Нельзя продавать «Беларуськалий»

27

Учитывая уникальное значение «Беларуськалия» не только для нас, но и для наших потомков, считаю своим гражданским долгом высказать своё мнение по данному вопросу. Стоит ли продавать «Беларуськалий»? Я считаю, что не стоит.
Аргументы следующие.

ОАО «Беларуськалий» — один из пяти крупнейших мировых производителей калийных удобрений. 100% его акций принадлежат государству. На предприятии работает около 20 тыс.человек. 80% продукции экспортируется более чем в 50 стран. По итогам 2010 года выручка «Беларуськалия» составила 2,2 млрд. долларов, прибыль — 640 млн. долларов (по курсу рубля на начало года).

Если мы продаём ОАО «Беларуськалий» для того, чтобы деньги от продажи просто проесть, то их в любом случае хватит ненадолго, однако при этом страна лишится важного валютного источника и ситуация ещё больше ухудшится.

Если же деньги от продажи солигорского комбината нужны, чтобы вложить их в развитие какого-то сектора экономики или же омертвить в золотовалютных запасах, то для этого более разумно поискать другие возможности привлечения финансовых ресурсов. Следует помнить, что «Беларуськалий» как раз и является тем предприятием, которое приносит валюту в бюджет.
Если кто-то думает, что «Беларуськалий» можно продать за 30 млрд. USD и за эти деньги построить три таких предприятия, то он глубоко ошибается.

Реклама

Нынешний «Беларуськалий» строился более 20 лет. Насколько обесценится доллар или другая валюта за это время, вопрос риторический. Да и кто будет его строить? Кто на нём будет работать? Одно дело — строить и вводить рудники в рамках действующего предприятия, и совершенно иное — начинать всё с нуля.
Для того чтобы создать производственную базу и подготовить профессиональные кадры для «Беларуськалия», понадобилось более 20 лет. В этом и заключается ответ на вопрос, почему, к примеру, россияне готовы переплатить за «Беларуськалий», а не строить самостоятельно за эти деньги новое предприятие.

Нужно также иметь в виду ещё одно обстоятельство: «Беларуськалий» — градообразующее предприятие. Вся жизнь Солигорщины в конечном итоге замкнута на этом предприятии. От воли нового собственника — хорошей или злой — будет зависеть в значительной степени судьба более 100 тысяч человек.

Спорно также утверждение, что Петриковское и Октябрьское месторождения нужно передать инвесторам в концессию либо совместную разработку. Такая передача может быть экономически оправдана лишь в том случае, если государство не в состоянии освоить полезные ископаемые самостоятельно.

Зачем же Беларуси (одному из мировых лидеров в производстве калийных удобрений) отдавать кому-то свою сырьевую базу — богатство, данное нам Богом? Не будет ли стыдно перед своими потомками, да и перед самими собою?
Если же продажа госпакета акций «Беларуськалия» рассматривается как возможность получить деньги, чтобы погасить долги, то надо серьёзно задуматься: сколько же долгов появится у страны через несколько лет после продажи калийного актива?
Поэтому нашим экономистам пора понять, что выход из сложившейся ситуации заключается не в продаже «фамильного серебра», а в реформировании экономики.

Однако, выступая категорически против продажи ОАО «Беларуськалий» как весьма уникального для нашей страны актива, считаю, что приватизации как составной части структурных изменений нашей экономики альтернативы быть не может.
При этом как экономист хочу пояснить, что смысл любой приватизации должен заключаться не в единовременном получении денежных средств от продажи объектов приватизации, а в организации более эффективной работы данных предприятий, в результате чего государство смогло бы получать дополнительные доходы в виде налогов и других поступлений.
В связи с этим отмечу, что если от продажи госпакета «Беларуськалия» удастся выручить большие деньги, то в нынешней ситуации это позволит руководству страны ещё какое-то время не заниматься экономическими преобразованиями, что ещё больше усугубит сложившуюся ситуацию и затруднит выход из неё в будущем.

Анатолий Протасеня

P.S. Приведённое выше письмо экономиста из Солигорска Анатолия Протасени ранее опубликовано в еженедельнике «Белорусы и рынок» (belmarket.by).
Оно является свидетельством того, что общественное мнение обеспокоено информацией о возможной продаже иностранным компаниям основного пакета госакций «Беларуськалия», являющегося одним из основных активов страны.

27 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Belorus
Belorus
17 октября 2011 15:16

полностью поддерживаю

Slava
Slava
17 октября 2011 16:50

Да гражданам РБ продали бы часть акций Белкалия, может бы и за долларами меньше охотились бы.

Narinay
Narinay
17 октября 2011 17:43

Кто-нибудь продаст одну из комнот своей квартиры чтобы поправить финансовое положение, сомневаюсь. Тупо рубить голову курице несущей золотые яйца, но режиму плевать на будущее страны, только бы удержаться у власти, а потом хоть трава не расти-путь в никуда

Belarus
Belarus
17 октября 2011 17:44

Ничего кроме слухов и недомолвок о том, что де кто-то приценивается к «Белкалию» нет, а тут уже предлагается обсуждать его продажу. А давайте обсудим передачу части земель Беларуси Польше? Это из той же оперы. Истерия.

Дока
Дока
17 октября 2011 18:05

Спрашивал ли кто-то у иракцев их согласия на то, чтобы их нефть качали разные шеллы и мобилы? Придушили, разбомбили, отобрали и качают. Грабят народ. Так сделали и в Ливии. Так хотят сделать и с Беларусью, только боятся пока. Не бомбят, но душат финансово. Наверняка уже договорено в Брюсселе кому Белкалий достанется после ухода Лукашенко. Григорьевич не тот человек, который продаст собственность без возможности контроля за финансовыми потоками. Поэтому выдумывать страшилки не стоит и обсуждать чужие галлюцинации — тоже.

Wanderer
Wanderer
17 октября 2011 18:33

Скорей бы уже нас начали грабить брюссельские. А то как грабят свои терпеть уже мочи нет. Средняя зарплата не то, что самая низкая в Европе, так уже даже в СНГ меньше только в Таджикистане.

wolf
wolf
17 октября 2011 19:09

Мо Расея згаварылася з Еуразвязам, кто купiць «Беларурькалiй»?За «Докай» яуна стаiць нам вядомы персанаж пад рознымi нiкамi. Калi прадасць улада галоунае прадпрыемства краiны, яна нiкога пытаць не будзе. Бо як пратрымацца уладзе у такiм эканамiчным становiшчы? Толькi усiх запужаць, любыя аб’яднаннi разбiць (больш трох не збiрацца), усiм рот заткнуць. Каб усе сядзелi, як мыш пад мятлою. Гэта ужо адбылося. А што самoй рабiць ёй трэба? А ёй трэба грошы на увесь яе чыноунiчы i рэпрэсiуны апарат. Ды i на многае iншае. На убытачную сельскую гаспадарку, якая як пыласос, сасе вялiныя грошы з бюджэту, на адстаючыя прадпрыемствы i г. д.У нас нiхто не гаворыць аб сабекошту прадукцыi. Гэта-мабуць дзяржауная тайна. Увесь крызiс працягваецца за кошт народа. Гэтак будзе i далей. Нiма пакуль сiлы, якая папытае у iх, чаму… Подробнее »

Zorro
Zorro
17 октября 2011 21:57

Соглашусь с Narinay: сегодняшней власти плевать на будущее страны. Этим бы только «день пережить да ночь продержаться» ©. Приходится расплачивается за бездарную экономическую политику в течение последних 17 лет. Ради сохранения власти эти пойдут на всё: и на продажу госсобственности Беларуси, и на кровь. Кто-то в этом ещё сомневается?

Луиш Фигов
Луиш Фигов
17 октября 2011 23:31

Что-бы, интересно Петр сказал, какую черту подвел под этой дискуссией? /… удалено — Админ…/

Belka
Belka
18 октября 2011 00:58

я бы продала 49 процентов акций, и 51 оставила за собой) 1. я остаюсь главой глав) 2. дабы преумножить прибыль 49 процентов акционеров смогут неплохо модернизировать производство. все довольны, всем хорошо.

Шахтёр
Шахтёр
18 октября 2011 11:00

Народ, вы чё? Кто чего продаёт? Где информацию такую взяли? Да ещё — 100%!! Кто-то написал ерунду, так давайте эту ерунду серьёзно обсуждать? Тем более, как правильно писали, если большие страны решат у нас Калий отобрать, то никто нашего согласия не спросит, это удел всех карликовых государств — быть разменной монетой в спорах государств крупных.

Wanderer
Wanderer
18 октября 2011 12:19

Да, Беларуськалий продавать нельзя. Природные богатства не должны принадлежать шайке, дорвавшейся до власти, они должны принадлежать людям. Деньги на модернизацию Беларуськалия сейчас не нужны. Наоборот, недавно за наши деньги была произведена модернизация, построены новые рудники. Теперь этот актив не требует вложений и способен десятилетия генерировать прибыль. Очевидно, что в случае продажи деньги будут направлены не на модернизацию и создание чего-то нового, а на удержание текущего статус-кво. Т. е. деньги будут разворованы и проедены в течении года. В сухом остатке получим отсутствие актива, постоянно создающего прибыль и, самое главное, мы потеряем время и упустим множество возможностей для развития. Поэтому, если заботиться не об одном-единственном человеке, а о всем народе, то уже сейчас надо не пытаться сохранять «уникальную белорусскую экономическую модель, доказавшую свою эффективность», а создавать условия,… Подробнее »

Leo
Leo
18 октября 2011 15:18

Belarus и Шахтёр, вы говорите о «слухах и недомолвках», о том, что «эту ерунду (о продаже „Белкалия“) кто-то написал». Видимо, вы плохо осведомлены и мало знаете о предмете разговора. Думаю, вы столь же «хорошо» информированы и о том, кто запустил тему передачи белорусских земель Польше. Может смогу вам помочь, указав на публикации в СМИ. 1. «Мы абсолютно не против продажи пакетов акций наших акционерных обществ, в том числе „Беларуськалия“, — заявил Лукашенко на совещании по вопросам развития ОАО „Беларуськалий“. — Что касается „Беларуськалия“, то я четко сказал: 30 млрд. на стол, и акции завтра будут у вас». (kp.by — «Лукашенко: Деньги на стол, и завтра „Белкалий“ ваш»). 2. «Беларусь подтверждает намерение продать „Беларуськалий“ минимум за $ 30 млрд. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на пресс-конференции для представителей российских СМИ, передает корреспондент БЕЛТА.… Подробнее »

Belarus
Belarus
18 октября 2011 16:17

Leo, зачем передёргивать? Насколько помню, говорилось о ЧАСТИ активов ОАО «Беларуськалий». Причём, о части меньшей чем контрольный пакет (40% за 12 миллиардов, вроде бы). Да, он называл общую цену предприятия, но речи не шло о том, чтобы его продать целиком. У Вас что-то в голове перепуталось, раз Вы выдаёте желаемое Вами за действительное. Приватизировать такой гигант в один день невозможно, если процесс будет запущен, тогда и будет смысл обсуждать эту дырку от бублика. Тем более, что я уверен — деньги от продажи части активов можно было бы с толком направить на модернизацию других отраслей. Одно дело получать ежегодно понемногу и не иметь возможности совершить крупную покупку (при таком раскладе люди деньги просто проедают) и совсем другое — иметь возможность вложить десяток миллиардов единовременно. Любой нормальный… Подробнее »

Zorro
Zorro
18 октября 2011 16:26

Неубедительные доводы, ИРУШО. Leo — молодчина, всё по полочкам разложил — кто, что, кому и за сколько предлагал купить «Белкалий». А у тебя же снова хамский переход на личности лишь получился.

Стас
Стас
18 октября 2011 19:59

Leo, можно хоть одну ссылку на конкретные цитаты? Я нашёл такую цитату:"Вы знаете, кто зубы точит на наши предприятия. «Беларуськалий» стоит $ 30 млрд. У вас есть деньги? Мы готовы «Беларуськалий» приватизировать, условия прописаны. И главное, чтобы оно (предприятие — Прим.) развивалось и модернизировалось. Я назвал сумму. Приходите — будем решать. Если у вас 12 миллиардов — 40 процентов тогда. Деньги на стол, и акции твои", — заявил А. Лукашенко в пятницу на пресс-конференции в Минске, пишет Ежедневник со ссылкой на «Интерфакс-Запад». kstati. by/news/view/9014.html. Не из этой ли июньской цитаты появились более поздние додумки корреспондентов, на которые Вы ссылаетесь? А приведённая мной цитата подтверждает то, что уже писали выше — никакой продажи нет и главное, никто и не собирается продавать весь Белкалий. О чём же тут тогда спорить? Утка, жареная по-слуцки 🙂

рокки
рокки
18 октября 2011 21:06

Стас, вы живете по версии БТ, ОНТ и др. и цитаты у Вас оттуда. Как людям сказать правду, если они не хотят её даже слушать, ведь по Зомбоящику не врут, так 80 лет не врали, а теперь, тем более!!!

leo
leo
18 октября 2011 21:35

Belarus, Стас, какие ещё ссылки нужны? И никаких передёргиваний — не мой стиль. Если вы сомневаетесь в информации БЕЛТА — официального государственного информационного агенства — внимательно читайте материалы пресс-конференции АГ в госпечати. Решите очень лёгкую задачу, условия которой вы же и привели: 12 млрд за 40% акций, сколько за 100%? Уверен, вы найдёте правильный ответ — 30 млрд. А 100%, это весь Белкалий или часть его? Далее: 12 млрд за 40% - это к периоду, когда контрольный (не весь) пакет акций Белкалия хотел купить российский миллиардер Сулейман Керимов. Было это в конце мая — начале июня. В связи с этим тогда АГ и сказал, то, что вы, Стас, приводите. Более поздние, как вы пишите, «додумки» произнесены 7 октября. Где — вы уже знаете. Так что в голове у меня, Belarus, ничего… Подробнее »

Миклован
Миклован
18 октября 2011 22:00

leo, написали много, но всё как-то «не в дугу» ;). Цитату, которую привёл Стас и которая у Вас идёт за № 1, правда в «обрезанном и прилизанном» виде, Лукашенко произнёс 10 июня. И там он недвусмысленно дал понять, что готов рассматривать продажу 40%. Откуда взялось 100% - непонятно. В Вашей цитате № 2 Президент лишь упоминает общую стоимость всех активов Белкалия и говорит, кто проявляет к ним интерес. Всё! Никаких заявлений, что «Калий» продаётся! Так что поищите потщательнее, а то эти цитаты могут убедить разве какую-нибудь «бабушку с Языля» :). Оперируйте фактами, а не домыслами. Если есть ссылка на документ по продаже «Белкалия» — в студию, иначе мне неловко лить тут воду по поводу того, чего может никогда не произойти. рокки, лучше смотреть БТ и ОНТ, чем Белсат… Подробнее »

сергей
сергей
18 октября 2011 22:05

Прикольно, что Иваныч остается, а на его троллинг ведутся все новые и новые люди…