Случчане, уезжающие на заработки в Россию, как правило, отправляются на стройки. Но есть и исключения. Оказывается, не так уж трудно найти работу по специальности и работникам умственного труда. С одним их них, Сергеем Гончаренко — в недавнем прошлом журналистом “Кур’ера”, более известном читателям как Сергей Жуков и Сяржук Ганчар — и побеседовал недавно наш корреспондент.
Поиски работы
Садясь в прицепной вагон “Слуцк-Москва”, нетипичный гастрабайтер имел в кармане всего 100 долларов. При этом он был искренне уверен, что этой суммы хватит на первое время. Благо, что в Москве у Сергея жил двоюродный брат, у которого он и планировал остановиться до того времени, пока не устроится на приличную работу и не снимет отдельное жильё. Ещё в Слуцке Сергей искал работу через Интернет, но теперь уверен: лучший способ найти работу журналиста в Москве – действовать через коллег по цеху. “В первую очередь, я зашёл в Сети на форумы и чаты, которые посещают преимущественно журналисты, — рассказывает он. — Именно здесь они обмениваются информацией, секретами, телефонами “звёзд”. И это без всяких палок в колёса! Потому что ты знаешь: сегодня ты поможешь кому-то, а завтра этот кто-то поможет тебе”.
Зайдя на такой форум, Сергей узнал, что в одно из федеральных российских изданий с ежедневным тиражом в два с половиной миллиона требуется журналист. Он позвонил в редакцию и на следующий же день прошел собеседование. Бывшему журналисту “Кур’ера” дали три недели испытательного срока, который успешно закончился через четыре дня после первой же публикации в издании.
“Каким образом ты подготовил материал, если в Москве на тот момент у тебя не было связей и нужных знакомств в определённых кругах”,- спросила я у коллеги. — “В журналистике есть такое понятие как удалённая работа, под которой подразумевается написание материалов для интернет-сайтов. Через два-три дня после приезда в Москву я наладил контакты с одним из таких изданий. Мне тут же сделали удостоверение, с которым можно было легко открывать двери нужных кабинетов. А это, в свою очередь, в дальнейшем помогло во всеоружии встретить первый вопрос, который задают журналисту, пришедшему устраиваться на работу: “Какими связями вы обладаете в данной сфере?”.
Репортаж за полчаса
— Ритм жизни ежедневной газеты сродни темпу работы телевизионного канала, то есть материал делается сегодня на сегодня. Конечно, чтобы соответствовать этим требованиям, редакция должна быть оснащена по последнему слову техники. В России ни одна газета не работает на таком программном обеспечении, как это издание. Весь процесс компьютеризирован, начиная от набора текста и заканчивая выходом готовой газеты из типографии. Если кто-то помнит американскую комедию “Переключая каналы”, интерьер студии из фильма и интерьер этой редакции – один к одному. Огромное помещение, вмещающее сотню человек. Под потолком висит монитор, на котором появляется информация, к какому времени нужно сдать материал. В газете в распоряжении каждого журналиста ноутбук, мобильник, цифровой диктофон. Материал готовится следующим образом: бригада, возглавляемая журналистом и фотокорреспондентом, выезжает на какое-то событие. Как только журналист и фотокор завершают свою работу, они по пути в редакцию сбрасывают через Интернет весь отснятый материал на редакционный сервер – это длится 10-15 минут. У журналиста остаётся 5-10 минут, чтобы закончить статью и отправить её таким же образом в редакцию. К тому времени, когда бригада приезжает в редакцию, материал о событии уже свёрстан и стоит на полосе.
Издание, где он работает, Сергей относит к качественному таблоиду, который идет в ногу со временем и стремится удовлетворить широкий круг читателей. По формату, по профессионализму газета приравнивается к немецкому “Бильду” и английскому “Сан”. “ В ней работают профессионалы высокого класса, но “звёзд” журналистики среди них нет, как их вообще нет в ежедневных газетах. Потому что сегодня ты выдал блестящий материал, а завтра об этом никто не вспомнит. Завтра от тебя будут ждать такой же продукт”.
Коренных москвичей в издании можно пересчитать по пальцам. Как говорят, что Америка выживает за счёт иностранцев, так и Москва выживает за счёт приезжих. Это город больших возможностей для тех, кто хочет чего-то добиться.
Москва и москвичи
— Москвичи коренные, как мне показалось, очень медлительные и туго соображают. Этакие “обломовы”, которые считают, что достигли совершенства уже тем, что живут в столице. Показателен такой пример. Когда я присутствовал на одной из пресс-конференций в РИА-Новости, вопросы задавали только НТВ и …я. Остальные журналисты сидели молча и, видимо, ждали, когда за них сделают работу другие.
…На московских улицах другие лица. Может, москвичи еще не научились держать улыбку, как американцы, но они уже близки к этому. Есть на улицах и нищие, и попрошайки. Те же гастрабайтеры из Таджикистана влачат довольно жалкое существование, получая за свой труд 100 долларов в месяц. Но общий уровень жизни, конечно, несопоставим с белорусским. Неудивительно, что Москву недавно признали самым дорогим городом мира.
Среди ночи вставать ради нескольких строчек в газете
— Среди ночи журналиста могут поднять с постели и отправить с фотокором на какую-то точку ожидать прибытия важного лица. Хотя ещё не факт, что VIP появится именно в этом месте. Это больше касается отдела светской хроники. Пришлось побывать в этой шкуре и мне. Правда, работа была днем. Достаточно известная ситуация, связанная с уходом из московского “Спартака” главного тренера Старкова. В тот день, когда ожидалось принятие решения об уходе тренера или продолжении его работы в составе клуба, источники сообщили информацию о том, что Старков должен появиться в определенное время в одном из трёх мест. Три бригады журналистов нашей газеты были отправлены на различные точки. И так получилось, что Старков появился в месте моего “дежурства” — возле головного офиса “Лукойла”, одного из спонсоров клуба “Спартак”. К сожалению, от комментариев и фотосъёмки тренер наотрез отказался. “Оставьте меня в покое”, — бросил он раздражённо и … удалился через “черный ход”. Удивительно, но даже за эту фразу мне заплатили гонорар.
Охота на Ходорковского
— После суда над Ходорковским его привезли на зону. От нашей газеты тоже послали журналиста и фотокора, чтобы запечатлеть прибытие важной персоны. Естественно, туда никого не пропустили. А возле зоны была расположена полуохраняемая стройка, чем не преминули воспользоваться наши ушлые ребята. Они забрались в строящееся здание, нашли удобную точку для съёмки. Удалось заснять тот момент, когда бывшего олигарха привозят и ведут под охраной… Этого не сняли даже телеканалы, не говоря уже о других изданиях. Потом адвокаты Ходорковского подали в суд, поскольку съёмка была запрещена. Суд они выиграли, и редакции пришлось выплатить энную сумму. Но, тем не менее, газета не проиграла, ведь снимок купили все ведущие информационные агентства и мировые издания. А в первую очередь, выиграли читатели, которые увидели, как всё было.
Встречи с Хакамадой и Новодворской
— Источники информации обновляются каждый день, потому что ты каждый день делаешь звонки по той или иной теме и знакомишься с разными людьми. За время моей работы в газете круг моих информаторов расширился и включает представителей министерств, ведомств, депутатов Госдумы, известных людей из мира политики, шоу-бизнеса, спорта.
Однажды пересекались с Ириной Хакамадой. Случилось это на презентации её книги “Секс в большой политике”. Книга сейчас бестселлер в Москве. Её читают везде, в том числе и в метро. Хакамада, по-моему, очень даже сексуальная женщина. И на презентации была одета в облегающее платье, подчёркивающее фигуру.
В другой раз я попал на презентацию книги Новодворской и Борового “Анекдоты про Путина”. Конечно, я спросил, не собираются ли они написать такую же книжку про президента Беларуси. Все рассмеялись. А политики заметили, что мысль хорошая. Надо будет подумать.
Журналистам вход воспрещён
— Есть мероприятия, на которые прессу не приглашают, и появление на них журналиста расценивается как из ряда вон выходящее событие. На такие мероприятия журналисты стремятся попасть во что бы то ни стало. Такая история приключилась, когда одна из серий фильма “Моя прекрасная няня” должна была сниматься в Египте. Информация о съёмках держалась в строгой секретности: ведь съёмочная группа и продюсеры заинтересованы в том, чтобы зрители узнали о новых событиях сериала во время показа фильма, а не из газет. Наши журналисты поехали за актёрами, раздобыв информацию, в каком городе будут проходить съёмки. В итоге фотографа нашей газеты, “закопавшегося в пески Сахары”, поймала охрана. Фотограф оказался не коренным москвичом. Он приехал из Тамбова, и прописка у него, соответственно, тоже тамбовская. Когда у него спросили, а что ты здесь делаешь, он, недолго думая, ответил: “Да я вообще-то турист из Тамбова. Вот, у меня и паспорт есть!”. “Туриста” отпустили с миром и даже флэш-карту со снимками не тронули!
Таблоид в Слуцке
На вопрос, а сможет ли теоретически газета такого плана появиться в Слуцке, Сергей сказал: “Теоретически, конечно. Без сомнения, она очень быстро найдет своего читателя. Но времена для этого, как, впрочем, и для любой другой новой газеты, в Беларуси пока не наступили”.
Беседовала Ольга Слуцкая
Тоже хочу в Москву
стандартная история про умеющего работать журналиста. Если в жилах не течет инфо — делать вам нечего в журналистике.