Загадочный мир Александра Салтавца

5
Реклама

В начале июня в Слуцкой галерее искусств открылась персональная выставка художника Александра Салтавца, который живёт и работает в деревне Греск Слуцкого района. Эта седьмая по счёту персональная выставка автора, в том числе третья в Слуцке. Новые работы художника, впрочем, как и прежние, вызвали у зрителей различные чувства и даже удивление. Под стать им и название выставки — «Чудеса». На презентации было отмечено, что профессиональный уровень художника за последние годы значительно вырос, а в его картинах появились философские интонации. Мы предлагаем читателям интервью с Александром Салтавцом, необычным художником и интересным человеком.


Александр Салтавец: «Когда пишу картины, я ищу себя»

— Ваши картины вызывают у людей неоднозначную реакцию. Большинство видят в них нереальный фантастический мир и причисляют автора в разряд художников-сказачников. Вы с этим согласны?
— Я не создаю сказки. То, что пишу, может быть, необычно, но это не миф. Мои персонажи есть в реальной жизни. Просто надо присмотреться к людям. Скорее всего, на картинах изображаю тот мир, в котором бы я хотел находиться: там нет зла и безумного ритма жизни. Мой мир более яркий в противовес унифицированной повседневной серости. Вообще, многое, что ложится на холст, приходит ко мне во снах или ночью, когда я, в основном, работаю. Садясь за мольберт, конкретного замысла не имею. Всё приходит само собой, а выбор цвета зависит от настроения.

— К какому направлению в живописи Вы бы отнесли свои работы?
— Не знаю, к какому направлению можно отнести мои картины. Да это и не важно. Наверно, подсознательно впитываю особенности того или иного стиля. Вот, говорят, в моих работах сюрреалистические интонации появились, и это, вероятно, правда. Ведь у меня есть любимые художники, на творчестве которых я учусь. Среди них — и основатель сюрреализма Сальвадор Дали. Но вершиной в живописи я считаю гениального Рембрандта. Мне близки по духу и импрессионисты. Кстати, когда зарождалось это направление, его представители сами не знали, что их так впоследствии назовут. На мой взгляд, важно чтобы художник был профессионалом и обладал мастерством, а люди, увидев его картины, сказали: «Вот это да!»

Реклама

— Когда Вы почувствовали себя художником?
— Склонность к рисованию у меня была с детства. Другие ребята бегали, играли. Я днями сидел за листом бумаги с карандашом. И это увлечение постепенно срослось со мной. Теперь без кисти и красок не могу себя представить.
Лет десять назад, уже после учёбы в художественном училище, я копировал всё подряд, больше Шишкина и Айвазовского. На это ремесло был спрос, и оно давало неплохой заработок. Правда, быстро дошло, осенило, что ли: не хочешь всю жизнь стоять с этими произведениями на базаре — прекращай такое творчество. Так и начал писать свои работы. Не скрою: ещё очень хотелось поставить на холсте подпись Салтавец.
Первую оценку моих картин всегда даёт жена Наташа. Ведь пишу-то я для неё. Завершая работу под утро, хочется удивить и поразить дорогого мне человека. С нетерпением жду, что она скажет. Бывает, супруге что-то не нравится. Я в эмоциональном порыве спорю, обижаюсь, но уже через неделю начинаю понимать: она была права. Эти работы я, как правило, уничтожаю.

— Мир живописи, в котором ты живёшь, далёк от реальной жизни. Но она здесь, рядом с тобой. Как одно совмещается с другим?
— В реальном мире больше живёт жена Наташа. Я редко бываю в магазинах, да и цены на товары толком не знаю. Всё это как-то в стороне. Так получается, что быт налаживает супруга, за что я ей безмерно благодарен. Помогают нам и родители. К тому же мне никто не навязывает, что и как писать. Может быть, поэтому я чувствую себя свободным. Днём работаю преподавателем в Греской детской школе искусств, по ночам пишу картины. Я понимаю, что должен зарабатывать деньги. Ведь мою семью никто не прокормит и кисти с красками не купит. Просто нужно делать своё дело хорошо, и благополучие рано или поздно придёт.

— Кто покупает Ваши картины?
— После «шишкинского» периода был перерыв в потоке покупателей. Но со временем они вновь появились. Я специально клиентов не искал. Каким-то образом они узнавали о моих работах, приезжали в Греск, делали предложения. Сейчас я могу сам выбирать, какие заказы принять. Да и заказами назвать это можно условно, поскольку категорически не приемлю позицию покупателя, мол, надо написать то-то и так.
Мои работы есть в частных коллекциях в Беларуси, Украине, России, ряде зарубежных стран. Я особо не интересуюсь их дальнейшей судьбой. У проданных картин уже своя жизнь. Иногда знакомые говорят, что отдельные мои работы перепродают в Минске. Отношусь к этому спокойно.
С некоторыми покупателями нахожусь в дружеских отношениях. Мы встречаемся довольно часто, и я заметил, что наши мироощущения нередко совпадают. Это другие люди, нежели поклонники базарных пейзажей. Случается, дарю свои работы, но только очень близким людям. Иногда картину приятнее подарить, чем продать.
— Преподавание в детской школе искусств не отягощает?
— Я никогда не думал, что буду работать преподавателем, но оказалось, что педагогика меня захватила. Ведь дети не приемлют фальши, и с ними надо быть искренним. Поэтому для меня нет расписания и каникул. Я с учениками общаюсь постоянно, а, обучая их, сам погружаюсь в неповторимое детское мироощущение.

 — Ваше отношение к Греску, где Вы живёте?
— Я люблю это красивое, уютное местечко, но оно медленно угасает. К сожалению, много пустующих домов, да и народ частенько в бутылку заглядывает. Хотелось, чтобы жизнь здесь бурлила, а у людей была работа, возможность разнообразного культурного времяпровождения. С грустью думаю, что поколение моего сына, которому сейчас пять лет, вряд ли будет жить здесь. Они все отсюда уедут.

— Вы общаетесь с другими художниками?
— Конечно. Со многими из них даже дружен. Но я предпочитаю общаться с работами художников. Они иногда говорят больше, чем приватная беседа с автором. Салонная атмосфера, принадлежность к бомонду — это не для меня. Мне ближе посиделки на кухне с друзьями, чем шведский стол на презентации.

Записал Сергей Богдашич

Картины Александра Салтавца
Слуцкая галерея искусств. Выставка «Чудеса».


Часовой мастер, 2009


Дударик, 2008


Странник, 2008


Любовь клоуна, 2007


Скрипач, 2006


Грустный клоун, 2008


Клоун с зонтиком, 2008


Леди и Страж, 2007


Сверчок, 2007


Небесный капитан, 2009


Театр теней, 2007


Застывшее время, 2007


Механический человек, 2008


Цветок для любимой, 2008


Снова вместе, 2009


Зимний сад, 2008


Рождение, 2007


Забытая мелодия, 2008


Чаша, 2008


Тишина, 2007


Ледяное царство, 2008


Уличные музыканты, 2009


Дорога домой, 2007


В гости к другу, 2007


Прогулка, 2008


Сказочная мелодия, 2007


Бродячие артисты, 2008


Последний выход, 2008


Любовники, 2006


Арлекин, 2006

Реклама

5
Комментарии: будем признательны за ваши отзывы.

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
5 Авторы комментариев
ирка шкурко

Это самые лучшие картины которые я когда-нибудь видела! Братик ты умничка!

Natallia Mulitsa

Sashka, vsegda toboj vosxischalis', a sejchas… prosto net slov… Porozhaet tvoja fantazija.(Xotelos' bi s toboj sviazat’sia.Ot Tanushi privet)

Света Пинчук(Сомова)

Сашка — ты умничка, картины - чудо)))))

Діана

Ищу контакты Александра Салтавца, поскольку хочу приобрести его картину. Сообщите, пож-та, координаты художника на е-мейл diana@dia-blo.net. C уважением, Диана Балыко

Валерий Сивогривов

Александр, Ваш мир картин просто уникален)))) Спасибо Вам огромное, у нас дома целая Ваша коллекция прекрасных картин!!! А самое удивительное сам стал делать записи и зарисовки картин. Вижу образ, но к сожалению, не умею рисовать картины. Зато отлично умею писать и передавать эмоции и чувства)))
С Уважением Валерий Сивогривов.