В начале июня в Слуцкой галерее искусств открылась персональная выставка художника Александра Салтавца, который живёт и работает в деревне Греск Слуцкого района. Эта седьмая по счёту персональная выставка автора, в том числе третья в Слуцке. Новые работы художника, впрочем, как и прежние, вызвали у зрителей различные чувства и даже удивление. Под стать им и название выставки — «Чудеса». На презентации было отмечено, что профессиональный уровень художника за последние годы значительно вырос, а в его картинах появились философские интонации. Мы предлагаем читателям интервью с Александром Салтавцом, необычным художником и интересным человеком.
Александр Салтавец: “Когда пишу картины, я ищу себя”
— Ваши картины вызывают у людей неоднозначную реакцию. Большинство видят в них нереальный фантастический мир и причисляют автора в разряд художников-сказачников. Вы с этим согласны?
— Я не создаю сказки. То, что пишу, может быть, необычно, но это не миф. Мои персонажи есть в реальной жизни. Просто надо присмотреться к людям. Скорее всего, на картинах изображаю тот мир, в котором бы я хотел находиться: там нет зла и безумного ритма жизни. Мой мир более яркий в противовес унифицированной повседневной серости. Вообще, многое, что ложится на холст, приходит ко мне во снах или ночью, когда я, в основном, работаю. Садясь за мольберт, конкретного замысла не имею. Всё приходит само собой, а выбор цвета зависит от настроения.
— К какому направлению в живописи Вы бы отнесли свои работы?
— Не знаю, к какому направлению можно отнести мои картины. Да это и не важно. Наверно, подсознательно впитываю особенности того или иного стиля. Вот, говорят, в моих работах сюрреалистические интонации появились, и это, вероятно, правда. Ведь у меня есть любимые художники, на творчестве которых я учусь. Среди них — и основатель сюрреализма Сальвадор Дали. Но вершиной в живописи я считаю гениального Рембрандта. Мне близки по духу и импрессионисты. Кстати, когда зарождалось это направление, его представители сами не знали, что их так впоследствии назовут. На мой взгляд, важно чтобы художник был профессионалом и обладал мастерством, а люди, увидев его картины, сказали: “Вот это да!”
— Когда Вы почувствовали себя художником?
— Склонность к рисованию у меня была с детства. Другие ребята бегали, играли. Я днями сидел за листом бумаги с карандашом. И это увлечение постепенно срослось со мной. Теперь без кисти и красок не могу себя представить.
Лет десять назад, уже после учёбы в художественном училище, я копировал всё подряд, больше Шишкина и Айвазовского. На это ремесло был спрос, и оно давало неплохой заработок. Правда, быстро дошло, осенило, что ли: не хочешь всю жизнь стоять с этими произведениями на базаре — прекращай такое творчество. Так и начал писать свои работы. Не скрою: ещё очень хотелось поставить на холсте подпись Салтавец.
Первую оценку моих картин всегда даёт жена Наташа. Ведь пишу-то я для неё. Завершая работу под утро, хочется удивить и поразить дорогого мне человека. С нетерпением жду, что она скажет. Бывает, супруге что-то не нравится. Я в эмоциональном порыве спорю, обижаюсь, но уже через неделю начинаю понимать: она была права. Эти работы я, как правило, уничтожаю.
— Мир живописи, в котором ты живёшь, далёк от реальной жизни. Но она здесь, рядом с тобой. Как одно совмещается с другим?
— В реальном мире больше живёт жена Наташа. Я редко бываю в магазинах, да и цены на товары толком не знаю. Всё это как-то в стороне. Так получается, что быт налаживает супруга, за что я ей безмерно благодарен. Помогают нам и родители. К тому же мне никто не навязывает, что и как писать. Может быть, поэтому я чувствую себя свободным. Днём работаю преподавателем в Греской детской школе искусств, по ночам пишу картины. Я понимаю, что должен зарабатывать деньги. Ведь мою семью никто не прокормит и кисти с красками не купит. Просто нужно делать своё дело хорошо, и благополучие рано или поздно придёт.
— Кто покупает Ваши картины?
— После «шишкинского» периода был перерыв в потоке покупателей. Но со временем они вновь появились. Я специально клиентов не искал. Каким-то образом они узнавали о моих работах, приезжали в Греск, делали предложения. Сейчас я могу сам выбирать, какие заказы принять. Да и заказами назвать это можно условно, поскольку категорически не приемлю позицию покупателя, мол, надо написать то-то и так.
Мои работы есть в частных коллекциях в Беларуси, Украине, России, ряде зарубежных стран. Я особо не интересуюсь их дальнейшей судьбой. У проданных картин уже своя жизнь. Иногда знакомые говорят, что отдельные мои работы перепродают в Минске. Отношусь к этому спокойно.
С некоторыми покупателями нахожусь в дружеских отношениях. Мы встречаемся довольно часто, и я заметил, что наши мироощущения нередко совпадают. Это другие люди, нежели поклонники базарных пейзажей. Случается, дарю свои работы, но только очень близким людям. Иногда картину приятнее подарить, чем продать.
— Преподавание в детской школе искусств не отягощает?
— Я никогда не думал, что буду работать преподавателем, но оказалось, что педагогика меня захватила. Ведь дети не приемлют фальши, и с ними надо быть искренним. Поэтому для меня нет расписания и каникул. Я с учениками общаюсь постоянно, а, обучая их, сам погружаюсь в неповторимое детское мироощущение.
— Ваше отношение к Греску, где Вы живёте?
— Я люблю это красивое, уютное местечко, но оно медленно угасает. К сожалению, много пустующих домов, да и народ частенько в бутылку заглядывает. Хотелось, чтобы жизнь здесь бурлила, а у людей была работа, возможность разнообразного культурного времяпровождения. С грустью думаю, что поколение моего сына, которому сейчас пять лет, вряд ли будет жить здесь. Они все отсюда уедут.
— Вы общаетесь с другими художниками?
— Конечно. Со многими из них даже дружен. Но я предпочитаю общаться с работами художников. Они иногда говорят больше, чем приватная беседа с автором. Салонная атмосфера, принадлежность к бомонду — это не для меня. Мне ближе посиделки на кухне с друзьями, чем шведский стол на презентации.
Записал Сергей Богдашич
Картины Александра Салтавца
Слуцкая галерея искусств. Выставка «Чудеса».
Это самые лучшие картины которые я когда-нибудь видела! Братик ты умничка!
Sashka,vsegda toboj vosxischalis’,a sejchas…prosto net slov…Porozhaet tvoja fantazija.(Xotelos’ bi s toboj sviazat’sia.Ot Tanushi privet)
Сашка — ты умничка, картины — чудо)))))
Ищу контакты Александра Салтавца, поскольку хочу приобрести его картину. Сообщите, пож-та, координаты художника на е-мейл diana@dia-blo.net. C уважением, Диана Балыко
Александр, Ваш мир картин просто уникален)))) Спасибо Вам огромное, у нас дома целая Ваша коллекция прекрасных картин!!! А самое удивительное сам стал делать записи и зарисовки картин. Вижу образ,но к сожалению, не умею рисовать картины. Зато отлично умею писать и передавать эмоции и чувства)))
С Уважением Валерий Сивогривов.