«Мои артисты лучше всех»

0

Евгений Сокольский откровенно рассказал «Кур'еру» о себе и признался, что актёры руководимого им Слуцкого народного театра драмы и комедии имени Голубка ни в чём не уступают актёрам, скажем, театра на Таганке.

— На мой взгляд, артисты самодеятельного театра интересны тем, что они живут своей жизнью и приходят на репетицию как на праздник, — сказал нам Евгений. — Каждый человек время от времени имеет потребность оторваться от быта. У наших актёров такая возможность есть. Слесарь может перевоплотиться в Гамлета, а доярка побыть Анной Австрийской. Когда работа в театре становится профессией, человек погружается в обычную рутину. Он приходит в театр и говорит о зарплате. Я знал многих актёров-циников, которые говорили: «Сколько платят, настолько и выкладываемся на сцене». А в народном театре это считается пошлым. Поэтому мне больше нравится любительский театр, нежели профессиональный. Думаю, что любительский театр и не должен претендовать на профессиональный статус. Он может быть профессиональным по своей творческой сути .

Реклама

Времена
В начале 90-х, когда Евгений Сокольский начинал свою карьеру режиссера, учреждения культуры были бедны, как церковные мыши.
— У нас не было ни костюмов, ни декораций, ни аппаратуры, — вспоминает Евгений. — В Полоцке, где я руководил театром, моих актёров знали везде: на свалках, на стройках и в секонд-хэнде, потому что всё, что нормальный человек в жизни не может носить, в театре пригодится. Скажу больше. Чтобы раздобыть театральный реквизит, мы гнали самогон, и за жидкую «валюту» приобретали необходимое. Сейчас в Слуцком ДК мы, конечно, самогон не гоним, потому что времена стали другими. У нас есть и музыка, и декорации, и костюмы. Но есть и другие нюансы. Когда я работал в Витебском театре, были спектакли, которые просто не дошли до зрителя. Люди вообще не ходили в театр. Представьте себе зал на тысячу мест. Премьера спектакля «Генрих VI» по Шекспиру, в котором была занята едва ли не вся труппа театра — 60 человек. Увидев в зале не более двадцати зрителей, мой коллега сказал: «Ничего, сегодня нас больше: мы победим».

Режиссер
Сокольский уверен, что ставить хорошие спектакли можно и без больших затрат.
— Я никогда не трачу лишних денег, — признался нам режиссер. — Я всегда говорю актёрам: «Ребята, давайте сыграем на «голой» сцене. И если зрители в зале не заметят отсутствия музыки и декораций, значит, спектакль удался. Пусть музыка будет в словах, в отношениях между персонажами. Пусть декорациями будет чистый воздух. Костюмы не должны мешать, ведь за шикарными костюмами можно спрятаться. Я «оголяю» актёров изнутри. Короля можно сыграть и без мантии.

Актер
Сокольский считает, что хороший режиссер, прежде всего, должен быть актером.
— Я изначально актёр, — сказал нам Евгений. — У Станиславского есть такое понятие — «я в предлагаемых обстоятельствах». Вне зависимости от того, чем приходится заниматься: вести концерт, конкурсную программу или дискотеку — я воспринимаю это как очередную роль и существую в предлагаемом обстоятельстве. Известный артист Георгий Милляр, игравший Бабу-Ягу в советских фильмах-сказках, говорил, что актёр — это кладбище несыгранных ролей. Режиссер вынужден воплощаться в каждую роль, которую играют актёры.

Призвание
Евгений всегда был уверен, что театр делает людей лучше.
— Театр меняет и зрителя, и актёра, — говорит Сокольский. — Энергетика каждой сыгранной роли остаётся в душе артиста. Так происходит и со мной. К примеру, исполнив центральную роль в спектакле «Коварство и любовь» по Шиллеру, я перестал видеть жизнь в чёрно-белых тонах и избавился от максимализма. Сегодняшний зритель испорчен дешёвыми мыльными операми и бандитскими сериалами. А с другой стороны, он избалован хорошими фильмами. У зрителя есть выбор. И если нам удаётся заманить его в театр, это уже достижение. Зритель ищет в театре то, чего ему не хватает в жизни. Людям ведь всегда не хватает романтики, красоты в отношениях. Кому-то не хватает справедливости. Полностью удовлетворёнными бывают только сумасшедшие. На мой взгляд, искусство не обязательно должно отображать жизнь такой, какая она есть — оно должно быть «над». Не нужно опускаться со сцены в зрительный зал. Надо зрителя поднять до уровня сцены.

Премьеры
Напоследок Евгений Сокольский открыл нам тайну предстоящих премьерных показов.
— В мае состоится премьера спектакля «Кто там стрелял» по пьесе Александра Володина «Две стрелы», — поделился с нами режиссер. — Сам автор определил жанр пьесы как «детектив каменного века». Мы же покажем зрителям историю о том, как силы одного племени решили сделать военный переворот, и к чему это привело. Этот спектакль заставит зрителя задуматься о справедливости, о том, что правда — не в силе и предательстве, а в любви и дружбе. Ещё одну премьеру — инсценировку белорусского водевиля по пьесе Дунина-Марцинкевича «Залёты» («Сватовство») — случчане, скорее всего, увидят в начале осени.

Случчина театральная
По информации районного Центра народного творчества, всего в Слуцком районе действует 33 театрально-драматические студии. В числе самых известных — Народный театр драмы и комедии имени Владислава Голубка (режиссёр Евгений Сокольский) и Театр драмы и комедии «Папараць-кветка» (режиссёр Олег Пинчук). Оба театра работают в ГДК и в прошедшем году становились лауреатами различных театральных фестивалей, как и Детский театр кукол «Батлейка» при Центре эстетического творчества учащихся. В 2006 году эта студия дважды была отмечена дипломами за сохранение традиций белорусского батлеечного театра.
Действуют театральные студии и при других учреждениях культуры: в Молодёжном центре — Театр «Игра плюс» (руководитель Андрей Шуманский), во Дворце молодёжи — Театр миниатюр «Стэпмлер» (режиссёр Валерий Гуринович). Кстати, в апреле состоится первая премьера «Стэмплера». Чем новый театр удивит слуцкую публику, Валерий Гуринович хранит в тайне, но из достоверных источников нам стало известно, что спектакль посвящён антиалкогольной тематике, а сама пьеса «Проделки Бахуса» — оригинальное произведение режиссёра Гуриновича.

Беседовала Татьяна Гусева

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии