Заговор от пьянства, или Проделки режиссёра

На сцене Слуцкого Дворца молодежи режиссер Валерий Гуринович поставил собственную пьесу о пьяницах и трезвенниках. Сюжет спектакля под названием «Проделки Бахуса» одновременно и банален, и оригинален.

Жил-был Ваня
Жил-был в Слуцке мужик Ваня. Когда он напивался — а делал он это регулярно — то видел зелёных человечков. «Ещё он видел чёртиков хвостатых и женщин, почему-то бородатых. И крокодильчики гуляли по квартире, а домовой… Он жил в его сортире!».
В Иване, главном герое спектакля, зрители без труда узнают своего соседа-выпивоху. Также узнаваема и троица ребят, «зависающая» с пивом на лавочке (исполнители — Галина Евсей, Татьяна Огородникова и Артём Степанюк). Точь-в-точь как в городском парке или на набережной.
Еще приятно и близко каждому то, что боги не уступают в умении пить простым смертным, пришедшим на спектакль. Появление на сцене бога Бахуса (в исполнении Валерия Гуриновича), допившегося до того, что и солнышко не светит, вызвало у самой юной зрительницы — девочки лет шести — крик ужаса: «Мамочка, я боюсь!».

Реклама

Разборки Бахуса
Хмельное божество почуяло в Слуцке нетрезвый дух и решило «завязать», одновременно объявив непримиримую борьбу с пьянством других. Бахус обращает в воду самогон, едва не объявив сухой закон. Пришлось послушать Диогена (Дмитрий Карбалевич), философа из бочки, убедившего полубога в сладости запретного плода: «Пить запретишь — сильней запьёт народ». Чудеса на этом не заканчиваются: суррогат Бахус превращает в бензин и соляру и напрочь уничтожает водку.
На протяжении пьесы происходит превращение самого Бахуса: вместо любителя вина и развлечений перед зрителями предстаёт едва ли не доктор Хадоркин, излечивший от пагубной страсти Ивана (в исполнении Олега Гуриновича). В результате метаморфоз, проделанных Бахусом, народ идёт к самогонщицам (в исполнении Жанны Сенюк и Ольги Шуманиной), торгующим палёной водкой. Ей и травятся семеро молодых людей в финале. Мыслитель из бочки подводит итог: «Чтоб народу с пьянством завязать, не чудо надо: каждому понять, что жизнь одна и чтоб её продлить — растить, творить, производить и жизнь по-настоящему ценить, а значит, трезвым добровольно быть».

Агитка в стиле «Авангард»
Валерий Гуринович, режиссёр театра миниатюр «Стэмплер», сценарист и исполнитель роли Бахуса, показал нам образец классического агиттеатра, имевшего массовое распространение в СССР. Как и полагается, спектакль был построен в соответствии с жанром «агитки» — на современном злободневном материале, а основу его составляли драматические, музыкальные и хореографические миниатюры. Валерий Гуринович признался корреспонденту «Курьера», что написать сценарий его сподвиг социальный заказ.
— Во-первых, в клубных учреждениях есть такой раздел работы, как пропаганда здорового образа жизни, — сказал Валерий. — А во-вторых, в наших методкабинетах вы по этой теме сейчас ничего не найдёте. Поэтому я пошёл по самому сложному пути — написал пьесу сам.
Режиссёр откровенно признался нам, что сам к алкоголю не равнодушен.
— Как и всякий нормальный человек, я люблю выпить, — признался Гуринович. — И в этом нет ничего предосудительного. Другое дело, что я могу управлять этим процессом. Кстати, во время работы над антиалкогольным спектаклем в коллективе не было выпито ни грамма спиртного.

Гуринович сделает из вас артиста
Театр миниатюр «Стэмплер» появился полгода назад, и «Проделки Бахуса» — его первая премьера. Студия живёт под крышей Дворца молодёжи, а о своих актёрах Валерий Гуринович отзывается не как тиран-режиссёр, а как педагог. Он чем-то напоминает Евстигнеева в роли руководителя народного театра из фильма «Берегись автомобиля», рассуждавшего о том, как хорошо играла бы Ермолова, если бы днем стояла смену у шлифовального станка.
— Пускай ребята не владеют актёрским мастерством на профессиональном уровне, но они искренни, они стараются, — говорит Гуринович. — Если сравнить тех парнишек и девчонок, которые полгода назад пришли в театр, и сегодняшних, то замечаешь, что они стали совсем другими: богаче духовно, интереснее для себя и для окружающих. Навыки актёрского мастерства всегда пригодятся: они сумеют себя правильно подать, а это пойдёт на пользу и в карьере, и в личной жизни. Даже телевизор ребята смотрят по-другому, открывая для себя новые детали, на которые раньше не обратили бы внимания.

А, может, завязать?
Работая над антиалкогольной пьесой, Валерий Гуринович консультировался у Ольги Тарасовой, врача-нарколога Слуцкой поликлиники: «Я спросил: «У меня в финале спектакля семь человек отравились «палёнкой». Случается ли у нас такое?». Врач подтвердила, что в Слуцке тоже травились палёной водкой и рассказала, что среди молодёжи прогрессирует пивной алкоголизм.
«Для начала человек должен признаться самому себе: «Да, я болен, я алкаш», — считает Гуринович. — Сколько я знаю людей, которые отмахиваются: «Я могу пить, а могу и не пить. Какой из меня алкоголик?». Так и хочется им крикнуть: «Подожди, парень! Если ты утром идёшь похмеляться, то ты, однозначно, алкаш. Если ты будешь так к себе относиться, то не заметишь, как сопьёшься. Очень хочется, чтобы хоть несколько человек после спектакля задумались: «А, может, на самом деле завязать?».

Татьяна Гусева

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии