Сегодня суббота, 20 января -2
    Вокруг нас

    Слуцкие «Доски», или С ностальгией о старой танцплощадке

    Типичный слуцкий вокально-инструментальный ансамбль 70-80-х. На фото группа из ресторана «Заря» (слева направо): Александр Биркос, Анатолий Булгак, Владимир Трофимович, Владимир Киреев
    Типичный слуцкий вокально-инструментальный ансамбль 70-80-х. На фото группа из ресторана «Заря» (слева направо): Александр Биркос, Анатолий Булгак, Владимир Трофимович, Владимир Киреев Фото из архива газеты «Кур'ер»
    • Новые объявления
    • СДАМ 1-комн. квартиру, г. Слуцк, ул.8 Марта, без мебели. т.(8 029) 105 81 70

      СДАМ в аренду обустроенное рабочее место парикмахера в центре г. Слуцка. ИП Марачковская Л.А. УНП 691 977 041 т.(8 044) 746 95 35

      СДАМ гараж в р-не 1 в/г. т.(8 029) 341 64 67

    Открытие в Слуцке диско-бара «Доски» подтолкнуло написать о танцплощадке в городском парке, поскольку владельцы нового заведения пояснили, что причудливое название выбрано в связи с этим некогда популярным у случчан местом отдыха.

    Сразу уточню, что слуцкая танцплощадка называться «Досками» стала уже в свои поздние времена — в начале 1970-х годов. Да и сам этот термин как-то не особо прижился, поскольку не являлся оригинальным. Дело в том, что все знали: «Доски» — это знаменитая минская танцплощадка в парке имени Челюскинцев.

    Столичное и провинциальное место отдыха роднило одно — и там, и здесь был оборудован дощатый танцпол. Отсюда и аналогия в названии. Жители Слуцка всё же предпочитали говорить танцплощадка или просто — танцы в парке.

    Необходимое отступление

    В советские времена история массовых танцев в парках под духовые оркестры или просто под репродуктор уходит в 20-е годы прошлого века. Специалисты считают, что открытые «танцполы» пришли из деревенской культуры: перебираясь в город, сельские жители продолжали по традиции собираться своим кругом на общие праздники.

    В 30-е годы стихийные танцплощадки легализовали, обнесли оградой, обустроили сцену… И пошло, и понеслось. Вскоре они стали чем-то большим, чем просто место отдыха людей, превратившись в оригинальную городскую субкультуру со своими правилами, ритуалами и традициями.

    Однако любая субкультура имеет ограниченные сроки жизни. Не стали исключением и танцплощадки. Родившиеся в 20-е годы прошлого века, они к его концу постепенно безвозвратно ушли в прошлое.

    Немного истории

    Специально оборудованное место для танцев в Слуцке появилось вместе с новым городским парком культуры и отдыха в середине 1930-х годов. Тогда по популярности у случчан танцплощадка могла соперничать с футбольными матчами на стадионе и демонстрацией новых кинофильмов в местных кинотеатрах.

    После войны парк стал первым социально значимым объектом, восстановленным в городе. В числе других сооружений здесь построили новую танцплощадку с крытой сценой. В деревянном полу были сделаны прорези, в которые посадили деревья, а саму площадку обнесли высоким забором. В сезон 1946 года на ней провели 55 вечеров танцев.

    Тогда же город приобрёл для парка комплект духовых инструментов. Вход на танцы был платным. Стоимость билета зависела от музыкального сопровождения: под духовой оркестр в полтора раза дороже, чем под баян. В 1950-е годы у входа на «танцпол» установили бетонную скульптуру девушки, которой было суждено стать местом встреч отдыхающих.

    Скульптура у входа на танцплощадку в слуцком парке. Возле неё назначались тысячи свиданий.С сайта «Наследие Слуцкого края»
    Деревянная танцплощадка со временем ветшала. Приходилось постоянно делать текущий ремонт. В середине 1960-х в связи с быстрым ростом населения Слуцка встал вопрос о её реконструкции и расширении, что и было успешно сделано. Именно в таком виде она и запомнилась многим случчанам, посещавшим танцы в парке в это и следующие десятилетия.

    Новые времена — от ВИА до ди-джеев

    Веяния музыкальной моды убрали со сцены баян и духовой оркестр. На смену им пришли вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) с электрогитарами, клавишами и ударной установкой. Народ жаждал новых ритмов, и он их получил. Составы слуцких музыкальных коллективов менялись ежегодно по несколько раз, благо показать себя на сцене в парке желающих было хоть отбавляй.

    Царство местных музыкальных групп, исполнявших отечественные и зарубежные хиты, казалось бесконечным.

    Но ничего нет вечного под луной. Эти команды в 1980-х убили пришедшие с Запада новые музыкальные направления — диско и последующие за ним. Воспроизводить сложную студийную музыку самостийным коллективам с примитивной аппаратурой оказалось не под силу.

    Их сменили многочисленные проворные диджеи с магнитофонными записями, осведомлённые о последних музыкальных новинках, отвечающих запросам привередливой публики. К этому времени слуцкая деревянная танцплощадка окончательно пришла в упадок. В начале 1980-х её снесли, заменив новой, как тогда казалось, современной постройкой.

    Люди по инерции некоторое время продолжали туда ходить, но называлось это уже дискотека, а о былой посещаемости в тысячи человек за вечер осталось только вспоминать.

    Традиция массовых танцевальных вечеров в парках уходила в прошлое. Молодёжь перемещалась в бары, рестораны, кафе и клубы, где могли предложить сопутствующий сервис с разнообразными напитками и лёгкой закуской.

    В тему: Игорь Котляров (DJ KIS): Шесть «поколений» молодёжи прошло через мои дискотеки. Интервью

    Все эти годы Игорь Котляров работал в творечской паре с Денисом Сергой (DJ DEN). На архивном фото «клетка» на танцполе в Слуцком городском парке культуры и отдыха, где летом проходили главные городские дискотеки.Алесь Достанко

    Постепенно исчезала и неповторимая субкультура городских танцплощадок, на которую автор статьи предлагает взглянуть пристальнее.

    Табу для малолеток

    Танцы в советские времена совсем не то, что есть сейчас. Это было особое мероприятие, где бурно кипела жизнь со взрослыми страстями: знакомство и расставание, любовь и ревность, дружба и предательство, вражда и сведение счётов. До всего этого надо было дорасти и созреть.

    Поход на танцы давал понять, что ты уже повзрослел, что пришёл не на какую-то школьную вечеринку, а на танцплощадку, где всё по-серьёзному.

    В Слуцке вплоть до начала 1970-х годов существовал негласный возрастной ценз при посещении танцев. К тому же распоряжением горисполкома школьникам до 16 лет было запрещено находиться в парке после 20.00. Однако даже достижение заветной цифры ещё не было пропуском. Сама атмосфера танцплощадки выталкивала подростков за её пределы.

    Удел малолеток — смотреть за происходящим со стороны, из-за забора. Словом, танцплощадка довольно долго была территорией взрослых, запретная для «мелкоты».

    Однако с течением времени состав посетителей претерпевал омоложение. Процесс пошёл в обратном направлении. Уже к середине 1980-х годов парни и девушки старше 20 лет чувствовали себя на танцплощадке неуютно. А основная масса танцующих воспринимала их как перестарков.

    Возле фонтана в парке. Аллея позади ведёт к танцплощадке.С сайта «Наследие Слуцкого края»

    По своим правилам

    Каждая танцплощадка жила по своим порядкам. Слуцкая исключением не была. В выходные, по субботам и воскресеньям, молодёжь бежала в парк на танцы, где парни из ВИА 1970-х ублажали её слух, выводя популярные хиты (каждый может вспомнить своё). Вход был платным — 50 копеек. Или рубль, если танцы дополняла какая-нибудь развлекательная программа с незамысловатыми конкурсами.

    Желающих попасть на танцплощадку было множество, поэтому кассу приходилось брать штурмом. Оставшиеся без билетов пробовали проникнуть на танцплощадку моментальным броском через забор. Но это было делом рискованным — как кому повезёт.

    Перед танцами парни, как правило, приобретали портвейн или что-нибудь из плодово-ягодных вин. Это придавало храбрости в приглашении девушек к танцам и дальнейшему знакомству.

    Бывали времена, когда за одни вечер на «слуцкие доски» продавалось по ПЯТЬ ТЫСЯЧ билетов. К 21 веку не всякая дискотека могла похвастаться 500 проданными билетами.

    Танцплощадка была немыслима без многочисленных компаний. Каждая из них имела свою скамейку или определённое место, из-за которых нередко случались конфликты. Группы парней старались расположиться возле гремящих колонок и наблюдать за танцующими. Это считалось круто — занять место поближе к сцене, хотя слышимость там была нулевая.

    Когда парни-музыканты приглашали на сцену какую-нибудь симпатичную девчонку, у остальных, включая подруг, возникала неподдельная зависть.

    Многие девушки старались познакомиться с музыкантами, войти в число их друзей. Тогда это считалось высшим пилотажем. Непреложным правилом для посетителей было совершать «круги почёта» по периметру танцплощадки. Не знаю почему, но движение осуществлялось обычно против часовой стрелки.

    Полная история Слуцкого городского парка культуры и отдыха — здесь.

    Небольшие зарисовки

    Когда начинала играть музыка, девушки завлекательно порхали по площадке, пытаясь понравиться парням.

    А те важно стояли в стороне, делая вид, что не интересуются женской половиной, на самом же деле пытаясь разглядеть ту, с которой можно будет потанцевать и подружиться.

    Молодёжь в Слуцком парке.С сайта «Наследие Слуцкого края»
    Напряжённым моментом для стеснительных парней было объявление белого танца. Оставшиеся без приглашения скрыто переживали и нервно покуривали.

    Нередко на танцплощадке появлялись подвыпившие компании, которые приходили сюда не танцевать. Парни с серой внешностью и в такой же одежде высматривали чем-то не понравившихся им местных или каких-нибудь залётных.

    Когда субъект был определён, по отработанному сценарию устраивался мордобой без шансов для жертвы. Пострадавшего уводили знакомые, а дежурившие неподалёку милиционеры оказывались на месте столкновения к шапочному разбору. Настроение у отдыхающих портилось, но уже через десяток минут всё возвращалось в привычную колею.

    Когда случался сильный дождь, то танцы отменяли. Толпы неудовлетворённой молодёжи в плащах и под зонтами расходились по дворовым беседкам с тем же портвейном или плодово-ягодным, где под гитару звучали жалобные песни, как правило, «про погибшую любовь».

    Впрочем, аналогичные посиделки устраивались и в ясные дни. Сигналом к выдвижению на привычное место было объявление со сцены: «Последний танец». Обычно это был «медляк» как шанс на ещё возможное знакомство.

    Вместо заключения

    Вряд ли сегодня вы найдёте среди случчан старшего поколения тех, кто не бывал бы на танцах в городском парке и не оживлялся бы при упоминании танцплощадки. Они до сих пор прекрасно помнят ни с чем не сравнимые вечера пролетевшей молодости.

    Для них это было время веселья, знакомств, влюблённости, дружбы, ревности и разочарований.

    Все публикации