Ретро по четвергам. Слуцк 7 лет назад. Неделя 25, год 2002

0

Доля спиртного растёт
По данным Слуцкого городского отдела статистики, за пять месяцев 2002 года розничный товарооборот торговых предприятий Слуцка в сопоставимых ценах возрос по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 8,1%. В розничном товарообороте доля продуктов питания составила 68,9%. Из них на долю алкогольных напитков пришлось 20,9%. В Слуцком районе розничный товарооборот вырос на 7,2%, доля продуктов питания в нём составила 81%. Из них алкогольные напитки — 30,2%. Такой статистикой делился в те дни «Кур'ер».

Неподъёмный долг
По данным, озвученным на заседании Слуцкого горисполкома, общая задолженность всех потребителей города за природный газ (по состоянию на 1 июня 2002 года) составила 1 566 918 долларов США, за электроэнергию — 1млрд. 187млн. рублей. Основной должник — Государственное унитарное предприятие «Слуцкое ЖКХ», доля которого в структуре общего долга составляет: за газ — 99%, за электроэнергию — 85%.

Турслёт

Реклама

Более ста человек приняли участие в 5-ом городском турслёте среди работающей молодёжи. Мероприятие проходило в Нежевском лесу с 14 по 16 июня 2002 г.
В течение трёх дней шли соревнания на полосе препятствий, в спортивном ориентировании, перетягивании каната, армреслинге, по волейболу и т. д.
Погода не подвела: было не холодно, да и не жарко.

Стриптиз
В те дни по выходным местная молодёжь «тусовалась» возле универмага «Слуцк». Иногда на площадке перед продовольственным отделом этого учреждения собиралось до полутысячи человек. В один из дней некий молодой человек в свой День рождения умудрился сделать эту дату запоминающейся для себя. На автостоянке возле универмага он залез на капот своей иномарки и под музыку, льющуюся из автомобиля, танцуя, начал эротично так снимать с себя одеяния.
Никто, правда, не увидел, разделся ли он до последней одёжки, так как авто под управлением друга этого парня медленно покатило прочь. А именинник то на капоте, то на крыше всё танцевал и танцевал… Всё раздевался и раздевался…

Семечки и магия
Ещё одним наблюдением делалась газета. Некоторые «бабульки», продающие семечки, как оказалось, пользуются магией в своём бизнесе. К примеру, одна «бабка» при получении денег у первого за день клиента, обносит вкруговую «свежими» купюрами мешок с семечками. При этом она читает молитву. После три раза плюёт через левое плечо. «Глядишь, скоро появятся „бабки“, продающие священные амулеты, обеспечивающие удачу в делах…» — таким словами подытоживалось сообщение.

О чём говорили в народе
Предметом обсуждения горожан в те дни стал начавшийся в Солигорске судебный процесс над бывшим начальником Слуцкой паспортно-визовой службы. Его обвиняли во взяточничестве и присвоении имущества. Тогда, в 2002-м подобные процессы были редкостью, и потому попадали под пристальнейшее внимание жителей.
А ещё народ обсуждал вести, что доллар скоро порозовеет, утратив часть своей фирменной «зеленцы», а их школьной программы уберут предмет «черчение». Погода в те дни, после засушливого периода, порадовала дождями. Порой, уж слишком затяжными.

Алесь Достанко

Ретро-бонус
Деревенские будни: Люди на Болотчицах
Сказать, что в Болотчицах 268 дворов (в них живёт 518 человек), и что эта деревня находится на юго-западной окраине Слуцкого района, — это значит почти ничего не прояснить в вопросах: «А что это за поселение, что там за люди, как они живут?». Путь в Болотчицы из Слуцка занимает чуть менее часа езды на пригородном автобусе. По нынешним меркам — рядом, однако после городской круговерти быт деревни действует на человека словно ушат холодной воды в жаркий полдень.

Но это только привыкшему к суматохе горожанину может показаться, что жизнь здесь похожа на «неторопливое сидение на лавочке». Просто в деревне другой ритм жизни, и он не менее напряжённый, чем в городе. Особенно летом.

Сердце деревни
У Болотчиц есть то, что можно назвать «сердцем деревни» — это здания, расположенные в радиусе 100 метров: магазин, школа, Дом быта, столовая, клуб, базар (состоящий из 1−2 палаток, и то, когда зарплату люди получают), почта, колхозная контора, детсад, стадион с недостроенной коробкой спортзала. Чуть в отдалении -баня и церковь.
Подобная концентрация вышеуказанных учреждений довольно удобна для жителей. Прежде всего, в плане общения — здесь можно узнать обо всех новостях жизни деревни.
Но для разговоров времени не так-то уж много: работают люди с утра до вечера. И нельзя сказать, что работают спустя рукава или бестолково. Однако в итоге всё равно с благосостоянием получается что-то не то.
«В лаптях раньше ходили, за работой света белого не видели. Сейчас в ботинки обуты, а всё одно — кроме работы почти ничего в жизни нам не было дано», — так сказала баба Лена, уроженка Болотчиц, которая сейчас проживает в Слуцке.
Молодёжь часть дня проводит в школе, досуг же — на лавочках или стадионе. По субботам, естественно, посещает дискотеки в родном клубе или в соседних деревнях.

История лишь в памяти
История деревни сохранилась разве что в памяти старожилов. То место, где сейчас расположены дома у въезда в деревню, и есть самая старая часть тогда ещё маленькой деревушки. В довоенные времена хаты были маленькими, с земляными полами и соломенными крышами. Электричество в деревне появилось лишь через несколько лет после Великой Отечественной войны.
Лесов в окрестностях деревни как не было с начала прошлого века, так нет и сейчас. За грибами-ягодами жители ездили в район Старобина.

Церковь
Старожилы утверждают, что старой болотчицкой церквушке аж 300 лет. Но достоверно известно, что стояла она с начала прошлого века. В советские времена её здание, естественно, использовалось не по назначению (как химсклад). Затем над церковью вновь водрузили крест, и люди ходили сюда на службу. Однако в связи с небезопасным «химическим» прошлым, прихожанам порекомендовали сменить место богослужения. Теперь в Болотчицах стоит новое здание православной церкви.
Отец Павел: «В деревнях люди более занятые: работа на земле и по хозяйству отнимает очень много времени. Потому, по сравнению с городом, на воскресную службу приходит меньше людей. Сегодня (9 июня — прим. автора), например, в церковь пришло человек пятнадцать».
За исключением двух-трёх молодых жителей деревни, службы посещают одни старики. Об отце Павле, недавно принявшем паству в Болотчицах, местные отзываются как о человеке с современными взглядами, несмотря на его солидный возраст.
Мнения жителей (без имён)
«Всю жизнь бойся: родился — бойся упасть, в армию пошёл — бойся не выполнить приказ, в колхоз пошёл — бойся не дать план и гнева председателя. Так и умирать, всю жизнь пробоявшись? Нет, чтоб жить, как люди.

Я ничего не боюсь. Дальше колхоза никто не зашлёт. У меня что есть — права тракториста и лицензия на вилы. Земля меня прокормит. Пусть начальники боятся, что у них дипломы поотнимают. Они без этих бумажек — никто»

«Большинство колхозных хозяйственных построек стоят памятниками нашему „счастливому“ будущему. Их вид напоминает кладбищенский пейзаж. И мы в этот пейзаж живыми как бы и не вписываемся».

«В колхозах народ пьёт не больше, чем в городах, как обычно, вы городские, про нас думаете. Между прочим, на этих „пьяницах“ колхоз держится».

О наболевшем (комментарий)
Наболело — высказал. Так можно прокомментировать вышеизложенные монологи жителей Болотчиц. Однако живут люди: кто с жалобами, кто сцепив зубы, а кто с иронической улыбкой на лице. Более предприимчивые пытаются заработать хоть на чём-то. «Хоть на чём-то» отнюдь не значит, что здесь процветает воровство колхозного добра и самогоноварение. Своя земля, домашняя скотина — вот основной кормилец деревни. Они словно в симбиозе — друг без друга зачахнут и погибнут.

Уехали бы?
Как нам кажется, чтобы узнать, доволен ли человек жизнью в том или ином месте, нужно задать вопрос, подобный тому, который мы задали жителям Болотчиц: «Если бы у вас была возможность уехать в город, вы бы её использовали?»

Владимир Жук, полевод: «Отсюда я бы уехал с большим удовольствием. Вообще, я считаю, что на колхозах можно ставить крест. Вы сходите, посмотрите, как колхозники на ферме в жиже болтаются! Разве это работа?! И ладно, хоть бы с этого толк был. А нету!»

Сергей Руденя, ученик: «Я не хочу переезжать в город, у нас в деревне жизнь веселее».
Денис, призывник: «Планы на будущее я с деревней не связываю. Моя цель состоит в одном — устроиться на хорошую работу. Но не во всякий город стоит ехать».

Николай Натточин, пенсионер: «Куда ни езжай — ты все равно пенсионер. А тут, „под домом“, и хлеб, и сахар хоть есть. А так, кому здесь в деревне работать? Молодых мало осталось — уезжают, старые — вымирают. И не всякий приезжий оказывается работящим человеком. Среди них много таких, для кого переезд в колхоз — это свидетельство последней стадии алкоголизма — в городе его уже не берут даже на самую „грязную“ работу. А раньше ведь, работая в колхозе, ответственность люди чувствовали».

И ещё, чтоб не показалось вам, что в деревнях всё так мрачно, поделимся одним наблюдением: в тех же Болотчицах улыбки на лицах людей можно встретить даже чаще, чем в таких многотысячных городах, как Слуцк или Солигорск.

P. S. Благодарим за помощь в подготовке материала Инну Рак и Татьяну Парфенчик.

Алесь Достанко

Другие ретро-новости

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии