Не обойти б всевидящее Око

0

«Не бойся лишений телесных, бойся лишений душевных».
Из Библии

Воскресным утром возле здания новой, схожей на дорогой особняк, городской бани обратил внимание на стоянку для транспорта, где стояло свыше тридцати легковушек, среди них лишь два «жигулёнка», остальные — иномарки. Владельцы их не только горожане, а и жители окрестных деревень. А вокруг городского рынка в такой день припарковывается не менее четырёхсот машин. Их владельцы едут сюда, как и тысячи «безлошадных» граждан, с одним желанием — удовлетворить потребности своей плоти. Так повелось издавна. Вспомните: «Хлеб — всему голова».
Иная картина в такой же воскресный день возле Свято-Космо-Домиановской церкви, что сияет маковками пяти куполов на территории бывшего военного городка. Во дворе, рядом с храмом, увидел три легковушки. В молитвенном зале, свободно вмещающем свыше трёхсот прихожан, было человек пятьдесят женщин да девять мужчин, среди них в возрасте за шестьдесят — лишь двое. Как не раз замечал и раньше, среди мужской паствы почти одни и те же лица, уже знакомые. Но что больше удивляет — молодых людей из тех, что по вечерам толпятся возле дискотек, кафе, а летом — на площадях и в парке, в храме почти не видно. Да ведь так было и тридцать лет назад, когда за старшеклассниками, юношами и девочками, заглядывающими из-за любопытства в церковь (единственную в те времена) в дни престольных праздников, бдительно сочили учителя школ по заданию из горкома партии, брали на учёт их имена. Слава Богу, сейчас такой контроль не нужен — в храм любой конфессии входи свободно, без страха. Правда, чаще стали посещать церкви, костёлы молодые женщины с маленькими детишками на руках, а если им три-четыре года, то за руку, дабы священник осенил крестным знаменем, благословил. Но вот подростков 14−16 лет здесь почти не увидишь. Да и откуда молодёжи познавать азы духовности, если школа по-прежнему далека от них. Всегда ли так было?
Открываю страницы мудрой, полной религиозно-философских размышлений книгу святого православной церкви Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе», изданной стотысячным тиражом в перестроечные годы. И какая-то невидимая сила притягивает к ней, наполняет душу чем-то светлым и радостным. А ведь в советские времена имя этого праведника, к которому в Кронштадт со всей России и её окрестностей съезжалось за год свыше 150 тысяч паломников, его имя было предано анафеме — как реакционера. Русский писатель-эмигрант послереволюционной поры Борис Зайцев вспоминает о нём, как о ходатае и заступнике, к которому обращались в горе, беде, в болезнях — и он всем помогал! «Его глаза при встрече с людьми горели любовью и молитвой».
После октябрьского переворота Андреевский собор в Кронштадте, где служил всю жизнь святой, был разрушен — об этом я узнал ещё тогда, когда шесть лет после войны служил там матросом Балтфлота.
В той книге «Моя жизнь во Христе» ещё в конце XIX века святой праведник сокрушался о том же, что и мы сегодня. Открываю 61-ю страницу: «Молодёжь редко ходит в храм, вообще не ведёт дела воспитания своего духовного, считая его как бы ненужным и отдаваясь житейской суете. Это плод гордости, неразвитости духовной. Считают посещение храма делом стариков да женщин». Сказано сто лет назад, а разве не применительно к нынешним настроениям молодёжи? Не потому ли так велико её пристрастие к развлечениям, пьянству, а как итог — и криминальные преступления. И снова обращаюсь к словам великого праведника: «Не живёт Господь в том сердце, в котором царит жадность, пристрастие к земным благам, к сластям земным, к деньгам и прочим удовольствиям. Опытом доказано и познаётся ежедневно. В том сердце живёт жестокосердие, гордость, высокомерие, злоба, мщение, зависть, скупость, обман. Там нет места Христу». А разве не являемся мы свидетелями этих изъянов человеческой души на экранах телевизоров?
В своё время мудрый праведник пророчил: «Мы совсем забыли, что мы рабы Божьи, мы думаем, что мы свои, и располагаем жизнь свою не по заповедям Божьим, а по своей волюшке: как нам хочется, так и живём. А оттого жизнь наша исполнена бесчисленных грехов». Как далеко вперёд смотрел этот старец-пророк!
Снова думаю о том, как мало в храмах мужчин пенсионного возраста. А ведь их в городе и районе не одна тысяча. Казалось бы им, пережившим войны и послевоенные гонения на веру, инакомыслие, пора бы стряхнуть пыль атеизма, засевшего в умах за долгие годы безбожия, обратиться сердцем к нетленному Богу. Увы… Позвонил как-то после престольного праздника знакомому пенсионеру, ветерану войны в деревне Серяги, где есть православная церковь. И поинтересовался, как много было в ней в тот день прихожан. Ответил с грустью, что немного, человек тридцать женщин и только один мужчина — он сам. Это в деревне на 270 дворов, где проживает 736 человек, из них лиц в возрасте от 16 до 60 лет — 356, остальные, в основном, пенсионеры. На вопрос, чем же заняты там мужчины в дни, когда в храме идёт служба, услышал: «Пьют водку или самогон». Таков он был и на мой запрос к знакомому пенсионеру из деревни Болотчицы, где несколько лет назад за короткий срок местный священник не без помощи сельчан и колхоза, построил деревянную, оригинального архитектурного стиля церковь. В воскресный день туда заходит человек пятнадцать женщин в годах и один-два мужчины. Всё это — наследие недавнего прошлого, когда даже икону не в каждом доме можно было увидеть на покути, не говоря уже о Библии. Вот и потянулись люди, лишённые духовной пищи, к спиртному.
И приходят на память слова известного всему миру библейского пророка Матфея, сказанные две тысячи лет назад: «Чистые сердцем Бога узрят, Он есть Око всевидящее, как бы умное Солнце, стоящее над миром». Не обойти бы Его.

Реклама

Михаил Залесский

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии