культура многих регионов России, откуда она расползлась по всей стране. В этой «культуре» широко распространено сквернословие, пьянство, которые с годами становились нормой жизни.

Реклама

В подтверждение приведу один случай, произошедший со мной в Германии. Утро солнечного дня в старинном городе, узкие улочки которого и дома вдоль них хранят память о временах Спартака. На встречу мне, хромая, идёт мужчина с женщиной. И вдруг он говорит ей по-русски: «Мань, зайди в магазин, посмотри для мамы шерстяной белый платок».
Когда женщина ушла, я подошёл к нему и произнёс: «Здорово, земляк!». «А ты что саратовский?" — спросил он меня. «Нет, белорус», — отвечал я. «Какой же ты земляк», — не признал он меня за своего. Затем добавил, указывая пальцем на вымощенную плиткой мостовую: «Если есть рай на земле, то здесь. Но он нам и на хрен не нужен!».
Удивленный таким ответом, я спросил, что привело его в Германию. В ответ он указал на хромую ногу: «Операцию делал… Как здесь можно жить? Не выпей, не плюнь».

Меня такой ответ не удивил — наша совковая культура ещё долго будет напоминать о себе и в Смоленске, и в Беларуси.
Культуру быта в один день не наладишь, она формируется веками и передаётся из поколения в поколение. Это видно и на примере Беларуси, где уровень культуры меняется от восточных границ к западным. Президент Беларуси, облетев однажды западные районы страны, заметил, что, глядя на поля и луга с высоты полёта, можно подумать, будто многие земли уже сегодня находятся в частной собственности. Но это только о западных регионах, куда колхозы пришли значительно позже. О восточных такого не скажешь.

Владимир Дамель

ПИШИТЕ. Ждём ваши мнения, отклики на публикации по различным темам. Наш адрес: а/я 53, 223 610, г. Слуцк-9.

Ранее

Большая разница. Взгляд россиянина на Беларусь и Слуцк в частности

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ленинец-буддист
Ленинец-буддист
23 мая 2012 15:32

А чё тут бакланить. Автор праф стопудово, зуб даю. Монолингвистическая среда, внатуре, руссоязычная в данном случае, никак не определяет белорусский национальный этнос и колорит, век свободы не видать.