Легенды и были Мир-Горы

0

Мир-Гора находится посреди леса в километре от деревни Сороги Слуцкого района. Издали она почти незаметна, но со всех сторон на её вершину ведут дорожки. Это место издавна почитаемо. Хорошо знают о нём жители Слуцкого, Стародорожского и Любанского районов, которые считают Мир-Гору своей достопримечательностью. Вероятно, по причине того, что расположена она на стыке трёх районов, а, может быть, и потому, что некогда эти земли входили в состав Слуцкого княжества и основные легенды, связанные с горой, приходятся на его славные времена. А легенд вокруг Мир-Горы ходит немало.

Но сначала попробуем разобраться в сведениях о Мир-Горе, имеющихся в научной литературе.

Реклама

С точки зрения науки

Просмотр археологических справочников много информации не даёт. Да, учёные осматривали и описывали это место, но раскопок здесь никто из них не проводил. Этим в разные временазанимались «чёрные» копатели, воодушевлённые впечатляющими легендами.

Один из патриархов белорусской археологии Георгий Штыхов ещё в начале 1970-х годов предположил, что Мир-Гора — это городище периода железного века (для Случчины это период VI в. до н. э.-I в. н. э.) Более поздние исследователи подтверждают, что это, на самом деле, городище так называемого болотного типа (в литературе его название — Сороги I).

Для читателей поясним: городища древних жителей Беларуси периода железного века делятся на три основных вида: мысовые, расположенные по берегам рек или в месте их слияния (яркий пример — древнее городище на месте Слуцка); насыпные, созданные людьми в удобных для проживания местах и имеющие треугольную или прямоугольную форму (образцом может служить городище у деревни Ивань); а также болотные, возникшие в результате природных процессов, например, движения ледника.

В городищах болотного типа, к которым учёные относят и Мир-Гору, практически никогда не встречаются богатые или более-менее значимые археологические находки, потому что люди их не использовали в качестве места постоянного жительства. Но здесь всё же регулярно бывали. Мир-Гора — некогда возвышенность среди болот и густого леса — служила местом убежища жителей во время военных конфликтов или других лихолетий. Здесь прятали скот и создавали тайники с запасами продовольствия. Болтать о её нахождении местный люд, ясное дело, себе не позволял. Можно предположить, что и дорогу к убежищу знали немногие.

Представления о святости горы зарождались не только, как о месте чудесного спасения. Вероятно, гора одновременно являлась святилищем, своеобразным языческим храмом под открытым небом, где совершались религиозные обряды. В литературе называются и другие функции древних святилищ: это были места, где лечили раненных и больных. То есть, Мир-Гора почиталась местными обитателями по разным причинам.

По крайней мере, эти обстоятельства стали своеобразным фундаментом для возникновения легенд более позднего периода. Кстати, в окрестностях городища находится большое количество курганных могильников (более сотни), также относящихся к периоду железного века. Вместе всё это образует целый комплекс-памятник древних обитателей здешних краёв. Жаль только, что время и хозяйственная деятельность людей сильно его изменили.

Что говорят легенды

Без сомнения, носителем святости Мир-Горы выступали местные жители. Разные поколения создавали и разные легенды. С исчезновением людей, контролирующих почитание святыни, происходил распад сюжета той или иной легенды или же их наслоение. Наиболее раннее сказание со слов местных жителей было записано слуцкими краеведами в 1920 годах и опубликовано в первом сборнике Слуцкого общества краеведения в 1930 году.

Давным-давно в здешних местах звенели мечи: два князя-соседа никак не могли ужиться. Не раз их дружины ходили одна на другую. В междоусобной войне по склонам горы лилась кровь… Однажды князья решили встретиться на горе без оружия и, в результате, заключили мир. Отсюда и пошло название Мир-Гора.

Похожих легенд почти с идентичным сюжетом в разных местах Беларуси, России и Украины много. И все они не имеют чётких временных границ. Единственная зацепка для сороговской — это опять же период железного века. Район Сорог в те времена являлся пограничной территорией различных племён, то есть, он являлся конфликтной зоной.

Более позднее сказание, которое придало Мир-Горе ещё большую известность, относится уже к началу XVII века.

До 1933 года на горе стояла Покровская церковь. Построена она была во времена Софии Слуцкой, последней из рода Олельковичей. По преданию, на сосне, которая росла на вершине горы, однажды явился чудотворный образ Богородицы, и именно поэтому княгиня распорядилась построить тут деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Вероятно, тогда возникла и местная традиция — проводить у горы осеннюю ярмарку. Опросные листы 1924 года по Бобруйскому уезду свидетельствуют, что на Покров (14 октября) сюда собирались люди с окрестных деревень на поклонение «Божьему пеньку», который остался от святой сосны. На пенёк приносили пожертвования: масло, сыр, мёд, полотно. Ярмарочная традиция сохранялась вплоть до 1950-х годов, а с помощью местной власти постепенно переросла в праздник, чем-то напоминающий современные «Дажынкі». В этот день здесь награждали трудящихся колхозов, победителей социалистического соревнования.

По рассказам сороговских старожилов, церковь на горе ещё до революции окончательно обветшала и разрушилась. Местные жители на склонах стали находить иконы, а по деревне пошла молва, что на горе якобы «являются» образа. Тогда православные христиане стали собирать деньги и всем миром построили новую церковь.

В 1933 году в Сорогах произошёл трагический случай. Бандитами 7 ноября был убит местный парень Пётр Гуринович. Жители пришли к мнению, что преступники могли укрываться в церкви на Мир-Горе, и решили её разобрать. Этот шаг вполне вписывался в атеистическую политику тогдашних властей. Из брёвен церкви в деревне соорудили зерносклад. В конце 1990-х годов верующие воздвигли на горе крест. В 2004 году на Мир-Горе побывал митрополит Минский и Слуцкий Филарет и отслужил там молебен.

Третья легенда относится ко временам Северной войны. Здесь, якобы проездом, был Пётр I и отдыхал на Мир-Горе, заключив перемирие со шведами. Ничего с исторической реальностью эта легенда, на самом деле, не имеет. Мы видим пример того, как более позднее событие наслоилось на сказание предыдущих времён (о враждующих князьях) и зазвучало в интерпретированном варианте.

Уфологический момент

Материал о Мир-Горе будет неполным, если не упомянуть, что со своих позиций её уникальность пытались объяснить местные уфологи.

В конце 1990-х годов члены слуцкого неформального клуба «Наследие» через прессу обратились к жителям района с просьбой поделиться информацией об увиденных ими НЛО.
Большинство сообщений было признано игрой людской фантазии. Однако из потока информации выделялись три сообщения о светящихся оранжевых шарах над Мир-Горой. Члены клуба организовали туда поездку. В результате у подножья горы было найдено 8 камней с необычными вкраплениями, расцененных уфологами как свидетельство о наличии здесь следов неизвестной и высокоразвитой древней цивилизации.

Вкрапления, внешне напоминающие следы металлических деталей, не поддавались механической обработке даже алмазным инструментом, а сделанные на них надписи карандашом и фломастером через несколько минут исчезали. Специалисты из Института истории Академии Наук РБ сделали заключение, что вкрапления — это, скорее всего, следы окаменевших древних морских животных, а возраст камней — примерно 200−250 миллионов лет. Однако местные уфологи настаивают на своей версии.

По их мнению, под горой, возможно, скрыты даже остатки пирамиды. Этим они объясняют и появление над горой НЛО. Среди других интересных находок в этом районе — опять же камни со следами. Один из случчан три года назад принёс их несколько десятков в Слуцкий краеведческий музей. Комментарий учёных: это окаменелости древних животных.

Сторонники наличия в районе Мир-Горы ряда необъяснимых явлений считают это место, по крайней мере, аномальной зоной.

Схема расположения Мир-Горы

Комментарии: будем признательны за ваши отзывы.

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.