Граффитчики — художники или вандалы

0

Я с трудом добываю номер мобильного телефона одного из солигорских бомбёров.

— Привет. Готовлю статью для газеты о граффити, не мог бы мне помочь?
— Привет, не вопрос, подходи к стене, где мы будем рисовать…

Увидев меня, парень краснеет: «Извините, думал опять материал для школьной газеты, а тут так всё серьезно. Наверное, ваша затея напрасна, такую статью не поставят… Да и снимать нас не надо, и имена с фамилиями называть. Почему? Потому что вы недооцениваете нашу милицию.»
Мой собеседник Vanes — стильный парень, высокий и статный. В этом году после окончания школы он попробовал поступить в столичный вуз на факультет дизайна, но не прошел по конкурсу. Потому решил осваивать профессию маляра. В принципе, две эти профессии довольно тесно связаны с увлечением Vanes’a граффити. Vanes не собирается отступать от своей цели получить высшее образование. Он уговорил родителей нанять ему репетиторов по истории и русскому языку и в следующем году снова попробует поступить.

Реклама

Дорогое увлечение
— В Солигорске старшие ребята, которым уже третий десяток пошел, обучают этому искусству нас, молодежь, — рассказывает мне Vanes. — Надо много чего знать. Какую технику использовать, как краску подобрать, какая лучше, где купить её дешевле. Это очень дорогое увлечение. Баллон краски стоит 15 000 рублей, а на большую работу потратишь 6 или 7 баллонов.

— Скажи, а что хотят сказать своими работами райтеры?
Vanes оскорбляется:
— Если кому-то непонятен смысл этих работ, то это его проблемы. Часто в них высмеиваются пороки общества или негативные человеческие качества. Иногда надписи делаются с юмором. Кто-то лезет в политику. Это не про меня. Я люблю, чтобы было красиво… Да вы возьмите обычные картины. Что хотят сказать ими художники? Как они видят мир! Вот и тут то же самое: мы показываем себя, свои чувства, мысли. Если я нарисую это на листе в альбоме, кто увидит? А если распишу стену, люди скажут: «Как красиво. Была белая стена, а сейчас — произведение искусства!».
А, вообще, сколько райтеров, столько и мнений. У каждого из ребят свой стиль. Посмотришь на новую работу в Солигорске и уже знаешь, чья она. Даже цвета у нас любимые есть. Мне нравятся розовый, голубой и синий.

— А где работают солигорские райтеры сейчас?
— В последнее время мы стараемся рисовать за городом. Например, когда по железной дороге едешь в Солигорск, нашу живопись можно увидеть на стенах заборов возле первого рудоуправления.

«Бомба» за 5 минут
— Чем привлекают тебя граффити?
— Я рисковый человек, тянусь к необычному. Знаете, какой адреналин, когда работаешь один ночью. А если с командой делаешь «бомбу», словно на иголках. Только бы никто не заметил! Темень, фонарики, баллоны. 5 минут — «бомба» готова, мы убегаем… Главное придерживаться правила: не рисовать на стенах возле дорог, потому что по ночам там много милицейских машин.

— А если бы райтерам выделили «легальную» стену, рисовали бы вы на ней?
— Рисовали бы, хотя это не так интересно. Один из наших парней как-то официально расписывал в городе стену возле кафе «Сладкоежка». Здорово, конечно, но накануне юбилея Солигорска ее закрасили… Я заметил: стоит что-нибудь нарисовать — сразу кто-нибудь работу испортит, что-то подрисует, измажет. Или коммунальные службы совсем уберут.
Райтеры прекрасно помнят слова известного би-боя «Хитрость в том, чтобы нарисовать там, где они не достанут. И когда Вавилон падёт в огне, останется свидетельство того, что не все здесь были болванами»…

— Я не верю, что всех других, кроме бомберов, ты считаешь болванами.
— Конечно же, нет. Где бы мы ни нарисовали — везде достают…

Гараж для папы
— А у тебя были какие-то «легальные» работы?
— Да, недавно отец позволил мне расписать свой гараж, и я отобразил своими любимыми цветами его имя. Отец долго пытался разглядеть в этом хитросплетении буквы, но заметил их с трудом. Потом признался мне, что такой веселый необычный гараж ему пришёлся по душе. Я благодарен своим родителям за то, что они нормально относятся к хип-хопу и понимают меня.

— Представь, ты вырос, воспитываешь сына, и он признается тебе, что увлекся граффити. Будешь его понимать?
— Ну и вопросик. Это очень опасно. Буду волноваться за него. Смотря, где он будет рисовать…

— Ты можешь представить себе, что перестал заниматься граффити?
— Нет, тогда моя жизнь станет неинтересной. В ней образуется белая дыра.

— Почему белая?!
— Как стена, — прощается со мною Vanes.
***
У меня странное чувство после интервью. Я понимаю парня, и мне приятно смотреть на некоторые работы граффитистов. Вероятно, их искусство заслуживает понимания. Но, как в любых кругах, среди этих бомбёров тоже есть разные: кто-то искренне хочет, чтобы стало красиво, а кто-то мечтает испортить то, что красиво… Потому граффити — это та часть молодёжной хип-хоп культуры, которая никогда не будет восприниматься однозначно. Но ведь произведения искусства для того и создаются, чтобы разбудить в нас какие-то чувства.

Маргарита Ветрова

История граффити
Vanes рассказывает мне, что граффити — одно из направлений хип-хопа. Как и когда оно появилось? В 1970 году негритянский 16-летний парнишка Деметривс из Нью-Йорка решил «самовыразиться» не совсем стандартным способом. Своей кличкой Taki 183 он исписал такое количество стен в городе, что стал знаменитостью. Первые надписи граффитистов («тэгги») были примитивными, представляли собой псевдонимы ребят и номера их улиц или домов. Средства изображения тоже были почти первобытными: в конструкцию, помимо маркеров и копирки, входили иногда даже старые носки…
Граффити развивались стремительно. Вскоре появились пульверизаторы, тэгги стали рисовать в цвете, а простые надписи сменили замысловатые картины. Причем, райтеры (так тоже можно называть этих ребят) освоили не только стены, но и общественный транспорт. Еще бы, ведь на вагоне метро или на автобусе твое «искусство» увидит большее количество ценителей, чем на неподвижной стене. После этого общество посчитало бомбёров хулиганами, начались гонения… Но именно в этот период бомбёры стали работать наиболее продуктивно, а граффити распространились по всему миру.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии