Эволюция зрелищ и потребление реальности

0

Тотальное фотографирование. Во время Дня города-2009. Фото: Алесь Достанко

Любой вид живых организмов эволюционирует. Народные гулянья, как явление, которое можно назвать живым, эволюционируют тоже. И с начала века характер зрелищ заметно изменился. Недавний праздник служит тому подтверждением.

Главный «эволюционный» признак гуляний — тотальное фотографирование всего и вся. Человек получил возможность словно растянуть во времени своё присутствие на празднике — просмотром видео и десятков фотографий.

В НЕБО. Добавилось, например, больше стремления к небесному, прямо как в соответствии с «заветами» преобладающего небесно-голубого цвета на флаге Случчины с крылатым Пегасом. Если в небе в течение праздника ничего не появится, то это как бы и не праздник будет вовсе.

Реклама

Потому пролетающий вертолёт с сыплющимися из его чрева поздравительными листовками да салют — это уже словно сам собой разумеющийся атрибут праздника. Даже обыкновенных шариков стало на порядок больше. Да ещё наполненных гелием. Нечаянно выпущенных на волю их было несколько десятков.

МАЛЫЕ «АРХИТЕКТУРНЫЕ» ФОРМЫ. Места народных гуляний были полны, так сказать, малых «архитектурных» форм — это не только большие тряпичные «куклы у хустках и панчохах», но и пушки как бы времён 1812 года, установленные возле «Слуцкого», «статуи» из папье-маше — хлебосольные, со снопами пшеницы и в васильково-гвоздичных венках. Это были и красноклювые буслы и дятлы, древние прялки, возы, заборы с висящими на них глиняными кувшинами…

А красочный «уголок» Слуцкого колледжа перерабатывающей промышленности предложил почти полномасштабную инсталляцию сельской хаты: декоративная печка, древняя люлька с «малышом», ухваты и прочая «хатняя» утварь — вплоть до лаптей, ручников и луковых вязанок. То есть, то, что можно увидеть во многих местных сельских музеях.

ОРНАМЕНТЫ НА СЕТЧАТКЕ ГЛАЗ. «Белорусскость», самобытность, фольклорные мотивы с каждым годом всё явственнее возвращают себе жизненное пространство праздника. Народные орнаменты и глазастые тыквы наверняка словно отпечатывались на сетчатке глаз многих случчан.

Да и в торговле «китайские» безделушки всё же оказались вытеснены самобытно-фольклорными ремесленными изделиями с белорусским акцентом: поделки из соломки, картины из теста, шкатулочки, куклы, мягкие игрушки и прочая «мелочь»…

Скоро, глядишь, официальные костюмы уступят место узорчатым рубахам. Ведь была же летом свадьба, где жених и невеста пришли на роспись в белорусских народных костюмах.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Несмотря на неизбежные недочёты, организационная составляющая массовых праздников выросла на порядок. Это касается не только непосредственно программы мероприятий и работы отдельно взятых служб (МЧС, милиции, ЖКХ и, собственно, райисполкома), но и самого характера взаимодействия между ними. Ведь, как говорят, самые слабые места — на стыках. Вот эти-то стыки взаимодействия, судя по наблюдениям автора этих строк, стали надёжнее.

НА ОСТРИЕ. Нельзя с определённостью сказать, по какой причине, но обратите внимание — раньше что ни праздник, то поножовщина. Хоть один факт, но отмечался. Помнится, что несколько лет назад организованное празднование Купалья «заглохло» как раз-то по «ножевой» причине. Последние годы в «праздничных» сводках РОВД такие факты уже не мелькают. Понятно, что праздничные издержки, вероятно, будут проявляться всегда, но вот происшествий «на острие» удаётся избегать.

«СЛУЦК-ПИКЧЕРС». Но главный «эволюционный» признак гуляний — тотальное фотографирование всего и вся. Человек получил возможность словно растянуть во времени своё присутствие на празднике — просмотром видео и десятков фотографий.

Порой создаётся впечатление, что все эти «декорации» праздника словно для того и создавались, чтобы сотни горожан смогли «сфоткаться на фоне этой прикольной штуки». Камеры мобильных телефонов и цифровые фотоаппараты есть едва ли не в каждой слуцкой семье, и они, словно общественная кинокомпания «Слуцк-пикчерс», производят часы видео-сюжетов, «тонны» виртуальных фотокарточек.

И не важно, что большая часть этой «продукции» будет «пылиться» в памяти телефона, компьютера, DVD-диска… Ну, и пусть! Важнее осознание, что «праздник» можно компактно носить с собой в цифровом виде. Прямо как в песне: «Шоу должно продолжаться».

ПОТРЕБЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ. Наше общество философы стали называть обществом потребления, а тотальным фотографированием мы словно начали потреблять саму реальность. Вероятно, это тоже часть эволюции, даже если это ничего в нашей жизни так и не меняет.

Алесь Достанко

Из SMS-отзывов о празднике

Праздник! Салют в центре Слуцка — красиво. А возле Центра детского творчества песни со сцены почти не слышны. Я уже не говорю об освещении. Змей.

День города, День города. А много моих знакомых самоустранились от праздника. Кто уехал на «огород», кто в грибы, кто специально взял дежурство на этот день, кто дома просидел за компьютером или DVD. Максимум, выходили на час другой или посмотреть салют. Каждому своё. С.Т.

В День города купили с другом шашлык. Посидели, походили. Вернулись за добавкой, а шашлык уже на 100 рублей дороже. Да что там сто рублей. Некоторые продавцы к вечеру подняли цены на шашлык чуть ли не в два раза. Уж лучше бы аукционы устраивали на каждую порцию. Жаль, проверяющих на них не было. Вот так кто на чём мог, тот на том «бабки» и «рубил». Отдыхающий.

Почему 3 июля в День независимости выездные палатки работали до полуночи, а в День города, 26 сентября, когда очень много случчан собралось в центре посмотреть концерт и салют, в палатках уже в 21.00 собирали товар? Ладно, не было водки, но шашлыка не было уже в 20.00, и говорили, что больше не будет. Неужели у нас предприятия такие богатые, что не хотят заработать? Наверное, некоторые зарабатывали тем, что цены на шашлыки подымали, кто как хотел. Возмущённый Андрей.

Вот и отметили День города. Были на концерте. Как и в прошлый раз, качество звука было не на высоте. Но, несмотря на это, концерт понравился… Девушки из Lifе Stеp и Stеp Up молодцы, только одно «но»: музыка у вас хорошая, но вот голоса тихие… А.R.

Со времён Древнего Рима, знаю, пошла фраза «хлеба и зрелищ». Зрелища были хороши, а «хлеб» — шашлыки, попкорн, сладкая вата и прочие продукты. А вот пищу для души каждый находил в чём-то своём: кому «Город мастеров», кому песни и танцы, кому концерт или салют. А для меня задушевным занятием было ходить по проезжей части, перекрытой на время праздника и смотреть на людей, знакомиться с девушками. Когда ж такое будет ещё? Ый.

Приятно, что власти за относительно небольшие деньги смогли организовать в общем-то неплохой праздник. Спасибо авторам праздника. Одно жаль: не учли открытие «Кур'ера», что в этом году главной площади города исполнилось 500 лет! Городовой.

Прислано на адрес «SMS-Курьер» (+37 529) 329−29−34

Смотрите также по теме:

Почти люди: потусторонние участники праздника

День города: «белый воротничок» против рыцаря

Как Слуцк отмечал День города (фоторепортаж из более, чем 160-ти фотографий)

Слуцк отметил День города и 85-летие со дня образования Слуцкого района

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии