По следам иконы Пресвятой Богородицы

1

Вслед за вышедшей публикацией «Абразы цудатворныя», в которой шла речь о почитаемых ранее на Случчине чудотворных иконах, редакция получила письмо Ольги Борисенко, сестры милосердия Свято-Елизаветинского монастыря города Минска, студентки Белорусского государственного университета, исторического факультета, которая по благославлению Владыки Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси, занимается сбором сведений о прославившихся в древние времена на белорусских землях чудотворных иконах. В письме более подробно говорится об одной из упоминаемых в нашей публикации икон — иконе Матери Божией «Забельская», об истории забельской Успенской церкви, приводятся воспоминания старожилов. Надеемся, что предоставленный материал заинтересует читателя, а также внесёт свою лепту в раскрытие и сохранение интересных страниц нашей истории.

В Слуцком районе среди тенистых садов приютилась небольшая деревенька Забелы. Сегодня от процветавшего некогда села осталось лишь 7 дворов. В центре деревни, где раньше стояла церковь, сейчас пустырь. Место это можно найти по старым липам, печальный шум которых словно пытается поведать нам события давно минувших дней.

Реклама

Когда-то село Забелы было широко известно, благодаря месточтимой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Забельская». О явлении чудотворного образа до наших дней дошло два предания.
Одно из них зафиксировано архимандритом Николаем в «Историко-статистическом описании Минской епархии…». Более подробно оно изложено в приложении к «Минским епархиальным ведомостям» — «Описании церквей и приходов Минской епархии…» 1879 года.
Предание гласит, что в давние времена в окрестностях села Забелы свирепствовал падёж скота. Бедному крестьянину по фамилии Забело несколько раз во сне являлась Божия Матерь, которая велела пожертвовать на убой своего единственного вола, а кожу отнести в Слуцк живописцу, чтобы он написал указанный крестьянину во сне образ.
Повеление Богородицы Забело исполнил и понёс кожу в Слуцк. У входа в город его встретил незнакомый живописец. Когда поселянин начал рассказывать о цели своего пришествия, живописец, не дав ему окончить, взял кожу и сказал: «Я знаю, для чего ты пришёл и какую нужно написать икону». Икона была написана. С тех пор падёж скота в селе прекратился и больше не повторялся.
Другое предание сохранили старожилы окрестных деревень. В частности, Мария Савельевна Калиновская рассказывала, что неподалёку по болотистой местности протекал ручеёк. По нему-то и приплыла икона Пресвятой Богородицы. В память этого события на возвышенности построили небольшую церковь, где разместили обретённую икону, а через некоторое время воздвигли новый храм, который просуществовал до 30-х годов прошлого столетия.
На основе записей в «Книге визитов греко-униатских церквей Несвижского и Клецкого деканатов за 1784 год» можно предположить, что образ Богоматери был обретен в XVII веке. В то время забельская церковь была униатской. В ней находилась книга, где рассказывалось о явлении иконы и описывались случаи чудесной помощи Божией Матери после молитвы перед Забельской иконой с 1656 по 1675 год.
В 1662 году униатский митрополит Габриэль (Гавриил) Коленда дал Иосифу Забеле разрешение на строительство новой церкви и размещение в ней чудотворной иконы Царицы Небесной. В тех же документах отмечено, что на иконе был серебряный оклад и две серебряные короны. А в «Описании церквей и приходов Минской епархии…» сказано, что в храме хранилось Евангелие с надписью, оставленной неизвестным автором о том, что к 1666 году на ней уже были привески, свидетельствовавшие о чудесной помощи Пресвятой Богородицы.
О том, как выглядела Забельская икона Богоматери говорится в «Описании церквей и приходов Минской епархии…»: «Икона писана на воловьей коже, кроме лика Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на ней по темно-бронзовому фону по сторонам изображены ещё — с одной стороны Крест и св. Николай, с другой — прпп. Иоаким и Анна, св. Елисавета и свв. Апостолы; риза на иконе серебряная, надписи никакой не находится; длина около 2 арш., ширина 2 арш. 6 вершков; на ней находится 43 серебряных низкопробных привесок, а раньше при ней хранились костыли, оставленные исцеленными хромыми».
О том, что икона широко почиталась по всей округе, свидетельствуют и рассказы старожилов о многочисленном стечении народа в день празднования Успения Богородицы. Геннадий Поликарпович Акулич, вспоминая рассказы своего отца, поведал о том, что «людзі стаялі не толька ў сяле, але і наўкол сяла павозкі стаялі ў некалькі радоў да самага вечара ў святочны дзень».
После установления Советской власти начались гонения на церковь. В начале 1930-х годов Успенский храм села Забелы был закрыт, а затем разрушен. Жительница деревни Шведы Лидия Викторовна Якимчик хорошо запомнила тот день: «Была нядзелька, сонейка свяціла, і яны сабраліся ўсе, гэтыя парційцы, і ўжо так званілі, так званілі, ну, а сяляне плакалі». При закрытии храма иконы и утварь вынесли из церкви. Часть из них сожгли, а часть удалось спасти местным жителям. Однако безбожники, пройдя по домам, некоторые спасённые иконы забрали.
Память о святыне жива в сердцах людей. Жители окрестных деревень ещё долго после разрушения храма собирались 28 августа в Забелах и, по словам Александра Алексеевича Москалевича, «спраўлялі фэст». А рассказы о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и Успенском храме передавали из поколения в поколение. Александр Алексеевич также рассказывал, что список с Забельской иконы Богоматери находился в часовне деревни Шищицы. Но в годы гонений часовня была разрушена, а о самом образе сведений не сохранилось.
Сегодня о судьбе чудотворной иконы, к сожалению, ничего не известно. Но, к счастью, некоторые иконы из забельского храма уцелели. Среди них выносная икона, написанная на жести. История «обретения» её следующая.
В деревне Карачовщина в старом заброшенном доме хранились иконы и утварь из закрытых церквей. В 2000 году об этом стало известно священнику отцу Александру, настоятелю храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Греск. Он вместе с матушкой Людмилой поехал туда, чтобы перенести их в храм. К сожалению, большинство икон и утвари пришло в полную негодность, удалось спасти лишь 4 иконы, писанные на жести. Среди них оказалась и выносная икона, на одной стороне которой изображён Казанский образ Пресвятой Богородицы, а на другой — Георгий Победоносец. Из-за плохих условий хранения краска на иконе осыпалась, местами проступила ржавчина, реставрировать её никто не взялся.
9 апреля 2005 года Казанская икона Божией Матери замироточила, а затем стала обновляться. В 2008 году жительница деревни Шведы Лидия Викторовна Якимчик попала в больницу села Греск. Придя в местную церковь, она увидела Казанскую икону Богоматери и вспомнила, что эта икона находилась в Успенской церкви села Забелы и всегда выносилась на крестные ходы. Лидия Викторовна рассказала, как во время крестных ходов люди становились на колени и над ними проносили Казанскую икону Богоматери. Некоторые богомольцы после этого исцелялись от телесных недугов.
В настоящее время икона находится в храме села Греск. Сейчас там возрождается традиция крестных ходов с выносной Казанской иконой Богоматери, во время которых образ проносится над стоящими на коленях богомольцами.

Ольга Борисенко

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии