Владимир Садин: «Был и остаюсь художником»

0

Известному белорусскому художнику, случчанину Владимиру Садину, 19 марта исполняется 85 лет. О жизни и творчестве мастер рассказал корреспондентам «Кур'ера», которые накануне Дня рождения посетили юбиляра.

Восемьдесят пять лет — это, на Ваш взгляд, для человека много?
— Полагаю, что умеренно. Я бег годов за работой особо не замечал. Моя жизнь в трудах текла ровно. Вот и сейчас что-то делаю, правда, уже иногда. Да и целей каких-то особых перед собой не ставлю.
В прожитой жизни я ничего менять не хотел бы. За свои годы успел и поработать, и повоевать, и художником стать, и учеников воспитать, и денег заработать.
Мне всегда было интересно путешествовать, видеть мир в его многообразии. В этом плане тоже многое удалось. Объездил практически всю Россию, был в Средней Азии. Посмотрел Голландию, Данию, Германию, Португалию, Испанию, Италию, Францию, Японию, Индию, Шри-Ланку, США и Канаду. Как правило, всё увиденное, так или иначе, нашло отражение в моём творчестве. Хотелось бы ещё побывать в Юго-Восточной Азии — это интересный район мира. А в то же время, думаю, хватит ерепениться.

В последние десятилетия мир круто изменился. Как это отразилось на Вашей жизни?
— Все изменения окружающего мира я воспринимал как должное. Перемены должны быть, без них нельзя. Другое дело — результат этих перемен. По моему представлению, главное, чтобы они были на пользу людям. Но это не всегда происходит. Я не драматизировал отдельные события, которые сейчас считают едва ли не катастрофой. Кое с чем смирялся и продолжал работать. А со временем всё вставало на свои места, и жизнь опять налаживалась.

Реклама

То, что многие Ваши ученики стали известными художниками, есть Ваш вклад?
— Когда анализирую результат своей педагогической работы, не скрою: мне приятно. Я многому научил своих студийцев. Главное, наверное, — работе над собой и активности.
Мы ездили по стране, собирали материал, обрабатывали его, посылали на всевозможные выставки и конкурсы. И результат не заставлял себя ждать в виде различных дипломов и иных наград. По- взрослев, каждый из учеников выбрал свою дорогу, свой стиль и жанр в изобразительном искусстве. Но мне всегда интересно видеть их успехи и достижения, впрочем, как и их самих.

Приходилось ли сталкиваться с такой проблемой, как взаимоотношение политики и творчества?
— Я был и остаюсь художником. В политику нос не совал. Как человеку мне, конечно же, интересно, что и где происходит. Всегда читал газеты, смотрел телевизор, но политика меня не интересовала.
В мои дела тоже никто не лез. Не было такого, чтобы мне диктовали, о чём и как писать. Выбор темы я делал всегда самостоятельно. Работал, получал удовлетворение. Идейных картин в моём творчестве не было. Всегда интересовался направлениями художественной жизни, выставками. В этом плане мне приходилось быть в курсе дела профессионально. Что для меня было важным, на то и обращал внимание.

Если говорить об искусстве, то Вы оказались востребованы больше как график. А как же живопись?
— Графика у меня лучше шла, да и денег больше приносила. Правда, сейчас популярность этого жанра пошла на убыль. Он интересен теперь разве что крупным галереям. А душа всегда больше к цвету тянулась — к живописи. Знаете, очень хочется краску помесить. Мне грех жаловаться и на судьбу своих живописных произведений. Многие из них хорошо продавались, закупались музеями и галереями, осели в частных коллекциях.

Пять лет назад в интервью «Кур'еру» Вы говорили о необходимости открытия в Слуцке художественной галереи. В 2005 году она открылась…
— Об открытии галереи я постоянно говорил ещё с середины 1950-х годов. Как видите, этого события пришлось ждать 50 лет. Теперь, думаю, важно, чтобы люди туда ходили.
Вопрос этот надо решать планомерно. Организовывать встречи с представителями трудовых коллективов, учащимися и школьниками. Эти, как раньше говорили, культпоходы сопровождать интересными и познавательными комментариями квалифицированных специалистов. Важными являются и встречи с художниками. Ведь никто лучше не пояснит, почему в своих произведениях он отобразил ту или иную тему.
Мне могут возразить, что такой подход — это принуждение, но я не вижу других путей. Возможно, у людей со временем появится желание быть в курсе культурной жизни, которое перерастёт в потребность. На это уйдёт времени не меньше, чем понадобилось на открытие в нашем городе галереи искусств.

Что Вы в своей жизни ещё не успели сделать?
— Знаю только одно, что человек должен постоянно работать. Я так и поступал всю жизнь. Но, как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. А другой его афоризм советует, что если у тебя бьёт фонтан, то закрой его — дай отдохнуть и фонтану.

Беседовали Сергей Богдашич, Игорь Титковский


Владимир Степанович Садин считает, что за годы своей жизни он успел и поработать, и повоевать, и художником стать, и учеников воспитать, и денег заработать

Справка «Кур'ера»

Владимир Степанович Садин — художник-график и живописец, педагог. Родился 19.03. 1924 г. в деревне Чирково Лунинского района Пензенской области (Россия) в крестьянской семье. После окончания средней школы (1940 г.) обучался в фабрично-заводской школе, получил специальность слесаря по ремонту автомобилей. Работал в Ташкенте. В 1942 году призван в армию. Служил в артиллеристских частях. Участник боевых действий на Курской дуге, в Украине, Белоруссии и Восточной Пруссии. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и другими.
С 1945 года живёт в Слуцке. Работал художником-оформителем в ряде организаций, а с 1966 г. — в Слуцком филиале Минской художественной мастерской Художественного фонда БССР. Параллельно — руководитель созданной им при Доме пионеров студии изобразительного искусства и живописи. В 1953 г. окончил заочное отделение рисования Всесоюзного дома народного творчества в Москве. В 1964 г. вступил в Союз художников СССР. Отличник народного образования (1985 г.), заслуженный работник культуры БССР (1985 г.), почётный гражданин Слуцкого района (2006 г.), участник многих выставок в Белоруссии и за рубежом. Вялікія клопаты малога горадаРаботы художника хранятся в многочисленных музеях и галереях Беларуси, России и других стран.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии