65 лет братская могила подростков в ожидании внимания живых
72-летний житель деревни Кучино Слуцкого района Василий Васильевич Карпачёв рассказывал мне, как в июне 1941 года, через несколько дней после начала войны, шоссе Слуцк — Старые Дороги у развилки на Уречье переходили подразделения одной из дивизий Красной Армии, отступавшей в направлении Любанских болот.
Жили тогда Карпачёвы в доме, который стоял обособленно от других деревенских домов, недалеко от лесозавода.
Фашисты, появившиеся в Кучино в середине дня 27 июня, запустили завод и пилили лес для своих нужд. Охранял это производство караул из пяти или семи человек. Отступавшие красноармейцы уничтожили их. Василий Васильевич, которому в то время было семь лет, до сих пор помнит, что колонну воинской части замыкал солдат, ехавший верхом на сильно хромавшей лошади.
Уже через час-другой, после того как прошли красноармейцы, где-то в районе Верхутино загрохотали орудия. Жители Кучино поняли: начался бой… Позже рассказывали, что наша дивизия так и осталась в Любанских болотах.
Однажды у дома Карпачёвых, вспоминает Василий Васильевич, остановилась большая, крытая брезентом машина. «Я спрятался на чердаке сарая и через щель между досками видел, как из кузова выпрыгнули конвоиры и, под их окрики, группа подростков лет 16-18 в одежде, очень похожей на форму железнодорожников. Не помню, сколько их было, но, думаю, не меньше 15-ти. Всех ребят расстреляли на моих глазах у ямы, метрах в 15 от нашего дома», — рассказывает он. Тела расстрелянных слегка присыпали землей. «Там они и покоятся по сей день, — продолжает Василий Карпачёв, невольный малолетний свидетель той страшной расправы. — 65 лет прошло с того времени, а у моего дома всё так же находится безымянная братская могила молодых ребят. За все эти годы никто на неё внимания не обратил». В эту могилу фашисты сбросили и тела нескольких местных жителей. В их числе, и тело деда Василия Васильевича. Позже оккупанты разрешили жителям деревни перезахоронить тела расстрелянных родственников. «Я обращался в местные органы власти, когда праздновали 25-летие Победы, 30-летие. Мне, конечно, красиво отвечали. Но ничего не делали», — заканчивает свой рассказ Василий Васильевич.
Михаил Тарасевич
Если Вы что-то знаете о расстреле в июне 1941 года в деревне Кучино, — позвоните в редакционный отдел: 2-25-99