Ежегодно более двухсот жителей Солигорского, Слуцкого и Любанского районов, проживающие в зоне выработки рудников ОАО «Беларуськалий», обращаются в объединение с жалобами на деформацию жилищ. Люди связывают разрушение домов с близостью солеотвалов — красноватых гор из отходов производства высотой в 150 метров.
Как живётся жителям деревень, расположенных над шахтами? Об этом корреспондент «ІК» узнала из первых уст. Во время пресс-тура по Солигорскому району, организованного Белорусской ассоциацией журналистов в рамках кампании «За экалагічны дабрабыт», мы посетили деревни Брянчицы, Глядки, Чепели и Старые Терушки.
В роли гида выступил работник «Беларуськалия», который попросил не называть в прессе его имени. «На солеотвалах находятся все элементы таблицы Менделеева, — рассказал он журналистам. — И горы постоянно растут, потому что добыча руды не останавливается даже в выходные. Неправильно было бы обвинять руководство «Белкалия» в том, что эти горы лежат. Скорее, это государственная задача. Соль в районе зоны выработки висит в воздухе, потому что все свежие солеотвалы разносятся ветром. Это потом они под дождями каменеют, а часть отходов уходит под землю и вместе со сточными водами попадает в огороды, в колодцы».
Как появлялись мёртвые деревни
До распада СССР жителям деревень, чьи дома оказались в аварийном состоянии из-за горных работ, предоставлялось жильё взамен — на селе и в городе. В то время «Беларуськалий» находился в ведомстве союзного министерства по производству минеральных удобрений. Существовала государственная программа, в соответствии с которой переселяли жильцов из разрушенных домов.
Солеотвалы постоянно растут и требуют дополнительной площади. Где складировать отходы производства? Нужно сносить дома и переселять жителей деревень.
Такая участь постигла и родную деревню нашего гида. С болью он признаётся, что теперь его малая родина напоминает Чернобыль: там остались жить одни старики, да дачники приезжают. Разрушенные дома никто не сносит. Так и стоят они, заброшенные, зияя окнами без стёкол.
За последние десять лет мы не зафиксировали ни одного случая превышения нормы по состоянию атмосферного воздуха. То же самое касается и воды. В поверхностных водоёмах превышений нормативов по специфическим загрязнителям не наблюдается”, — Валерий Чуров, начальник отдела охраны окружающей среды ОАО “Беларуськалий”.
“Засоленный” урожай и железная водица
Деревня Брянчицы расположена рядом с солеотвалами 1-го и 3-го рудоуправлений. «В 70-80-ые годы здесь было тысяча дворов, а сейчас остались дачи, да одни старики живут, — говорит солигорчанин Александр Гуринович. — Жителей на нашем конце деревни по пальцам пересчитать можно.
Свой колодец нам пришлось закопать, потому что из-за движения почвы «поехали» кольца. Тёща сажает на даче огород и не боится, что урожай будет «засолен», говорит, что тесть проверял продукцию — всё в порядке».
Их соседка Валентина Денисовна Волчок родилась в Брянчицах. Бабушке уже под восемьдесят. Лет двадцать назад ей выделили квартиру в Солигорске, но она решила остаться в деревне. «Не люблю я город, — рассуждает бабуля. — Суета, беготня. Соседи наверху шумят, сбоку — стучат, а тут мне спокойно».
По словам бабушки Валентины, вода в её колодце плохая, с повышенным содержанием железа. «Говорят, что пить нельзя. А где ж ты другую возьмёшь? Продукты автолавка привозит, а воду — нет».
Жительница деревни Чепели Нина Александровна Аладко первой в деревне получила от «Беларуськалия» квартиру в городе взамен дома, оказавшемуся в аварийном состоянии. «Сначала мне сказали, что это мы запустили дом, — вспоминает пенсионерка. — Мы вызвали корреспондента из Москвы, и дело сдвинулось: в 1985 году нам дали квартиру в Солигорске. Но живу я пока тут. Некоторые писали в «Беларуськалий» заявления, чтобы выделили им новое жильё. Но им отказывают, мол, не вина предприятия, что дома деформировались».
«Все беды жителей Чепелей — от «Белкалия», — убеждена Нина Александровна. — В их числе загрязнённый воздух, заболоченная земля, непригодная для питья вода».
Мнение специалиста: вода и воздух соответствуют нормативам
«Экологическая ситуация в зоне выработки не драматична, — считает Валерий Чуров, заместитель главного инженера, начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «Беларуськалий». — За последние десять лет мы не зафиксировали ни одного случая превышения нормативов по состоянию атмосферного воздуха. Основные источники выбросов оснащены газоочистными установками, которые работают достаточно эффективно. По пыли степень очистки составляет порядка 99,9%.
Жители деревень, находящихся в непосредственной близости от солеотвалов и шламохранилищ, обращаются к нам со своими проблемами.
Чаще всего люди жалуются на деформацию домов, которая происходит в результате горных работ. В таких случаях комиссия выезжает на место, устанавливает причины. Если выявлено, что деформация — следствие производственной деятельности, то за счёт средств «Беларуськалия» проводится ремонт. Новое жильё сейчас не предоставляется, поскольку нет закона, который обязывал бы это делать”.
Колодезная вода непригодна для питья
По словам Валерия Чурова, влияния производства на качество питьевой воды практически не наблюдается. В то же время эпи- демиологи утверждают, что 70% проб воды в колодцах не соответствуют санитарно-химическим показателям. Это значит, что она непригодна для питья.
Как рассказала Людмила Гуковская, заведующая отделением гигиены Солигорского зонального центра гигиены и эпидемиологии, мониторинг качества питьевой воды проводится ежемесячно. “По хлоридам и сульфатам превышений нормативов не фиксируется, хотя именно эти показатели свидетельствовали бы о побочном эффекте горных работ. Чаще всего вода не соответствует показателям по содержанию нитратов.
Так что утверждать о влиянии деятельности «Беларуськалия» на качество питьевой воды я не могу, — отметила собеседница. — Изучением этой проблемы должны заниматься исследовательские институты”.
Татьяна Гусева
ПИШИТЕ. А вы купили бы дачу рядом с солеотвалами? Ждём ваших SMS по телефону +375 29 329 29 34
ГОРЫ РЯДОМ С ЖИЛЬЁМ. Деревня Чепели Солигорского района. Добыча руды не останавливается даже в выходные, поэтому солеотвалы постоянно растут, подбираясь к домам сельчан.
Мне это все напомнило трилогию «Властелин колец». Красные горы, бабушка-хоббит, разрушенные поселения, где раньше кипела жизнь…
Живописные пейзажи, удачные ракурсы. Люди выглядят на них некими рудиментами. Пожалуй приеду сюда на лето со своим разборным дельтапланом.
«Жительница деревни Чепели Нина Александровна Аладко первой в деревне получила от «Беларуськалия» квартиру в городе взамен дома, оказавшемуся в аварийном состоянии….Мы вызвали корреспондента из Москвы, и дело сдвинулось: в 1985 году нам дали квартиру в Солигорске. Но живу я пока тут.» — мне одной кажется, что это выколачивание денег из пока еще здравствующего «Беларуськалия»? То в 85-ом году дом в аварийном состоянии, то живет в нем до сих пор… «Такая участь постигла и родную деревню нашего гида. С болью он признаётся, что теперь его малая родина напоминает Чернобыль: там остались жить одни старики, да дачники приезжают. Разрушенные дома никто не… Подробнее »
Эх, простите, за опечаточки))
Опытный садовник с дельтапланом ищет работу зебро-дачах. Маму отправим в Крым.
А как же нитраты в колодце и таблица Менделеева на горизонте?
Микроэлементы укрепляют
Вялiкае дзякуй Беларуськалiю ад рыбачкоу.Зямля насупраць Бранчыц правалiлася на глыбiню не меней 1,5 метра.Зрабiлася немалое водасховiшча уздоуж рэчкi Сiвельгi.Ну,канешне,i дамы правальваюцца…
С удовольствием познакомилась с родиной моих предков-Лойко Екатерины Сергеевны и Лойко Ивана Сергеевича.И сейчас там проживают его потомки.Кто их знает-отзовитесь.
кто знает ПОЛТАРАК ИЗ СТАРЫХ ТЕРУШЕК ОТЗОВИТЕСЬ Я ИЗ РОССИИ
Кроме пенсионеров живет в Брянчицах молодая семья с двумя маленькими детьми, Школы нет ,дет сада нет ,магазина нет,Хотя почему-то когда при сносе деревни из одной семьи(дома) дали квартиру только тете а нам сказали подождите во ждем до сих пор.