Когда далеко позади остались годы военного лихолетья, о Великой Отечественной войне хочется знать всё больше и больше. Знать о её героях, живых и павших, с честью защищавших нашу Родину. К сожалению, живых свидетелей войны становится всё меньше. Уходят из жизни фронтовики, партизаны и подпольщики, унося с собой страницы своей жизни.
В годы войны в районе деревень Новое Гудково — Рыжица — Волошево находился когда-то аэродром, и, разумеется, эти места буквально изобиловали различными боевыми событиями, о которых нам, послевоенной детворе, рассказывали родители и земляки.
Собирая в немецкие каски винтовочные и автоматные патроны, которыми были усыпаны земли этих деревень, мы, дети, живо представляли их рассказы в действительности и гордились нашими односельчанами.
С течением времени мне казалось, что о военной жизни своего края я знаю почти всё. И вот совсем недавно узнал, что на горе, за аэродромом, у шоссе Слуцк — Старые Дороги, был немецкий лагерь, где содержались военнопленные красноармейцы. Об этом мне рассказала бывшая связная отряда им.Будённого Валентина Ивановна Янович, получившая в 1943 году задание от партизан — наладить связь с пленными красноармейцами и лагерной охраной, в которую, в большинстве своём, входили местные полицаи.
Свои в стане врага
Валентине помог случай. Знакомая учительница познакомила её с чешским офицером Юрой (так его звали на наш лад). Через некоторое время Янович пригласила его к себе в гости. Когда офицер переступил порог хаты, Иван Васильевич, отец Валентины, поприветствовал гостя: «Вечер добрый, пан офицер!» — и Юре это очень не понравилось: «Мы, чехи, уже столько лет под фашистским гнётом. Какой же я пан?». С того момента отношения с этим чешским офицером стали более доверительными.
Через некоторое время Юра познакомил Яновичей с охранниками лагеря Иолем Лазаревым и Николаем Алейниковым. Через них Валентина передавала листовки и сводки Совинформбюро пленным красноармейцам.
На вооружении Яновичей был и ещё один способ передачи листовок в лагерь. Среди пленных оказался красноармеец, который был хорошим закройщиком и мог шить любую одежду. Немецкая охрана и солдаты из инженерных войск пользовались его услугами. Охранник-немец приводил этого портного к Яновичам, у которых была швейная машинка «Зингер», и тот шил одежду, в основном, детскую. Немцы отсылали её домой, в Германию, своим детям.
Валентина не упускала такие случаи и передавала вместе с портным листовки. Это было не очень опасно, потому что её отец, как гостеприимный хозяин, так угощал охранника самогоном, что и его, и его винтовку пленный волочил на себе до самого лагеря. Приказа уничтожать охранников не было: нужна была связь.
К августу 1943 года Валентина установила хорошие связи с охранниками и красноармейцами и уже ждала нового задания, которое, как она догадывалась, заключалось в организации побега пленных красноармейцев. Но тут случилось непредвиденное…
Новые действующие лица
Чтобы продолжить свой рассказ, я хочу вернуться в 1941 года и познакомить читателя с новыми действующими лицами этой истории.
В 1941 году в сторону Бобруйска шли и шли беженцы. Местные жители им помогали продуктами и одеждой. Однажды в д.Волошево пришли две молодые женщины с детьми. Их накормили, обогрели. Как оказалось, это были жёны офицеров из Брестского гарнизона.
У одной из них, Паши Журавлёвой, было двое деток, у второй, Юли, — сынок. Был он очень болен. Из-за него-то женщины и остановились в деревне и не пошли дальше. Этого малыша лечили, как могли, всей деревней — и травами, и молитвами. К осени Юлиного сыночка не стало.
Паша с детьми и Юля остались в деревне. Зарабатывали на жизнь тем, что помогали людям пилить и рубить дрова, работать на огороде. Поселились они в небольшом закутке при свинарнике, где и жили до августа 1943 года…
Освободили солдат, захватили пулемёт
Этот день Валентина Янович помнит до сих пор. 13 августа 1943 года ей повстречался на улице охранник Алейников, передал некоторые сведения и, как-то подозрительно взглянув на неё, добавил: «А завтра Макавей!».
Наутро всполошилась вся немецкая охрана: с вышки пропали охранники Лазарев и Алейников, прихватив с собой пулемёт и ящик патронов. Вместе с ними из лагеря исчезли и с пару десятков красноармейцев.
С того дня в деревне больше никто не видел ни Пашу с детьми, ни Юлю.
Таким был план
Сегодня Валентина Ивановна может только догадываться, почему ей не доверили довести это дело до конца. После исчезновения охранников, с которыми часто видели Валентину, ей не удалось бы избежать ареста. Не пожалели бы и отца, Ивана Васильевича.
О том, что Паша и Юля были активными организаторами побега, Валентина Ивановна узнала уже после войны. Это они помогли охранникам снять с вышки пулемёт и ящик с патронами.
Освобожденные военнопленные попали к партизанам — в отряд им.Кирова, который из-за многочисленности разделился впоследствии на два отряда.
Новобразованный Матросовский отряд (так его называли партизаны) действовал на территории Гресского, Узденского и Копыльского районов, некоторое время базировался под д.Хорошево.
Михаил Тарасевич
P.S. Если кто-то знает или помнит эту историю, отзовитесь! Где вы, Алейников, Лазарев, Журавлёва, Юля?