Игорь Титковский: Краеведам надо объединиться

0

По мнению Игоря Титковского, в плане культуры и искусства прошлое Слуцка не просто впечатляет - оно не уступает по значимости другим городам Беларуси, слава которых сейчас на слуху
По мнению Игоря Титковского, в плане культуры и искусства прошлое Слуцка не просто впечатляет — оно не уступает по значимости другим городам Беларуси, слава которых сейчас на слуху

В любой сфере деятельности человека профессионалы и энтузиасты играют определяющую роль. В области культуры их значимость ещё более велика. Накануне Дня работников культуры, мы предлагаем читателям интервью с Игорем Титковским, художником-педагогом и краеведом, автором более двухсот работ по истории и культуре Случчины, опубликованных в виде отдельных изданий, а также в местных и республиканских СМИ.

К числу наиболее значимых из них относятся книги «Помнікі архітэктуры Слуцка», «Храмы Слуцка», «Случчына. Уладары краю. X — XIX стагоддзі», «Мастакі Случчыны».

Реклама

— Как люди приходят в сферу культуры?
— Если говорить о том, как приходят в сферу культуры, то, несомненно, у каждого свой путь. В моём случае была стандартная ситуация: работа по специальности после окончания художественно-графического факультета Витебского пединститута. Оказался там в какой-то мере случайно, поскольку никогда не видел себя в качестве педагога. Для поступления в театрально-художественный институт счёл свою подготовку недостаточной, а Минское художественное училище не устраивало. Поэтому Витебский пединститут был для меня, как и для многих других, одним из реальных путей получить в своей республике профессиональное художественное образование. Хотя формально оно считалось не художественным, а педагогическим.
Вышло так, что по окончании учёбы я единственный с курса получил направление в художественную школу. Она находилась в ведении Министерства культуры (пединститут, как правило, выполнял запросы народного образования, готовя кадры для средних школ). Слуцкая ДХШ к тому времени работала уже год. Как молодого специалиста меня нагрузили остатками часов по предметам, которые считались непрестижными для художников — историей искусств и скульптурой. Их я веду и до сего дня.

 — А как совмещаются практическая и теоретическая работы на ниве искусства?
— Больше считаю себя графиком и живописцем, но и история искусств оказалась нечуждой. Этой теме была созвучна и моя дипломная работа — серия офортов на тему архитектурной истории Витебска. В первые годы много внимания приходилось уделять организации учебного процесса — тогда в Беларуси только шло становление системы художественных школ. Но желание работать творчески не покидало.
Решил заняться историей своего города. Однако, в отличие от Витебска, о Слуцке материалов оказалось катастрофически мало. Со временем появились определённые наработки, которые, как ни странно, не закрывали интересующие меня вопросы, а ставили новые. Приходилось искать ответы и на них. Черпал знания из работ современных и дореволюционных исследователей, знакомился с архивными материалами. Многое рассказали старожилы города.
Но любое занятие требует времени и усилий, поэтому творческая работа оказалась несколько в стороне. Зато был собран интересный материал по истории культуры и искусства Случчины. В первую очередь, это касалось архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Тем не менее, обращал внимание и на такие сферы, как литература, музыка, театр, книжное дело, образование. В целом вырисовывалась весьма впечатляющая картина. Могу утверждать: в плане культуры и искусства прошлое Слуцка не просто впечатляет — оно не уступает по значимости другим городам Беларуси, слава которых сейчас на слуху.

— Находит ли иное применение собираемый материал по истории Случчины?
— Собранный материал нашёл применение, на которое изначально и не рассчитывал. На занятиях по истории белорусского искусства в художественной школе ввёл курс истории архитектуры и изобразительного искусства Случчины, темы которого были утверждены Республиканским методическим советом. Стал регулярно давать материалы в прессу — как региональную, так и республиканскую.
На протяжении вот уже десяти лет сотрудничаю с газетой «Інфа-Кур'ер». Совместно с редакцией организовали периодический выпуск рубрики «Мінуўшчына і сучаснасць». За это время в газете вышло около двухсот публикаций на различные исторические темы.
Понимаю, что история не самый востребованный сегодня материал у читателей. Но продвигать краеведческое направление этой науки необходимо. К сожалению, официальные хроники обезличены, они не дают полной картины прошлой жизни, а вот свидетели могут привнести в них изюминку, сделать материал интересным для читателя.
Приведу конкретный пример. Несколько лет назад одна из жительниц-старожилов Слуцка предложила провести меня по городу и рассказать, как он выглядел в 20−30-е годы прошлого века. Этот рассказ в сочетании с имеющимися картами тех лет мог дать уникальный материал. Мне казалась, что такая экскурсия должна обязательно состояться, но только не сегодня. Когда же нашлось время, то оказалось, что бесценный свидетель уже ушёл из жизни.

— Поскольку разговор зашёл о краеведении, то можно ли говорить о наличии в Слуцке своей оригинальной школы этой исторической дисциплины?
— Увлечение слуцкой историей привело к знакомству с теми, для кого эта тема также была не безразлична. Здесь, прежде всего, надо сказать о Григории Родченко. В 60−80-е годы прошлого века это был несомненный лидер краеведения Случчины. Имя его заслуженно занесено в книгу «Память. Слуцкий район. Слуцк».
Хорошие творческие отношения сложились с коллективами краеведческого музея и городской библиотеки. Интересные материалы появляются в газете «Слуцкі край», авторами которых являются, в первую очередь, редактор газеты Анатолий Жук и бывший директор Слуцкого краеведческого музея Валентина Видлога. Также надо отметить и материалы по церковной истории, которые публикуются на страницах газеты «Преображение». Много тем разработано и собрано в школах, библиотеках города и района. Есть у нас и отдельные увлечённые краеведческой деятельностью энтузиасты.
Однако, работа всех перечисленных людей и структур разрозненна. Разумным и полезным было бы объединение их усилий и, как итог, — создание краеведческой организации. Инициатором такой работы могли бы стать краеведческий музей или краеведческий отдел библиотеки, а возможно и какой-либо энтузиаст. Тем более, что предшественник такой организации есть: в 1920−30-е годы в Слуцке действовало краеведческое общество с несколькими филиалами в районе.
— Что можно сказать о сегодняшнем уровне развития культуры в Слуцке, сравнивая её с прошлым?
— Тот богатый культурный потенциал, который накопила Случчина за столетия, как мне кажется, мало отражается на современной культурной ситуации. Я не умаляю общепризнанных заслуг и достижений многих подразделений культурной сферы нашего города и района. Возможно, срабатывает наш так называемый комплекс провинциальности или чрезмерная ориентация на художественную самодеятельность, что уже само по себе не позволяет достичь более высокого уровня.
Не надо сбрасывать со счетов и тот фактор, что труд в сфере культуры из-за уровня оплаты, скажем так, для многих стал непрестижным. Пустующие ниши в кадровом составе нередко закрываются людьми случайными. Например, теми, кто рассчитывает работать ровно столько, сколько им за это платят. Но если говорить о культуре в прямом смысле этого слова, то её, несомненно, создают энтузиасты, для кого эта сфера деятельности является призванием.

Беседовал Сергей Богдашич

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии